Добрый день, уважаемые коллеги!
«Основы смыслового чтения - так звучит тема нашего доклада.
Смысловое чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Цель: развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом, формирование читательской компетентности младшего школьника, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Основные задачи:
- формирование умений осознанно читать тексты и работать с различной информацией;
- развивать интерес к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы;
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
- освоение основных нравственно-этических ценностей, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
- воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Виды смыслового чтения:
- просмотровое;
- ознакомительное;
- изучающее;
- рефлексивное.
Просмотровое чтение - вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.
Ознакомительное чтение - вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.
Изучающее - вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
Рефлексивное - самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
Наша страна всегда гордились образованием.
По мнению международных специалистов обучающиеся российских школ в своем большинстве не умеют:
- работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
- анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
- составлять развёрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать детали;
- использовать разные типы чтения: ознакомительный, поисковый, аналитический;
- ответить на вопросы, предполагающие многократное возращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию;
- учесть точку зрения или знания адресата;
- определить замысел и цели автора текста.
Залог успеха современного человека - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.
Проблема обучения осознанному чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы становятся предметом пристального внимания со стороны государства. «Наше общество стало катастрофически мало читать.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст. Умение работать с текстом позволяет добиваться оптимального результата.
Сегодня на уроках учителю недостаточно выразительно прочитать текст ученикам и ответить на пару готовых вопросов в учебнике. Каждому педагогу предстоит использовать на уроке различные комбинации приемов, которые помогут обучающимся воспринять графически оформленную текстовую информацию и переработать ее в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Смысловое чтение - это такой вид деятельности, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания прочитанного текста.
Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, находить и извлекать информацию из различных текстов, работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
Таки образом, выделяют три основных этапа работы над произведением.
Первый этап - работа с текстом до чтения.
На первом этапе необходимо начать работу с определения смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделить его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».
На данном этапе уместно использовать прием антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Данный прием имеет несколько разновидностей:
а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.
б) Восстановление текста с пропущенными элементами.
в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.
г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?
Прием антиципация является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это называется смысловой догадкой. Такой приём существенно ускоряет темп чтения.
Второй этап - работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста может быть организовано как самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Его цель - выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
После того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.
Анализ текста предполагает постановку уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Это может быть диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов.
Последний вид работы на этом этапе - обобщение прочитанного. Работа строится в виде беседы по содержанию текста, постановки к тексту обобщающих вопросов, обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Третий этап - работа с текстом после чтения.
Работа на заключительном третьем этапе может быть построена в форме коллективного обсуждения прочитанного. Здесь уместно соотнести читательскую интерпретацию произведения с авторской позицией, выявить и сформулировать основную идею текста.
При подготовке сегодняшнего выступления нами был проработан большой объем информации из различных источников. Мы обобщили собственный опыт и выбрали самые актуальные и продуктивные, на наш взгляд, варианты приёмов работы с текстом, которые позволят расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапреметных умений.
Наиболее интересные приёмы работы с текстом это в начальной школе это:
1. Приём «Инсерт»
Название приема представляет собой аббревиатуру:
- I - interactive (интерактивная).
- N - noting (познавательная).
- S - system for (система).
- E - effective (для эффективного).
- R - reading (чтения).
- T - thinking (и размышления).
В методике Инсерт часто называют технологией эффективного чтения. Это маркировка текста. Применяется для стимулирования более внимательного чтения.
Как использовать прием "Инсерт" на уроках.
1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками на полях или на полоске бумаги, чтобы не пачкать учебник:
- V - я это знаю;
- + - это новая информация для меня;
- - - я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
- ? - это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Инсерт - прием, подготавливающий учащихся к осмыслению больших текстов.
2. Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по тексту.
«Тонкие» вопросы - вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы - вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.
Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Толстые» вопросы
|
«Тонкие» вопросы |
Объясните почему….?
|
Кто..? Что…? Когда…?
|
3. Приём «Составление вопросного плана»
Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.
В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.
Этот прием мы наиболее часто используем в начальной школе.
4. Прием «Синквейн»
Мы все знаем, что Синквейн - это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна - это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
5. Прием «Учимся задавать вопросы разных типов» - «Ромашка Блума»
Ромашка Блума: примеры вопросов в начальной школе.
Критическое мышление - это важная способность, которая должна быть сформирована у каждого ребенка. На его развитие влияет умение задавать вопросы, анализируя полученную информацию. Педагогический прием Ромашка Блума хорошо реализует эту задачу, а игровая форма работы делает процесс интересным и увлекательным.
Содержание
Что такое Ромашка Блума
Ромашка Блума - это один из приемов технологии развития критического мышления, система вопросов, основанная на таксономии Б.Блума.
Американский психолог Бенджамин Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком определенную проблему:
- Знание - простые вопросы;
- Понимание - уточняющие;
- Применение - практические;
- Анализ - интерпретационные;
- Синтез - творческие;
- Оценка - оценочные.
Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов. Этот прием широко используется в обучении. Он ценится не только универсальностью (подходит как для начальных, так и для старших классов), но и тем, что способствует мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает научиться работать с текстом.
Все лепестки ромашки Блума можно разделить на 3 группы по их образовательной цели:
- когнитивная («знаю»);
- психомоторная («творю»);
- аффективная («умею»).
Поэтому такая методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой опыт и познания.
Шесть лепестков - шесть вопросов
Рассмотрим подробно особенности каждого из лепестков метода Ромашка Блума.
Простые вопросы
Используются, когда требуется назвать какие-либо факты или воспроизвести конкретную информацию: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Сколько?». Для ответа на них требуется знать фактический материал и активизировать работу памяти.
Часто формулировка такого типа вопросов начинается со слова: «Назови …».
Уточняющие вопросы
С их помощью устанавливают обратную связь с собеседником, чтобы разъяснить или конкретизировать только что полученную от него информацию. Также они помогают получить сведения, которые не были сообщены прямо, но подразумевались в беседе.
Примеры этих вопросов Ромашки Блума могут быть такими:
- «Вы имели ввиду, что …?»;
- «То есть ты говоришь, что …?»;
- «Можно ли считать, что …?».
Интерпретационные (объясняющие) вопросы
Большинство из них строятся со словом: «Почему …?». Они помогают устанавливать причины и следствия различных явлений и поступков: «Почему зимой выпадает снег?».
Интерпретационные вопросы помогают найти новый подход к проблемам, получить углубленную информацию о различных вещах и выяснить ранее непонятные причины действий и поступков людей.
Важно понимать, что свою функцию такие обучающие вопросы выполняют только тогда, когда ученик еще не знает ответа на него. Если ребенок уже будет знать решение, то вопрос становится простым.
Творческие вопросы
В них всегда присутствует частичная условность, предположение или прогноз, поэтому вопрос обычно содержит в своей формулировке частицу «бы» или начинается со слова: «Придумай …»:
Современный педагог должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний.
Спасибо за внимание!