Русский язык
-
Открытый урок русского языка по теме: "Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?" 2007
В завершение темы "Слова-признаки" во 2-м классе по программе "Школа 2100" проводится урок-обобщение по теме "Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?". Основная цель урока: обобщить знания о словах-признаках, упражнять в подборе прилагательных, в умении устанавливать связь между словами-названиями и словами-признаками; учить решать проблемные ситуации. На уроке используются разные виды работ: работа в парах, фронтальная и индивидуальная работа. Основная работа направлена на развитие и закрепление умения подбирать слова-признаки по иллюстрациям и воображению к словам-названиям.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: "Открытие школьного Музея русского языка" 2007
На занятии ученики знакомятся с историей русского языка, узнают о происхождении алфавита и об иностранных словах в русском языке.
-
Тема урока: "Правописание мягкого знака в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа" 2007
Форма проведения урока - брейн-ринг. На уроке использованы разнообразные формы работы (индивидуальные, групповые, коллективные) и методы обучения (репродуктивный, практический, частично поисковый), которые применяются адекватно содержанию. Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всех школьников с учётом способностей.
-
КВН по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)" 2007
Урок-обобщение по русскому языку в 5-м классе проводится в форме игры КВН, тем самым закрепляя знания о синтаксисе и прививая детям любовь к русскому языку, а также развивая чувство коллективизма и умение работать в команде.
-
Приемы формулирования проблемных заданий по русскому языку (на примере темы "Степени сравнения наречий") 2007
Одна из причин ограничения применения методов и приёмов проблемного обучения на уроках русского языка – недостаточное количество заданий проблемного характера в большинстве действующих учебников по русскому языку, а также отсутствие внимания к приёмам формулирования проблемных заданий в учебниках по методике преподавания русского языка. В статье предлагаются классификация и краткое описание приёмов конструирования системы заданий проблемного характера применительно к уроку русского языка по теме «Степени сравнения наречий».
-
Урок постановки учебной задачи и моделирования по теме: "Прямая речь" 2007
Урок постановки учебной задачи и моделирования по теме "Прямая речь" построен в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.Д. Давыдова. На уроке раскрываются закономерности постановки знаков препинания при прямой речи. Создается ситуация успеха для демонстрации определенных способов работы, при осмыслении нового материала возникает проблемная ситуация. Исследуя предложенные учителем примеры, ученики формулируют учебную задачу. На уроке основополагающим является метод решения учебных задач, предусматривающий организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся по открытию и усвоению системы теоретических понятий.
-
Тема урока: "Совершенный и несовершенный виды глагола" 2007
Урок русского языка по теме "Совершенный и несовершенный вид глагола".
-
Слова с одним и тем же корнем и разными корнями (корни-омонимы, корни-синонимы) 2007
Распространенные ошибки среди учащихся при проверке орфограмм слабых позиций в корне слова связаны с омонимичными корнями, частями слов и границами корней. Решение данной проблемы в классе в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова рассматривается во 2-м классе через самостоятельное открытие учащимися "секретов" языка, исследовательскую работу, задания с "ловушками", разнообразные формы работы. Овладение системой понятий (корни одинаковые и корни-омонимы, корни-синонимы) позволяет учащимся находить способы решения частных задач и избегать ошибкоопасных мест.
-
Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Изменение имён прилагательных по родам" 2007
На данном уроке формируется умение изменять имена прилагательные по родам и правильно писать родовые окончания имён прилагательных. Предлагаемые задания и упражнения способствуют достижению поставленной цели, развивают орфографическую зоркость, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, воспитывают интерес к изучаемому предмету.
-
Урок по теме: "Фразеологизм как единица речи". 6-й класс 2007
Урок направлен на раскрытие сущности фразеологических явлений в русском языке. Разнообразные задания расширяют представление учащихся о богатстве словарного состава русского языка, углубляют представления об исторических изменениях в языке, обогащают их речь новыми фразеологическими оборотами.
