Урок развития речи. Работа с текстом. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Тема: Работа с текстом.

Святые места. (по В. Пескову)

Ребята, у меня на столе входные билеты четырех цветов. Выберите билет понравившегося вам цвета. Каждому цвету билета соответствует свой стол. Прошу вас разместиться за столами по 5 человек.

Сегодня у нас с вами работа с текстом. Текст называется “Святые места” (число, тема в тетрадях).

I. Стадия вызова.

На входном билете у каждого вопрос: Святые места. Какие мысли или ассоциации вызывает у вас это словосочетание? Поделитесь мыслями в группах и выберите лучшее, что вам понравилось.

На какие вопросы необходимо получить ответы, когда мы работаем с текстом. Подумали? А теперь каждый сам запишет 2 – 3 самых важных, на ваш взгляд, вопроса (2 минуты).

Поделитесь своими вопросами с другими членами группы и выберите 3 главных (3 минуты). Посмотрим, что у вас получилось.

  1. Определить тему, главную мысль и стиль текста. Аргументировать.
  2. Выяснить синтаксические и орфографические правила. Произвести морфологический разбор.
  3. Выполнить творческую работу.

Что же это за вопросы? – это цели нашего урока, которые вы сами и определили.

II. Стадия осмысления.

На этом этапе открыли текст № 45.(Сборник изложений для 9 класса) Познакомимся с текстом, прочитав его выразительно.

- Мысли после прочтения текста.

Теперь возвращаемся снова в работу по группам. Вспомним входные билеты (верно шел ход мыслей?).

Обсудим первый вопрос по группам. Выслушивайте каждое мнение и придите к единому мнению.

(стиль публицистический. Цель: воздействие на читателя, побуждение его к определенным действиям; жанр-очерк; черты-логичность, эмоциональность, оценочность, призывность, общедоступность.

Синтаксис – безличные предложения, риторические вопросы, обращения).

III. Стадия выбора.

(разные виды разбора)

1. Разбор предложения.

Каждой группе – по предложению из текста. Один из группы – у доски.

2. Схематический диктант.

Предложения:

  • Когда волнуется желтеющая нива, тогда смиряется души моей тревога.
  • Ты хочешь знать, что видел я на воле.
  • И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал.
  • Когда ж постранствуешь, дым Отечества нам сладок и приятен.
  • Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что зовется Родиной?

IV. Стадия рефлексии.

Сейчас каждый в группе (устно) выскажет свое мнение к поднятой проблеме в тексте. От группы выступит один. (Устно).

V. Творческая работа.

(на выбор).

Составить акростих или синквейн со словом “Родина”.

Синквейн.

1 – ключевое слово.

2 – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

3 – три глагола, показывающих действие этого понятия.

4 – короткое предложение, показывающее свое отношение к проблеме, теме.

5 – одно слово (обычно сущ.) или другое слово, через которое вызываются ассоциации, чувства, связанные с понятием.

VI. Итог.

Поскольку на сегодняшний урок вы входили по входным билетам, не будем нарушать традиции, предлагаю вам билеты на выход. Ваша задача – оценить свою работу в составе группы в баллах. (2 минуты).

16 – 15 баллов — 5

14 баллов — 4.

Билет на выход.

Лист самооценки моей работы.

Ф.И. _______________________________

Критерии оценки: 1 – совсем не присутствует;

2 – редко присутствует;

3 – часто;

4 – всегда.

  • Я активно участвую в обсуждении
  • Я предлагаю ценные идеи
  • Я слушаю внимательно, обобщаю
  • Я делал все самостоятельно

Сумма баллов

VII. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: выразить свое отношение к поднятой проблеме в тексте.

Тайна поэзии Федора Ивановича Тютчева

Цели урока:

  • прикоснуться к поэзии Ф. Тютчева через осознание поэтического мира поэта на примере некоторых стихотворений;
  • продолжить работу над восприятием и анализом поэтических произведений;
  • способствовать развитию поэтического вкуса учащихся.

Эпиграфы к уроку:

О, вещая душа моя!
О, сердце полное тревоги!
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия.

Ф. И. Тютчев.

О, достоевскиймо бегущей тучи!
О, пушкиноты тлеющего полдня!
Ночь смотрится, как Тютчев,
Безмерное замирным полня.

В. Хлебников.

На доске портрет поэта, рисунки учащихся (осенние, зимние, летние пейзажи), и свеча в подсвечнике.

Ход урока

I. Звучит музыка (С. Рахманинов, 2-й концерт для фортепиано с оркестром. I часть).

Учитель читает строки из стихотворений, указкой обращаясь к зарисовкам учащихся.

