ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА “ЯЗЫК В РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ”
ТЕМА | ЧАСЫ | ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ | ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ | ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ |
1. РОЛЬ ОРФОЭПИИ В РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ | 1 ЧАС | Абрис, айвовый, алкоголь, алфавит,
альтовый, анатом, анонс, анфас, апокалипсис,
апокриф, апостроф, аранжированный, аранжировать, арахис, асимметрия, афера, аэропорты, бадминтон, балованный, баловать, банта, беспрецедентный, безудержный, безумолчный, бензопровод, берёста, бефстроганов. |
1.1. Роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении между людьми | |
2. ОСНОВНЫЕ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА | 3 ЧАСА | Бидон, благовест, броня (не бронь), броня (защитное покрытие), много брызг, бряцать оружием, бухгалтеры, нет бюллетеня, валом валить, вероисповедание, ветеринария, вечеря, взрывчатое вещество, включишь, включат, военачальник, возрасты, ворожея, воспринял, времяпрепровождение, всенощная, выздоровею, газопровод, гастрономия, гербовая бумага, гетра (ж.р.), гольф (м.р.). | 2.1. Звуковой и буквенный состав слова. 2.2.Литературное произношение ряда слов. 2.3. Знакомство с орфоэпическим словарём |
Сказка в орфоэпических тонах. |
3. УДАРЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ | 4 ЧАСА | Госпитальный, грейпфрут, гренадер, грушевый, двухведёрный, дерматин, дефис, пара джинсов, джинсовый, дивиденды, дикобраз, дискант, диспансер, договор, договорный, дозвонишься, документ, домовая кухня, допитый, досуг, дремота, дуршлаг, ездит, езжу, единовременно, еретик, жалюзи, жизнеобеспечение, жёлоб, житие. | 3.1. Характеристика словесного ударения
в русском языке. 3.2. Произношение наиболее употребительных слов, акцентируя внимание на ударении. 3.3. Использование орфоэпического словаря для определения правильного ударения в слове. |
Соблюдение орфоэпических норм в детской поэзии. |
4. СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ УДАРЕНИЯ |
2 ЧАСА | Завидно, завсегдатай, заговор, задолженность, заём, закупорить, занять, занял, заняла, занятой человек, занятый чем-либо, заплатите за проезд, оплатите проезд, запломбировать, звонишь, знамение, знахарский, знахарь, зубчатый. | 4.1. Зависимость между значением,
ударением, грамматическими признаками и
морфемным составом слов – омографов. 4.2. Основные сведения об орфоэпии. |
Орфоэпические стихи, поговорки, разминки, скороговорки. |
5. СМЫСЛОВАЯ РОЛЬ ЛОГИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ | 2 ЧАСА | Игрище, издревле, изыск, иконопись, инженеры, иноплеменный, интриган, инцидент, ирис (растение, нитки), ирис ( сорт конфет), искра, искривлённый, исподволь, исподнизу, иссушенный, истекший год, истёкший кровью, их (не ихний). | 5.1. Связь между смыслом предложения и логическим ударением. | “Старшая” и “младшая” орфоэпические нормы на телевидении. |
6. СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ПАУЗЫ | 1 ЧАС | Казаки, каллиграфия, камбала, каталог, катарсис, каучук, кашлянуть, квартал, кедровый, кинематография, километр, кирзовый, кирка (лютеранская церковь), кирка (орудие труда), кладовая, класть, клала, коклюш, колледж (Англия), колледж (США), коллеж (Франция). | 6.1. Зависимость между смыслом
предложения, его интонацией и пунктуацией. 6.2. Расстановка пауз и логического ударения в текстах. |
Влияние орфоэпических норм на орфографию (на примере прессы). |
7. СМЫСЛ, МЕЛОДИКА, ПУНКТУАЦИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ | 4 ЧАСА | Компетентный, компостировать, компрометировать, констатировать, контейнеры, конфорка, корысть, кофе (м.р.), красивее, крашение и крашенье, кредо (ср.р.), кремень, крестный ход, крёстный отец, ксёндз, ксендза, кунсткамера, курага, кухонный, лавровишневый, лавровый (масло, роща), лавровый (лист, венок), ледник (погреб), ледник (масса льда), ленящийся, лиловеть, лить, лила, лило, лили, ловящий, ломота, лубочный, ляг, лягте. | 7.1. Распространённые типы мелодики в
русском языке. 7.2. Зависимость: смысл-интонация; смысл-пунктуация |
Составление авторского орфоэпического словаря школьника. |
8. ИНТОНАЦИЯ, ОРФОГРАФИЯ | 1 ЧАС | Макулатура, маркетинг, маркировать, мастерски, мельком, месяцы, мизерный, млекопитающее, монпансье, мускулистый, мусоропровод, мытарство, мышление. | 8.1. Особенности интонации
противопоставления. 8.2. Слитное и раздельное написание НЕ в трудных случаях, учитывая особенности интонации противопоставления. |
Изменение сферы употребления слов под влиянием общества. |
9. ФОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ | 3 ЧАСА | Памятник (не мемориальный памятник), памятуя, партер, пельмени, пирожное, пиццерия, плацкарта, планёр, плато, плесневеть, пломбировать, повесить (не повешать!), повторишь, погон ( р.п.), позвонишь, полис, полисы, пополам (не напополам), поскользнуться, постриг, прейскурант (не прейскурант цен), премированный, прецедент, приговор, пригоршня, пригубить, принудить, простыня, процент, пуловер, пурпур, путепровод, пени, подростковый. | 9.1. Произношение звуков и их комбинаций. 9.2. Колебания в ударении. 9.3. Стили произношения. |
Качество орфоэпической речи интервьюируемого (на примере прессы, телевидения, радио). |
10. РОЛЬ ИНТОНАЦИИ В РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ . |
6 ЧАСОВ | Развитая наука, развитый ум, ракушка, рефлексия, ржаветь, салями, сандалия, светопреставление, свёкла, сервис (не сервисное обслуживание), скрепя сердце, скрупулезный, слепень, сливовый, хорошо сложённый, сложенный вдвое, средства, столяр. | 10.1. Чего не хватает нашей речи 10.2. Звучность голоса. 10.3. Нормальный темп. 10.4. Высота голоса. 10.5. Тембр. 10.6. Артикуляция. 10.7. Выразительность чтения |
Произносительные особенности в речи персонажей литературных произведений как средства их речевой характеристики. |
11. НОВЫЕ СЛОВА И ТРУДНОСТИ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ | 5 ЧАСОВ | Табу, таможня, танцовщица, торты, тошнота, трамвай, тюль(м.р.), туфля, туфель, о туфлях, убирать ( не убираться!), уведомленный, угледобыча, удила (сущ.), украинец, умерший, без умолку, унёсший, уплачено, уполномочивать, упрочивать, уроненный, усовестить, уставный, усугублённый, учредить. | 11.1. Семантика. 11.2. Трансформация значений. 11.3. Заимствования. 11.4. Изменение сферы употребления слов. 11.5. Сочетаемость с другими словами. 11.6. За рамками литературного употребления. |
Местные фонетические особенности и орфоэпия. |
12. НОВАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ И ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ | 2 ЧАСА | Факсимиле, фальстарт, фанера, феерия, феномен, флейтовый, флюорография, фольклор, форзац, фуникулёр. | 12.1. Рождение новой фразеологии. 12.2. Использование “крылатых слов”. |
Дикция и орфоэпия. |
13. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ | 2 ЧАСА | Хаос, хвоя, характеристика (кого, чего, чья), хлопковый, ходатайство, христианин. | 13.1. Морфологические нормы. 13.2. Синтаксические нормы. |
Учимся орфоэпическим нормам у дикторов радио и телевидения. |
14. ПРАВОПИСАНИЕ | 2 ЧАСА | Цемент, цепочка, цыган, черпать, черченный, чрезвычайный, шабаш, шарфом, шасси, шофёры, шприца, шулера (мн.ч.), экипирование, электропровод, юрисконсульт, языковой барьер, языковый паштет. | 14.1. Из истории правописания. 14.2. Необходимость новой редакции правил правописания. 14.3. Ожидаемые орфографические новшества. 14.4. Пресса и орфография. |
Анализ прослушанных (просмотренных) теле- радиоспектаклей, кинофильмов, театральных постановок. |
ИТОГО: | 35 ЧАСОВ |