Слова с одним и тем же корнем и разными корнями (корни-омонимы, корни-синонимы)

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  • установить тождество и разность корневых морфем,
  • ориентировать учащихся на общность и отличие в лексическом значении и буквенного (фонемного) состава омонимичных и синонимичных корней слов.

Задача: научить дифференцировать слова с одним и тем же корнем и слова с синонимичными и омонимичными корнями или “кусками” основ.

Тип урока: урок-исследование

ХОД УРОКА

I. Эмоциональный настрой

Цель: создание психологического комфорта учащихся для самостоятельной творческой деятельности на уроке.

Учитель: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Сейчас мы с помощью фантазии попробуем представить, как достичь успеха в любом деле. Подумайте о том, чему бы вы хотели научиться или чтобы вы хотели делать лучше, чем сейчас. Постарайтесь увидеть, как великолепно вы это делаете и запомните свои внутренние ощущения и чувства при этом. Представьте, что окружающие тоже радуются за вас. Сохраните эти ощущения, они помогут вам успешно работать. Сделайте глубокий выдох и откройте глаза.

II. Ситуация успеха

Цель: демонстрация теоретических знаний и практических умений по применению известных способов проверки орфограмм слабых и сильных позиций в корнях слов.

Теоретические знания учащихся проверяются на моделях.

Учитель: Давайте, проведем экскурсию по Лестнице знаний и увидим, чего мы достигли.

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д.И.Писарев

Лестница жизни полна заноз, и больше всего они впиваются, когда вы сползаете по ней вниз.

У. Браунелл

Учащиеся заслушивают сообщения представителей групп и оценивают их по шкале “правильность”, “интерес”.

Учитель: Обратите внимание на то, какие мудрые мысли записал робот Сам Самыч рядом с Лестницей знаний. Почему именно их приготовил Сам Самыч для вас? Назовите ключевые слова в каждой мудрой мысли. Как они могут быть связаны с содержанием урока?

Практические умения учащихся проверяются в задании “Корректура”:

Учитель: Найдите 3 ошибки в работе ученика.

Речь маей мамочки напаминает жюрчяние речьки.

Учитель провоцирует учащихся на неверный ответ, так как ошибок больше 5. Задания-ловушки учат детей самостоятельному ответу. Это своеобразный метод портативной диагностики и коррекции имитационно-репродуктивных ориентаций в классе. При этом происходит воспитание привычки доверять себе и не считать всякое слово истиной в последней инстанции.

Учащиеся с легкостью находят все ошибки и записывают высказывание в тетрадь.

Учитель: Что общего у слов речь, речка?

Учащиеся говорят, что данные слова - это слова, называющие предметы, женского рода, единственного числа, корни одинаковые реч- реч и находятся в сильной позиции.

III. Ситуация “интеллектуального конфликта”

Цель: обнаружение дефицита знаний в новой конкретно-практической задаче.

Учитель: Расшифруйте анаграмму.

[ч’] [и] [р’] [о] [ф] [к] [а]

Учитель: Сделайте фонемную, буквенную запись слова речевка.

<р’ э ч’_ в к а>
реч_ вка

Учитель: Как проверили орфограмму слабой позиции в корне? (Корнем слова речь.)

– Почему никто не воспользовался корнем слова речка?

Учитель: Но вы только что говорили, что корни слов речь и речка одинаковые. Значит, каждый из них может служить проверкой орфограммы слабой позиции в корне слова речевка.

Учащиеся сталкиваются с ситуацией, когда, с одной стороны, буквенная запись корней одинаковая, а, с другой, “работа” (лексическое значение) разная. Таким образом, возник вопрос: что это за корни? Если не выяснить, что это за корни, то при проверке орфограммы слабой позиции в корне, можно нарушить закон письма (орфограмма слабой позиции в корне проверяется тем же корнем в сильной позиции). А нарушение закона ведет к ошибкам.

Учитель: С какой проблемой столкнулись? Проблема, в какой части слова? В чем опасность таких корней?

IV. Постановка учебной задачи №1

Цель: организация коллективной дискуссии, способствующей взаимодействию учащихся в группах; запуск процессов теоретического исследования и рефлексии.

Учитель: Какой вопрос будем решать на уроке? Сформулируйте задачу урока.

Задача: Что это за корни?