-
Урок с использованием технологии критического мышления по теме: "Определение" 2007
В статье представлен конспект урока русского языка в 8-м классе по теме "Определение" (программа изучения курса русского языка по учебному комплексу "Русский язык: Теория", "Русский язык: Практика"). Урок разработан по технологии критического мышления с использованием таких приемов, как кластер, синквейн, инсерт. Трехфазовая модель технологии (вызов – осмысление – рефлексия) способствует осознанному и осмысленному усвоению новой учебной информации, развивает интеллектуальные и познавательные умения учащихся, формирует умение сотрудничать в группе. Опорные знания учащихся восстановлены с помощью кластера, чтение статьи с использование приема "Пометки на полях" позволяет сопоставить новую информацию с уже имеющимися знаниями. Ученики обретают опыт деятельностного освоения и целостного осознания определения как второстепенного члена предложения.
-
Элективный курс "Язык в речевом общении". 9–10-й класс 2007
Предлагаемый элективный курс ориентирован на учащихся 9–10-х классов и может быть включен в систему факультативных занятий. Будучи тесно связанным с основным, программным материалом, данный курс обладает определенной содержательной автономностью и не предполагает тесной связи с программой какого-либо класса. Это дает возможность свободно включаться в учебный процесс на различных этапах образования.
-
Урок развития речи. Работа с текстом. 9-й класс 2007
Данный материал представляет собой содержание урока по теме "Урок развития речи. Работа с текстом. Подготовка к экзаменам. 9-й класс". Урок построен с использованием технологии развития "критического мышления": стадии вызова, осмысления, выбора и рефлексии. Данная методика способствует развитию самоанализа, помогает ученикам выбрать наилучший путь достижения цели, действуя эффективно в любой ситуации.
-
Конференция "Роль и значение в письменной речи пунктуации" (внеклассное занятие по развитию устной и письменной речи) 2007
Органическая связь устной и письменной речи в процессе обучения русскому языку способствует выработке навыков высокой культуры устной и письменной речи учащихся. После ряда уроков, на которых проводится повторение по нескольким разделам пунктуации, хорошо провести заключительное повторение в форме внеклассной работы. Предлагаю сценарий конференции, цель которой – повторение обобщающего характера.
-
Урок русского языка по теме: "Наречие". 7-й класс 2007
Урок по теме "Наречие" в 7-м классе. В курсе русского языка "Наречие" – одна из интересных, но в то же время трудных для изучения тем. Данный урок обладает множеством возможностей активизировать внимание, мышление, что является основой развития познавательной деятельности; применение игровых форм дает возможность повысить интерес учащихся к изучению русского языка.
-
Дидактическая игра-тест "Крестики-нолики" 2007
Дидактическая игра-тест "Крестики-нолики" учит детей выполнять действие, предложенное учителем, по сигналам, которые даются в графической форме; закрепляет умения, полученные на уроках русского языка и математики.
-
Урок развития речи в 9-м классе. Подготовка к сочинению в жанре эссе: "Моя планета – человеческий дом" 2007
Вопрос об охране родной природы сегодня особенно актуален. Об этом регулярно пишут в газетах, выступают писатели, журналисты, общественные деятели, учёные. Перед нами остро встаёт задача охраны природы и рационального использования её ресурсов. В своих произведениях писатели В.Паустовский, М.Пришвин в сказке "Кладовая солнца", М.Лермонтов в романе "Герой нашего времени" и другие авторы показывают красоту природы. На выпускных экзаменах по русскому языку учащиеся 9-го класса пишут изложение с элементами сочинения, где много внимания уделяется теме "Экология". На уроке развития речи русского языка в 9-м классе дан материал для написания домашнего сочинения в жанре эссе "Моя планета - человеческий дом".
-
Тема урока: "Гласные в суффиксах глаголов -ева-(-ова-) и -ыва-(-ива-)" 2007
Представленный урок расширяет понятия учащихся о словообразовании глагола, углубляет сведения о грамматических признаках глагола, формирует навыки грамотного письма.
-
Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме: "Обращение" 2007
Урок может быть использован как один из приемов преемственности в обучении между начальной школой и средним звеном.
