Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала средствами технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Тип урока - постановка учебной задачи и моделирование.
Цели по содержанию урока:
- Образовательная - способствовать формированию понятия “прямая речь”, раскрыть закономерности постановки знаков препинания при прямой речи, сформулировать умение расставлять знаки препинания при прямой речи, строить схемы предложений.
- Развивающая - создать условия для нахождения способа правильной расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.
- Воспитательная - способствовать воспитанию у школьников ценности грамотного письма, воспитанию умственного труда.
Метод обучения: частично-поисковый.
Средства обучения:
1. Разумовская М.М. Учебник для общеобразовательных учреждений. 5 класс.
2. Раздаточный материал.
№ п/п | Структура урока (этапы) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Оранизационный момент. | 1. Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места к уроку. | 1. Проверяют свои рабочие места и наличие учебных принадлежностей. |
2. | Создание ситуации успеха для демонстрации определенных способов работы, которыми владеют ученики. | 2. Проводит словарный диктант. Создает
ситуацию успеха. Предлагает оценить каждому ученику уровень владения изученным материалом. Предлагает составить сложные предложения, используя слова из диктанта, по заданной схеме. |
2. Учащиеся проверяют словарный диктант,
подбирают проверочные слова. Составляют и записывают в тетрадь предложения. |
3. | Постановка учебной задачи 3.1. Практические действия. Отделение известного от неизвестного. 3.2. Создание проблемной ситуации. 3.3. Оценка незнания. 3.4. Формулировка учёбной задачи. |
Закрепляя ситуацию успеха, учитель
предлагает списать с доски предложения,
расставить знаки препинания, указать тип
сложного предложения. Учитель предлагает проверить правильность выполнения задания. Учитель предлагает ответить на вопросы: “Почему у вас возникли разные варианты постановки знаков препинания в последнем предложении? Чем отличается последнее предложение от предыдущих?” Учитель предлагает материал для наблюдения и просит объяснить, почему таким образом расставлены знаки препинания. |
Учащиеся списывают предложения с доски,
расставляют знаки препинания. Учащиеся читают предложения, указывают тип сложного предложения. При постановке знаков препинания в последнем предложении возникает у ребят проблемная ситуация. Предлагают разные варианты ответов на вопрос, поставленный учителем, т.к. они столкнулись с новым материалом. Учащиеся работают в группах, исследуя материал, высказывают свои предположения. |
4. | Решение учебной задачи. | Учитель фиксирует варианты ответов на доске. | Делают вывод о постановке знаков препинания при прямой речи. |
5. | Моделирование. | Учитель предлагает начертить схемы предложений с прямой речью. | Обсуждают варианты составленных схем в группах. |
6. | Рефлексия. | - Что нового узнали на уроке? - Было ли вам интересно? |
Рефлексируют свою деятельность на уроке. |
7. | Информация о домашнем задании. | Задает домашнее задание. | Учащиеся записывают в дневник домашнее задание |
Тема урока: “Прямая речь”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Словарный диктант.
Показаться из-за туч, умалять заслуги, старожил села, развевается знамя, увядать от старости, задрожать от холода, отдаляться от дома, чудесная долина, объединить друзей, прославлять героев.
Оцените уровень выполнения словарного диктанта (на полях чертят ученики шкалу и оценивают себя).
III. Проверка словарного диктанта. (После проверки ученики отмечают снова на шкале уровень выполнения задания: высокий, средний, низкий. На этом этапе важна не отметка, а важны самооценка и самоконтроль. Ученик должен видеть ошибки, допущенные в диктанте).
IV. Составление предложений по схеме.
Используя любое словосочетание из словарного диктанта, составьте предложения по схемам и напишите в тетрадь
- [- =], и [- =]
- [- =] , [- =]
- ( ), [ - = ]
(Ученики демонстрируют ситуацию успеха, так как они правильно называют виды предложений, без ошибок составляют предложения).
V. Выполнение практического задания с целью закрепления ситуации успеха.
Списать предложения, расставить знаки препинание, в скобках указать виды сложных предложений.
- Уже румянит осень клены, а ельник зелен и тенист.
- Люблю бродить по лесу поздней осенью, когда листья шуршат под ногами.
- Заря прощается с землей, ложится пар кругом.
- “Смелость горы преодолевает”, - сказал друг.
VI. Проверка задания.
(В последнем предложении ученики не смогли расставить знаки препинания, не смогли определить вид предложения. Возникает проблемная ситуация.
Почему разные варианты постановки знаков препинания. Кто из вас прав?
Почему не смогли определить вид предложения?
(некоторые ученики отмечают, что это предложение отличается от предыдущих предложений, оно по-другому построено.)
Как же построено это предложение?
Из каких частей состоит.
(Ученики вместе с учеником делают вывод, что данное предложение состоит из слов автора и прямой речью).
VII. Материал для наблюдения.
Как же правильно расставить знаки препинания?
В этом вам помогут предложения, написанные на доске. В них знаки препинания расставлены верно.
- “Всем хорошим во мне я обязан книгам”, - говорил М. Горький.
- Саша сказал: “Я люблю читать книги”.
- Брат поинтересовался: “Ты читал сказки А.С. Пушкина?”
VIII. Работа в группах.
Объяснить постановку знаков препинания.
(Ученики работают в группах, исследуя материал).
Представители групп выходят к доске, делают выводы.
IX. Моделирование.
Мы строили предложения сложные по схемам, поэтому должны уметь строить схемы предложений с прямой речью.
Как вы думаете, схемы предложений с прямой речью будут отличаться?
Имеются условные обозначения.
П, п – прямая речь, А, а – слова автора.
Ученики чертят схемы, используя условные обозначения.
1. “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”, - говорил А.П. Чехов.
2. “Я люблю читать произведения А.С. Пушкина”, - сказал Саша.
X. Рефлексия.
XI. Домашнее задание.