V. Фиксация проблемы в графическом виде на доске

Цель: осознание учащимися сущности проблемы через фиксацию в графико-знаковой форме.

Учитель: Смоделируйте задачу урока.

На доске появляется несколько моделей, из которых путем анализа остается наиболее точная.

Учитель: Для чего надо знать: что это за корни?

VI. Исследование № 1

Цель: установление полного совпадения корневой морфемы слов речь-речка, выявление отличий в значении и общности буквенного (фонемного) состава омонимичных корней.

Учащиеся проводят сравнительный анализ слов. Записывают их в транскрипции, буквенном виде, сопоставляют корни, лексическое значение, чтобы найти ответ на поставленный вопрос.

Моделирование (в группах)

Учитель: Составьте модель корней данных слов.

Учащиеся вывешивают результаты групповой работы на доску. Затем анализируют их, задают вопросы представителям групп, вносят коррективы. Такое обсуждение учит мыслить учащихся.
Таким образом, на доске остается висеть наиболее точная модель.

Учитель: Можно ли утверждать, что это одни и те же корни? (Нет)

– Не кажется ли вам, что когда-то мы встречались с похожей моделью?

– Как можно назвать корни, у которых лексическое значение разное, а звучат и пишутся одинаково?

Вывод: это – корни-омонимы.

Рефлексия

Учитель: Как ответим на вопрос урока? (Это – корни-омонимы.)

– Открытие зафиксируем на новой ступеньке Лестницы знаний.

Учитель: Расскажите всё, что знаете о корнях слов речка, речь.

Учащиеся, используя модель, доказывают, что у слов речь, речка корни – омонимы, проверочным корнем к речевке может быть только речь.

Учитель: Зачем надо знать корни-омонимы? Приведите примеры слов с омонимичными корнями.

Учитель: Итак, есть корни-омонимы. Может быть, появились новые вопросы?

Учащиеся выдвигают гипотезу, что если есть корни-омонимы, то, может быть, есть и корни-синонимы.

VII. Постановка учебной задачи № 2

Цель: фиксация гипотезы в словесной и графико- знаковой форме для осознания сущности новой учебной задачи.

Учитель: На какой вопрос будем искать ответ? (Есть ли корни-синонимы?)

Фиксация новой учебной задачи

Учитель: Сам Самыч загадал слова для очередного исследования. Кто это?

Учащиеся, не задумываясь, отвечают, что это собака. Учитель не охотно соглашается, предлагает подсказку ведущего передачи “Поле чудес” Якубовича.

     

Домашнее животное, то же что и собака, самец собаки.

Учитель: Какие слова имеем для изучения? (Собака – пес)

Учитель: Какие слова имеем для изучения? (Собака – пес)

– Какая часть этих слов нас интересует сейчас? (Корень)

VIII. Исследование № 2

Цель: определение признаков синонимичных корней.

Учащиеся самостоятельно выбирают форму работы для изучения слов собака- пес по имеющемуся плану. По окончании исследования, учитель предлагает сверить свои работы с работой ученика из другого класса. В ходе обсуждения становится ясно, что ученик справился с заданием.

Моделирование

Учитель: Составьте модель корней.

Представители групп, пар вывешивают на доску модели. Потом анализируют согласно плану (корни в транскрипции, буквенной записи, по лексическому значению) и отмечают наиболее точный вариант модели.

Учитель: Какое название можно дать корням, у которых лексическое значение близкое, а звучат и пишутся по-разному? (Это корни – синонимы.)

Рефлексия

Учитель: На какой вопрос искали ответ?

–  Подтвердилась гипотеза? (Да, есть и корни-синонимы)

На новой ступеньке Лестницы знаний появляются корни-омонимы и корни-синонимы.

Учитель: Зачем надо знать корни-омонимы и корни-синонимы? (Для того, чтобы безошибочно находить проверку орфограмм слабых позиций в корне слова.)

– Приведите примеры синонимичных и омонимичных корней.

IX. Исследование № 3

Цель: нахождение признаков слов с одним и тем же корнем.

Учитель: расшифруйте слова, решив примеры.

Ключ:

1 2 3 4 5 6 7 8 9
с м е л ы й о т ь

Девочкам: 36 – 24 = (12) см , 18 + 16 = (34)ел , 73 – 17 = (56) ый --- смелый
Мальчикам: 54 – 42 = (12) см , 98 – 64 = (34)ел , 45 + 26 = (71)ос , 128 – 39=(89)ть---- смелость

– В результате решения примеров учащиеся получили слова смелый и смелость.

