Элективный курс "Подготовка к экзаменационному изложению с элементами сочинения". Русский язык. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Пояснительная записка

Вид элективного курса предметно-ориентированный. Принцип построения элективного курса – вариативность.

Предполагаемый курс подготовки к итоговой аттестации позволит снять эмоциональное напряжение учащихся на письменном экзамене, так как они будут иметь возможность более тщательно готовиться к аттестационным испытаниям.

Изложение – аттестационная форма контроля. Изложение считается комплексным измерителем, позволяющим сразу оценить разные стороны речевой подготовки учащихся: умения слушать, понимать и запоминать информацию, усваивать речевые образцы, воспроизводить первичный текст в логической последовательности, используя наряду с авторскими словами и выражениями и свои собственные обороты речи, позволяющие судить о речевом развитии школьника. Помимо этого с помощью изложения успешно проверяются орфографические и пунктуационные навыки в условиях “свободного письма”, наиболее приближенных к естественным условиям письменной коммуникации.

Аттестационная работа в 9 классе, кроме пересказа исходного текста, предусматривает выполнение дополнительного задания, которое чаще всего имеет творческий характер. В творческой работе при изложении ученику необходимо проявить умение выразить своё понимание текста (сформулировать основную мысль текста, создать связный, цельный, завершённый текст).

Цель данного курса подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку в форме изложения. Ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Программа

1. Знакомство со сборником текстов для изложений, предназначенного для проведения письменного экзамена в 9 классе. Методическое письмо “ Изложение – аттестационная форма контроля”. – 1 ч.

2. Требования к творческому изложению. – 1 ч.
3. Технология написания изложения. – 1 ч.
4. Секреты работы с текстом. – 1 ч.
5. Каким будет экзаменационный текст? Текст № 39. – 1 ч.
6. Учитесь слушать текст! Работа с текстом № 33. – 1 ч.
7. Как правильно приступить к работе? Как составить план? – 1 ч.
8. Практическая часть. Текст № 35. – 1 ч.
9. Практическая работа с текстом № 13. – 1ч.
10.  Составление плана. Работа со словами (“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегов) – 1 ч.
11. Приёмы работы с черновиком. Текст № 45. – 1 ч.
12. Секрет первой фразы (текст “Святые места”). – 1 ч.
13. О стилистических особенностях текста. – 1 ч.
14. Практическая часть. (“Сотворение мира”). – 1 ч.
15. Как соблюдать логику изложения? (Текст). – 1 ч.
16. От какого лица следует писать? (Образец). – 1 ч.
17. Требования экзаменатора. – 1 ч.
18. Проверка и редактирование текста. – 1 ч.
19.  Чистовик на экзамене (рекомендации по работе с чистовиком на экзамене). – 1 ч.
20.  Дополнительное творческое задание – сложная задача текста. – 1 ч.
21. Что нужно помнить, выполняя задание? – 1 ч.
22. Хорошее начало-залог успеха. – 1 ч.
23. Практическая работа. – 2ч.
24. Распространённые речевые обороты. Доказательность. Последовательность. – 1 ч.
25. Практическая часть. Текст “За клюквой”. – 2 ч.
26. Практическая часть. Тексты № 16, 34, 42. – 6 ч.
27. Консультация. – 1 ч.

Рекомендуемая литература

  1. Русова Н. “Как писать сочинение, изложение и диктант”. Изд. “Деком”. Нижний Новгород, 1995 год.
  2. Алейников О. Ю. , Загоровская О. В. “Секреты вступительного
    изложения”. Воронеж, 1999 год.
  3. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс.

Содержание программы

1.  Знакомство со сборником текстов для изложений, предназначенного для проведения письменного экзамена в 9 классе. Методическое письмо “ Изложение – аттестационная форма контроля”. 1 ч.

Предисловие. Методика подготовки, проведения и проверки изложения с творческим заданием. Методическое письмо. Лингвистические словари различных типов. Требования к выполнению дополнительного творческого задания.

2. Требования к творческому изложению. 1 ч.

Серьезная подготовка к изложению старшеклассников и абитуриентов. Проблема дополнительного творческого задания. Методические приемы и общие принципы работы, ее характер, наиболее распространенные формы. Отличие изложения от сочинения. Секрет успеха. Работа со справочным материалом.

3. Технология написания изложения. 1 ч.

Исходный текст. Понимание содержания. Основная мысль. Тема. Заголовок. Тип речи. Последовательность микротем. Черновик. План. Запись отдельных слов и словосочетаний. Своеобразие авторского стиля. Редактирование изложения на черновике. Замена первого лица на третье.

4. Секреты работы с текстом. 1 ч.

Умение слушать текст. Резервы памяти. Составление плана. Секрет первой фразы. Стилистика текста. Проверка и редактирование текста.

5. Каким будет экзаменационный текст? 1 ч.

Смысловая завершённость текста. Отрывки из художественных произведений. Публицистические, научно-популярные тексты. Тексты: объём, стилевое и жанровое многообразие.

6. Учитесь слушать текст! 1 ч.

Искусство слушать текст. Повествовательные тексты. Тексты – описания. Тексты – рассуждение. Метод оживления визуальных представлений.

7.  Как правильно приступить к работе? Как составить план? – 1 ч.

Знакомство с текстом. Восприятие содержания. Основные пункты плана. Последовательность событий. Редактирование текста. Выразительные языковые средства. Рабочие материалы. Синтаксические конструкции. Деление текста на смысловые части, микротемы. Внимание фразам, отдельным словам. Выделить микротемы. Фразы. Отдельные слова. Основные смысловые линии отрывка. Простой и сложный план. Подпункты плана. Окончательный план.

8. Практическая часть. Текст № 35. 1 ч.

Историческая картина “ Боярыня Морозова”. История создания работы В. И.  Сурикова. Составление плана. Творческое задание, его особенности.

9. Практическая работа с текстом № 13. 1 ч.

“Храм Покрова на Нерли”. Аудирование. Составление плана. Работа с творческим заданием.

10.  Составление плана. Работа со словами (“Толковый словарь русского языка” С. И.  Ожегов ). 1 ч.

11. Приемы работы с черновиком. Текст № 45.

Полная картина написанного. Проверка исходного текста. Исправление грамматических ошибок. Проверяйте и исправляйте ошибки по черновому варианту.

12. Секрет первой фразы. 1 ч.

Текст “Святые места”. Тексты из сборника № 8, 19, 38, 44. Стилистическая тональность. Языковые особенности первой фразы.

13. О стилистических особенностях текста. 1 ч.

Функциональный стиль текста. Специфика отбора слов. Синтаксические конструкции. Черты функциональных стилей. Художественные и публицистические тексты. Индивидуальность стиля каждого художника слова. Приёмы отбора языкового материала.

14. Практическая часть. “ Сотворение мира”. 1 ч.

Составление плана. Выделение микротем.

15. Как соблюдать логику изложения? Текст. 1 ч.

Определение важнейших смысловых частей. Пункты плана единая программа действия. Мысль и общий ход рассуждений. Последовательность в передаче содержания. Абзац.

16. От какого лица следует писать? (Образец). 1 ч.

Изменение 1-го лица на 3-е. Авторский замысел. Сохранение предложенного в экзаменационном тексте лица повествователя.

17. Требования экзаменатора. 1 ч.

Полнота изложения. Сохранение особенностей стилистики. Правильность изложения. Грамотность. Речевые ошибки и недочёты.

18. Проверка и редактирование текста. 1 ч.

Лишние слова. Составление синонимических рядов.

19.  Чистовик на экзамене (рекомендации по работе с чистовиком на экзамене). 1 ч.

Окончательный вариант. Распределение времени. Абзац. Проверка работы.

20.  Дополнительное творческое задание – сложная задача текста. 1 ч.

Варианты дополнительного творческого задания. Задания литературоведческого проблемного характера. Опора ответа на вопрос. Рабочие материалы. Использование подробных записей.

21. Что нужно помнить, выполняя задание? 1 ч.

Характер работы с текстом. Структура экзаменационного текста. “Вторичный” жанр. Специфика задания. Сочинения - миниатюры.

22. Хорошее начало – залог успеха. 1 ч.

Формулировка задания. Первая фраза. Тезис.

23. Практическая работа. 2 ч.

Текст № 14. “Искусство хохломской росписи”.

24.  Распространённые речевые обороты. Доказательность. Последовательность. 1 ч.

Самостоятельность анализа. Умение выразить собственную точку зрения. Речевые обороты (примеры). Тезисы и аргументы. Цитаты. “Неотклонение” от темы. Роль читателя – исследователя. Речевые повторы. Сохранение стиля повествования в творческой работе.

25. Практическая часть. 2 ч.

Текст “За клюквой”.

26. Практическая часть. 6 ч.

Тексты № 16, 34, 42.

27. Консультация. 1 ч.