1)

Зима недаром злится,
Прошла ее пора,
Весна в окно стучится
И гонит со двора…

2)

Чародейкою зимою
Околдован ли стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит…

3)

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег, –
Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:
Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед…

4)

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…

5)

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля…

6)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

7)

Из края в край, из града в град,
Судьба, как вихрь, людей несет,
И рад ли ты, или не рад,
Что нужды в ней? Вперед, вперед!..

Чьи стихотворения были прочитаны?

Как воспринимали вы эту поэзию: умом или сердцем?

(Да, это поэзия сердца).

Разрешите мне зажечь свечу – символ поэзии поэта, символ поэзии сердца и символ поэзии в ваших душах.

Приглашаю вас мысленно перелистать страницы жизни поэта (обзорно), увидеть его поэтическую индивидуальность и ответить на вопрос темы нашего урока: в чем тайна поэзии Ф. Тютчева. (письменно в тетрадях по ходу урока учащиеся делают записи).

II. Слово учителя.

Ф. И. Тютчев – человек-легенда, тайна, загадка. (годы жизни 5 декабря 1803 г. – 28 июля 1873 г.).

Хронологически по времени рождения и литературного формирования он вроде бы должен принадлежать “пушкинской плеяде”. Но нет: Пушкиным он не был замечен и оценен, а стихотворения его, опубликованные при жизни А. Пушкина (“Весенняя гроза”, “Цицерон” и др.) оказались вовсе не востребованными пушкинской эпохой. Ф. Тютчев не стал своим и среди поэтов младшего поколения: ни с Фетом, ни с Майковым, ни с Полянским. Он был сам по себе, хотя многие его не воспринимали, ни понимали. Он, в отличие от других поэтов, мыслил, чувствовал как поэт с большой буквы. Дело поэзии по Тютчеву – воплощать в ощутимых образах тот великий смысл жизни, который видит поэт. Федор Иванович особенно сильно чувствовал и ясно осознавал тайную основу жизни – природной и человеческой. Именно за это он был любимым поэтом Л.Н. Толстого. Н.А. Некрасов назвал его лирику “блестящим явлением русской поэзии”. И.С. Тургенев писал: “Тютчев может сказать себе, что он создал речи, которым не суждено умереть”. Н. Чернышевский, находясь в казематах Петропавловской крепости, просил прислать ему томик Ф. Тютчева (“если сможете достать”). М. Горький говорил, что стихи Тютчева научили еще больше понимать жизнь. А. Блоку были внутренне близки стихи великого поэта.

III. Так кто же он? Что это за поэт? В чем его загадка? Разберем 2 стихотворения поэтов и попытаемся определить облик людей их сочинивших: возрасты, душевное состояние.

(Стихотворения на партах без фамилий поэтов. “Река времен…” Державина и “На новый 1816 г” Ф. Тютчева – I часть).

– Что можно сказать о первом стихотворении? Ваши впечатления?

(Настроение грустное, стихотворение о времени и жизни, река времен течет, но многое остается в памяти через поэзию).

– Каков видится автор строк?

(Пожилой, умудренный, знает цену жизни).

Это Державин. Год написания – 1816.

Второе стихотворение читаем.

– О чем оно? Сравним с первым? Облик поэта?

(Тема та же: время, вечность. Поэт моложе, т.к. звучит подражание античности, более многословен, тоже мудр).

Это поэт Тютчев.

Тютчеву – 12 лет, а Державину – 73 (за 3 дня до смерти написал).

– Что поражает? О чем думает мальчик в 12 лет?

(О судьбе, о человечности, о жизни).

Разве это не талант, разве это не поэт с большой буквы! Природная одаренность – одна из черт характера великого поэта.

IV. Обратимся к словам эпиграфа поэта В. Хлебникова.

Что необычного в строках?

Какие фамилии звучат?

(Достоевский, Пушкин).

Найдем ключевые слова.

(Ночь. Безмерное, бездна. Вселенная. Замирное. Вечность. Тютчев).

Связать все воедино.

(Тютчев – поэт Вселенной, поэт философский).

Необычайность его таланта – еще одна особенность тайны поэзии.

V. Работа с портретом.

VI. Сообщения уч-ся:

1. Тютчев – современник крупнейших исторических событий.

Начало творчества приходится на 40-е годы, а расцвет на конец 50-х годов.

1848 г. февраль – французская революция.

По своим взглядам не принадлежал ни к каким политическим партиям. 22 года прожил за границей, вернувшись в 1844 г., болезненно переживает поражение в Крымской войне. Работая на гос.службе, задыхается от окружавшей его придворно-бюрократической и светской среды. Тютчев принадлежал к числу тех русских писателей, которые хотели понять, догадаться о будущем страны, о роли жизни на земле человека.

2. Обзорно факты жизни поэта.