Учитель: выясните, что это за корни у данных слов.

Учащиеся исследуют корни и приходят к выводу, что это ни омонимичные, ни синонимичные корни. У данных слов корни по всем параметрам одинаковые.

Учитель: А что же это за корни?

Вывод: это слова с одинаковыми корнями.

Учитель: Какие корни считаются одинаковыми? Приведите примеры слов с одинаковыми корнями. Для чего надо знать слова с одинаковыми и разными корнями? Таким образом, на Лестнице знаний появляется модель одинаковых корней.

Рефлексия

Цель: оценка качества состоявшегося исследования, определение уровня осмысления учащимися учебной деятельности путем выполнения тестовой работы и творческого задания.

Учитель: выясните, какие корни у пар слов из стихотворения.

Почему стоят швейцары
В ресторанах у дверей?
Разве плохо дедам старым
Там, в Швейцарии своей?

Почему не подстригает
Детвору проворный стриж,
А весь день себе летает,
Ловит мошек возле крыш?

Почему же коз не доит
Знаменитый козодой?
Вот о чем, пожалуй, стоит
Поразмыслить нам с тобой!

Почему ужом назвали
Сторожила здешних луж?
Никого ведь не ужалил
Безобидный черный уж!

Люди попросту не знают –
Вот, попробуй, объясни,
Почему же не линяют
От воды в реке лини?

Нет, не зря все так назвали,
Сам подумай и пойми,
Чтобы мы с тобою стали
Любопытными людьми!

Л. Кондрашенко

Вывод: корни-омонимы.

Учитель: Зачем надо знать корни-омонимы?

Тестово-диагностическая работа

1. Это слова с одним и тем же корнем? ("+" – да, "–" – нет)

1 вариант

А. Дорога, дорогая, дорожный, подорожник.
Б. Соль, солонка, солить, соленый.

2 вариант

А. Медь, медный, медяк, медовый.
Б. Осина, осинник, подосиновик, осиновый.

2. Являются ли корни данных слов омонимами?  ("+" – да, "–" – нет)

1 вариант

водить – водичка;
трава – травинка.

2 вариант

нос – носить;
домовой – домик.

3. Являются ли корни данных слов синонимами?  ("+" – да, "–" – нет)

1 вариант

А. Вода, водитель;
Б. Дождливый, мокрый;
В. Робкий, пугливый.

2 вариант

А. Слеза, слезливый;
Б. Пурга, буран ;
В. Зной, жара.

4. Найди третье лишнее слово. Вычеркни его карандашом.

1 вариант

Вода, водить, водный;
Сталевар, самовар, бульвар;
Смелость, смельчак, герой;
Заморозки, зарево, морозит.

2 вариант

Гусь, гусеница, гуськом;
Шиповник, шипит, шипы;
Печник, печальный, опечалился;
Скорость, скорлупа, скорый.

Заполни пропуски в словах:

1 вариант

Раск_лоть орех- раск_лить докрасна;
Пол_скать ребенка- пол_скать белье.

2 вариант

Посв_тить фонариком- посв_тить другу;
Пос_деть у костра- пос_деть от горя.

Учащиеся выполняют тестовую работу, производят взаимопроверку, осуществляют коррекцию по устранению ошибок.

Итоговая рефлексия

  • Какую из мудрых мыслей, записанных у Лестницы знаний, можно взять для эпилога нашего урока? Почему? Запишите.
  • Работа в группах помогла выяснить какой вопрос?
  • Какие корни слов называются омонимами, синонимами?
  • Что еще узнали помимо омонимичных и синонимичных корней?
  • Когда понадобится знание корней-омонимов, корней-синонимов, одинаковых корней?
  • Как оцениваете работу товарищей?
  • Оцените свою работу в тетради по критериям: правильность, трудность, интерес.

Домашнее задание

Цель: рефлексия знаний по теме: “Слова с одинаковыми и разными корнями”, развитие творческих способностей, интереса к языковым явлениям.

На выбор:

  1. Репкин В.В. (учебник) упр. 129 (вставить подходящие слова).
  2. Придумать задание для “соседа” с корнями-омонимами.
  3. Сочинить историю с корнями-омонимами (корнями-синонимами).