Основные этапы работы над предложением в школе для неслышащих детей

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика

Классы: 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: ОВЗ


В работе над простым предложением можно выделить несколько этапов.

Первый этап соотносится по календарным срокам с первыми тремя неделями обучения в 6 классе. Основная задача обучения в этот период – введение речи школьников в определенные дисциплинарные рамки и выявление запаса фразового речевого материала обучающихся. Они привлекаются к осознанному членению связной речи на законченные и грамматически оформленные речевые отрезки – предложения, а предложения – на слова и словосочетания.

Содержанием работы является выделение из всех речевых единиц основной коммуникативной единицы языка – предложения. От обучающихся требуется употребление его в связи с ситуацией, беседами и рассказами на заданную тему. Учитель выявляет объем и структурные особенности речи, а также возможности варьирования высказываний при изменении коммуникативных условий.

Параллельно этому внимание школьников направляется на умение анализировать материал, которым они владеют. С этой целью обучающиеся сопоставляют слова, предложения, тексты; анализируют предложения с помощью грамматических вопросов, выявляют аналогии между предложениями на основании вопросных схем и подсчета элементов.

Готовый материал дается школьникам гораздо реже, чем привлекается самостоятельно отобранный или составленный из предлагаемых частей.

Итак, содержание работы над предложением на первом этапе включает в себя ознакомление со следующими понятиями: предложение, слово, текст, вопрос, образец, схема, порядок слов в предложении, разделить (выбрать), построить (составить), вставить (написать, включить), разобрать (по вопросам), сравнить, спросить, сообщить. Сюда относится овладение соответствующими приемами и навыками построения и анализа предложения, находящими отражение в заданиях упражнений. Работая над грамматическими понятиями и необходимыми умениями по вычленению предложения из других единиц, учитель закладывает основы того, что ведет к обобщениям по линиям словесной организации предложения и усвоения содержательной стороны высказывания. Уточняются формы слов в различных синтаксических позициях с опорой на интуицию (память), вопрос, образец; определяется минимальный и максимально достаточный состав высказывания. С помощью вопросов О чем (о ком) говорится в предложении? и Что говорится о предмете? Что он делает?, а также вопросов к второстепенным членам предложения фиксируется высказывание в целом и количество его составляющих. Попутно ведется наблюдение по линии синтагматических отношений (междусловных связей) и парадигматических отношений (смысловых связей между единицами разных предложений).

Ведя грамматические наблюдения, учитель не забывает и о лексической наполняемости, т. е. показывает возможность включения того или иного слова в конкретное предложение, пределы заменяемости слов и т. д.

Содержание работы на первом этапе обучения неслышащих обучающихся предложению определяется как логикой учебного предмета в целом, так и особенностями усвоения программного материала, выявленными в процессе изучения уровня знаний и умений обучающихся. К началу обучения в 6 классе у многих школьников с достаточно развитой речью имеются лишь предпосылки к расчлененному восприятию речевого материала, умения произвольно маневрировать речевыми средствами находятся в зачаточном состоянии.

Некоторые особенности владения структурой предложения, отмеченные у неслышащих школьников, заставляют включать наблюдения над порядком слов в простом предложении.

Вопрос о порядке слов в предложении сам по себе достаточно сложен и требует глубокого изучения в курсе стилистики. Но самые простейшие наблюдения необходимо проводить при первых построениях и перестроениях предложения. В самостоятельной речи неслышащих школьников преобладают предложения с прямым порядком слов, в которых на первом месте употребляется субъект – подлежащее. При таком строе предложения школьники легко воспринимают его, связывают слова и, если все они знакомы, понимают и передают необходимые отношения. Но стоит изменить порядок слов в таком предложении, как оно сразу же «рассыпается». Пытаясь «собрать» такое предложение, школьники по-иному связывают слова и неадекватно передают отношения между предметами в формах слов. Достаточно привести примеры ошибочных предложений неслышащих школьников, чтобы понять влияние порядка слов на структуру предложения: Надя болит голову вместо У Нади болит голова. Саженцы посадили ребятам вместо Саженцы посажены ребятами или Ребята посадили саженцы.

Изучение порядка слов в предложении необходимо для того, чтобы показать постоянство связей между словами, где бы они ни стояли, и передаваемых ими отношений.

С этим связаны возможности перестроения предложений и тем самым обогащения выразительных средств языка. Связи слов и выражаемые словоформами отношения не должны распадаться, в каком бы порядке слова ни стояли.

Наблюдения над предложением, начинающиеся на первом этапе работы, находят продолжение на последующих этапах. Усваиваемые обобщения являются предварительными, которые в дальнейшем уточняются и усложняются за счет новых способов действия с учебным материалом. Каждый предыдущий этап является пропедевтическим по отношению к последующему. Повторение и углубление изученного ранее на следующих этапах придает процессу усвоения материала спиральный характер.

Второй этап работы над простым предложением также делится примерно на три учебные недели. Он соотносится с периодом изучения состава предложения. На данном этапе осуществляется переход от анализа предложения с помощью грамматических вопросов к анализу по членам предложения. Наблюдения и анализ ведутся на сопоставимых предложениях: имеющих тождественный состав и сходных по смыслу, содержащих тождественный состав, но отличающихся по смыслу; имеющих различный состав и различающихся по смыслу. Работа организуется как на готовых предложениях, отражающих известное содержание, так и на самостоятельно составленных, в соответствии с задачей высказывания. Изучаются предложения, в которых способы выражения членов предложения разнообразны. Так, обучающиеся имеют дело с предложениями, в которых роль подлежащего выполняют существительные и личные местоимения в именительном падеже, роль сказуемого – глаголы совершенного и несовершенного вида во всех временах и личных формах; роль дополнения - существительные и личные местоимения во всех косвенных падежах; роль обстоятельства – наречия и существительные с предлогами; роль определения – прилагательные, притяжательные местоимения и порядковые числительные во всех формах.

Происходит параллельное ознакомление с частями высказывания и разными вариантами его словесной организации. Вопросы, с помощью которых расчленяется предложение, объединяют в себе единицы, выделяемые на основе двустороннего анализа. К подлежащему ставятся два вопроса – смысловой и грамматический: О ком говорится в предложении? Кто (читает)? – мальчик. К сказуемому тоже могут быть поставлены два вопроса, если подлежащее – предмет неодушевленный: Что говорится о солнце? Что оно сделало? – взошло. Двойные вопросы ставятся и к обстоятельству, если оно выражено существительными с предлогами: Откуда выпал птенчик? Из чего? – из гнезда. Двойные вопросы ставятся даже к определению, если оно выражено порядковыми числительными, например: На каком этаже (находится класс)? На котором? – на третьем. В записи двойные вопросы сохраняются, один из них – смысловой – пишется первым, второй – грамматический, показывающий форму слова, - записывается в скобках.

Итак, основные понятия, отрабатывающиеся на втором этапе обучения предложению, следующие: состав предложения, подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство, член предложения.

При изучении предложения на втором этапе педагог уделяет особое внимание не только формированию грамматического строя языка школьников, но и обогащению его лексического состава. Следует накапливать у неслышащих обучающихся представления о том, что члены предложения связаны между собой и связи эти неоднородны.

Обучая перестроению предложений, педагог дает образец, но в каждом конкретном случае связи приходится устанавливать ученикам самостоятельно. Для преобразования предлагаются такие предложения: Ребята выполнили задание. Боец выполнил приказ. Мальчик выполнил поручение. Мама выполнила просьбу.

Самостоятельный выбор или образование формы сказуемого (выполнено, выполнен, выполнена), а также формы слова, которое становится дополнением (ребятами, бойцом, мальчиком, мамой), подготавливает учеников к переходу на последующие этапы обучения.

Третий этап обучения предложению связан с одним из самых трудных для неслышащих школьников разделов грамматики – изучением связи слов в предложении.

Обучением предложению приходится заниматься на всех уроках русского языка и во всех классах. Это один из аспектов рассмотрения структуры предложения, который постепенно становится методом синтаксического анализа.

Цели обучения на данном этапе многообразны. В первую очередь необходимо выработать умение в отборе одной из форм слова, передававшей в сходных предложениях аналогичные отношения. Если имеется в речи образец Учительница раздала ученикам тетради, то по нему можно построить предложения, выражающие сходные отношения между предметами: Орел принес пищу птенцам. Дед Мороз дал детям подарки. Командир отдал приказ солдатам.

Одновременно у обучающихся вырабатывается умение выделять связанные между собой пары слов. Важно научить школьников находить связанные между собой слова, как стоящие в непосредственной близости, так и разделенные другими словами предложения.

В процессе изучения связей слов дифференцируются значения падежных форм.

При изучении связи слов ставится также цель обогащения речи школьников конкретными словосочетаниями, образованными по типу согласования, управления и примыкания. Особое внимание надо уделить накоплению в речи конструкций управления. Это, в свою очередь, требует расширения словаря глаголов.

При изучении конструкций согласования запоминанию подлежат новые прилагательные. При рассмотрении связи примыкания в словарный состав вливаются новые наречия.

Одной из задач обучения на данном этапе является и формирование самих понятий: согласование, управление, примыкание. По своему объему и содержанию данные понятия не являются одинаковыми, поэтому усилия, затрачиваемые на усвоение каждого типа связи слов также различаются.

Итак, на третьем этапе работы над предложением обучающиеся уже вплотную подводятся к усвоению структуры предложения как конкретной единицы речи и как единицы языка.

Четвертый этап работы над предложением приходится на тот период, когда школьники начинают изучать состав слова. Все морфемы, рассматриваемые как структурные части слова, показываются обязательно на фоне целого предложения, выявляются взаимосвязи между оформлением слов и их синтаксической функцией. Изучение состава слова на синтаксически оформленных речевых отрезках (на материале предложений или словосочетаний) позволяет обеспечить единство в формировании лексических и грамматических обобщений.

Постепенно учитель направляет наблюдения школьников на то, что слова, включенные в группу однокоренных слов, не только используются в разных синтаксических ролях, но имеют и разный состав. Именно поэтому они непохожи и являются в конкретных предложениях разными членами предложения.

Взаимосвязь между морфемами и предложением вытекает из уровневой теории языка, согласно которой единицы низшего уровня включаются в состав единиц высшего. На примере изучения данного раздела можно увидеть, как морфология служит синтаксису.

Пятый этап работы над простым предложением характеризуется обращением к изучению частей речи.

Части речи возникают на базе членов предложения исторически и потому должны рассматриваться с позиций «активной грамматики» только после их употребления в речи. Изучение частей речи вносит элемент нового в лексику, школьники получают представления о том, что «лексика языка обозначает не только конкретные предметы, но и абстрактные явления и отношения».

В процессе знакомства с частями речи уточняются представления школьников о составе предложения, синтаксических отношениях в нем, формальном выражении связи слов.

Шестой этап изучения простого предложения начинается с рассмотрения словосочетаний, в составе которых существительное может быть как главным, так и зависимым словом. Обучающиеся рассматривают три типа словосочетаний, в которых существительное выступает как главное слово (в роли подлежащего, дополнения и обстоятельства), и два типа, в которых оно выступает как зависимое слово ( в роли дополнения и обстоятельства при глаголе- сказуемом).

На этом этапе в основном отрабатываются способы построения и членения предложения.

Седьмой этап обучения захватывает длительный период изучения всех значимых частей речи в роли членов предложения. Последовательно рассматриваются следующие части речи: личное местоимение (в роли подлежащего, дополнения и обстоятельства), глагол (в роли сказуемого), прилагательное, порядковое числительное, притяжательное местоимение (в роли определений), наречие (в роли обстоятельства). Усиливается внимание к возможностям преобразования предложений, что обеспечивается взаимозаменяемостью частей речи в строе предложения.

Восьмой этап состоит в изучении простых предложений с однородными членами. Сложных предложений сочинительного и подчинительного типа, предложений с прямой речью.

При анализе структуры сложных предложений основное внимание направляется на уточнение структуры простого предложения.

Переход от наблюдения за простыми предложениями как самостоятельными коммуникативными единицами к наблюдениям за ними в составе сложного предложения логически вытекает из необходимости познать предложение в его синтагматических отношениях.

Изложенный материал об основных этапах обучения простому предложению неслышащих школьников представлен таким образом, что в каждой теме предусматривается определенный объем материала, характер толкования того или иного явления, последовательность рассмотрения фактов и явлений, степень их повторяемости, набор необходимых для усвоения понятий.