Родился в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии а стародворянской мелкопоместной среде. Учеба в Московском университете. Ранний (в 14 лет) литературный дебют. Затем 22 летняя служба за границей в посольстве Германии в Мюнхене. Ведет светскую жизнь. Знакомится с философами Шеллингом, немецкими поэтами Гете и Гейне. В возрасте 41 года возвращается в Россию и служит в комитете иностранной цензуры. Никогда не хлопотал о славе для потомков и о издании своих стихов. Его волновало движение поэтической мысли, и он создавал прекрасные шедевры.

VII. О чем же его произведения?

Работа со стихотворениями.

1. “Что ты клонишь над водами…”

Какие чувства звучат?

О чем спрашивает поэт?

Может ли ива поймать струю? Почему?

Какими художественными средствами это раскрывается?

Что выразил поэт в этом стихотворении?

(Невозможность догнать жизнь, нельзя ее остановить, она течет).

Что же можно поймать?

(Мгновение).

Что же жизнь по Тютчеву?

(Миг, который нужно ценить).

2. Стихотворение “Ты волна моя морская”.

Ваше первое впечатление?

Какая волна? Почему она разная?

Проведем параллель с жизнью?

Что хочет сохранить лирический герой в жизни?

(Душу).

Что же главное для человека в жизни?

(Душа, ее участие во всем).

Актуальность стихотворения!

3. Картина осени. Стихотворение “осенний вечер”.

В каких строках показано состояние лирического героя?

Как происходит процесс увядания?

У героя звучит чувство вины? Почему?

(Не может изменить процесс увядания).

Тютчев пытается понять душу природы, ее голос, связь природы и человека.

4. Стихотворение “Фонтан”.

С чем сравнивается фонтан и почему?

Как поэт описывает эту картину?

Что пытается понять лирический герой?

(Смысл жизни).

Какие образы во всех стихотворениях присутствуют?

(Природа, жизнь, человек).

Что выражает поэт во всех стихотворениях?

(взаимосвязь, гармонию природы и человека).

Ф.И. Тютчев утверждал, что у природы есть душа:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

VIII. Итог.

Каждое стихотворение поэта – отражение конкретного фрагмента его личностной практики, отражение мига, минутного впечатления, а глубина предельная, всеобъемлющая, широчайшая. Это поэт – философ.

Так в жизни ест мгновенья –
Их трудно передать,
Они самозабвенья
Земного благодать.

Все пошлое и ложное
Ушло так далеко.
Все мило – невозможное
Так близко и легко.

– Итак, в чем тайна поэзии Ф.И. Тютчева? (по записям из тетради).

(любил жизнь, создавал картины жизненных мгновений, обладал необычайным даром видения, природной одаренностью, понимал жизнь, любил, не отделял жизнь от поэзии, чувствовал душу поэзии, природы).

IX. Вывод.

Время, отбросив все случайное и наносное, прекратило споры о Тютчеве. Оно приняло и восприняло его поэзию. В наши дни его изучают и что гораздо важнее – читают. Подтвердились слова Н. Некрасова о том, что небольшую книгу тютчевских стихов каждый любитель отечественной поэзии хотел бы поставить в своей библиотеке. Мне хотелось, чтобы он вам стал ближе и понятнее.

Как верно сказано:

Тому, кто с верой и любовью
Служил земле своей родной –
Служил ей мыслию и кровью
Служил ей словом и душой,
И кто – недаром – провиденьем,
На многотрудном их пути
Поставлен новым поколеньям
В благонадежные вожди.

Разрешите мне погасить свечу (огонь), но не свечу поэзии в ваших душах. Пусть она горит у вас всегда.

Он ушел, благословив мир, над которым вечно будет сиять его Солнце – поэзия!

X. Домашнее задание: Анализ стихотворений (2 стихотворения на выбор). “Сны”, “Дума за думой, волна за волной”, “Какое дикое ущелье”, “О чем ты воешь ветр ночной”, “День и Ночь”.

Памяти Ф.И. Тютчева

1)

Ни у домашнего простого комелька,
Ни в шуме светских фраз и суеты салонной
Нам не забыть его, седого старика
С улыбкой едкою, с душою благосклонной.

2)

Ленивой поступью прошел он жизни путь,
Но мыслью обнял все, что на пути заметил,
И перед тем, чтоб сном могильным отдохнуть,
Он был как голубь чист, и как младенец светел.

3)

Искусства, знания, событья наших дней –
Все отклик в нем будило неизбежно,
И словом, брошенным на факты и людей,
Он клейма вечные накладывал небрежно.

4)

Вы помните его в кругу друзей,
Как мысли сыпались, нежданные, живые,
Как забывали мы под звук его речей
И вечер длившийся и годы прожитые!

5)

В нем злобы не было. Когда он говорил,
Язвительно смеясь над жизнью или веком,
Тот самый смех его нас с жизнию мирил,
А светлый лик его мирил нас с человеком!

1875 год.

Алексей Николаевич Акутхин (1840 – 1893 гг).