-
Методика и опыт проведения уроков русского языка в компьютерном классе, используя компьютеры частично 2007
Если уроки русского языка станут для каждого ребёнка источником творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, поисков ответов на волнующие вопросы, то проблема интереса к предмету отпадает сама собой, ибо только реализация собственной личности приносит человеку настоящее удовлетворение.
-
Урок по теме: "Комплексный анализ текста Н.Сладкова "Январь. Белые фигурки" 2007
На наш взгляд, это наиболее простой и приемлемый вариант проведения урока по данной теме с использованием элементов развивающего обучения, позволяющий максимально усвоить новую учебную информацию учащимся с разным уровнем подготовки, а также помогает готовить учащихся к ЕГЭ по русскому языку.
-
Готовимся к ЕГЭ в 9-м классе. Русский язык. Модель № 2, часть 2 (тестовые задания) 2007
Пособие для учителей 9-х классов содержит тестовые задания с выбором ответа, проверяющие умения извлекать основную информацию из текста, определять средства ее языкового выражения, а также принадлежность текста к определенному стилю и функционально-смысловому типу речи. При разработке экзаменационных заданий учитывались тенденции новых образовательных стандартов, связанных с актуализацией личностно ориентированного подхода к определению целей, содержания и методов обучения русскому языку.
-
Тема урока: "Размышление по книге М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007
Предлагается вариант урока – исследования жизни и творчества М.А. Булгакова по теме "Размышление". На наш взгляд, это наиболее приемлемый вариант проведения урока по данной теме с использованием элементов развивающего обучения, позволяющий максимально усвоить новую учебную информацию учащимися с разным уровнем подготовки.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме: "В защиту русского языка" 2007
Конспект урока по русскому языку в 10-м классе по теме "В защиту русского языка". Данный урок построен в форме дискуссии, определяет проблемы современного русского языка; в беседе с учащимися проговаривается необходимость сохранения русского слова и бережного к нему отношения.
-
Урок по теме: "Письмо". 5-й класс 2007
Урок по теме "Письмо" для 5-х классов знакомит учащихся с правилами заполнения конверта, написания писем разных видов, рассказывает об истории письма.
-
Проект "Занимательный русский язык" (пособие-практикум) 2007
Учебное пособие по русскому языку для 5–7-х классов можно использовать и для уроков обучения, и для уроков обобщения-закрепления. Созданное в игровой форме, оно может использоваться учащимися не только на уроках, но и дома. Мы ввели в него не только задания, объяснения, но и ответы-подсказки.
-
Элективный курс "Подготовка к экзаменационному изложению с элементами сочинения". Русский язык. 9-й класс 2007
Предполагаемый курс подготовки к итоговой аттестации позволит снять эмоциональное напряжение учащихся на письменном экзамене, так как они будут иметь возможность более тщательно готовиться к аттестационным испытаниям.
-
Открытый урок русского языка во 2-м классе по теме: "Опасные гласные" 2007
Данная разработка открытого урока во 2 классе – по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения". Урок проводился с целью закрепления указанного орфографического навыка и подготовки к проверочному диктанту. Урок представляет собой законченное методическое произведение. Даже суховатый материал по каллиграфии органически вплетен в структуру урока. Ученикам предоставлена возможность самим сопоставлять, анализировать варианты соединения букв и выделить наиболее удобный. Таким образом у учащихся формируется прочный и осознанный навык красивого рационального письма.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Развитие критического мышления", "Пространство слова" 2007
В 7-м классе продолжается работа по формированию логического мышления школьников, их интеллектуальных и речевых умений и навыков, самостоятельности суждений. В процессе практической деятельности внимание, интерес детей к изученному материалу акцентируется в ходе урока. Развивать логическое мышление учащихся, обучать умению выделять в информации главное, существенное, повышать внимание и любознательность, вовлекать в активную работу на уроке - вот главные задачи урока. Урок спланирован так, чтобы каждый работал с присущим ему индивидуальным темпом, выполняя посильную для себя работу.
-
Интегрированный урок (русский язык + история) "Я вам пишу…" 2007
Урок создает условия для понимания ценности письменной речи как средства передачи информации, как документа эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа.