Тема урока: Закрепление правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонений.
Цели урока:
- учить анализу языкового материала и обобщению грамматических правил (на примере правил правописания безударных гласных в окончаниях существительных);
- совершенствовать умение проверять безударные гласные в корне слов;
- познакомить с новым вариантом написания верхнего соединения (с узелковым соединением).
Оборудование:
- опорные таблицы падежных окончаний имен существительных всех склонений (классная и индивидуальные),
- демонстрационный материал (таблички со существительными в различных падежах),
- магнитная доска,
- табличка чистописания “Варианты верхних соединений букв”,
- перфокарты для самостоятельной работы.
Ход урока
I. Каллиграфия.
- Гимнастика для пальцев (по специальной методике).
- Анализ графического материала, определение цели работы (научиться выполнять новый, более экономичный вид верхнего соединения букв – узелкового).
- Чистописание: ОЖ, ОХ, ОВ.
Анализ нижнего соединения для варианта ОЖ (не удобное, поэтому применяем верхнее петельное соединение). Закрепление: ОХ, ОВ.
II. Словарная работа.
Сопутствующее повторение: безударные гласные в корне слов.
- Какие словарные слова встретились в упражнении по чистописанию? (ужин, животное). Почему эти слова – словарные? Можно ли вообще проверить безударные гласные в корне слова?
- Самостоятельная работа: распределить слова в 2 столбика, устно проверить безударные гласные, где это возможно:
побережье, рассказ, деревня, пристань, дорога, яблоня, поезд, утопает, зелень, полянка, ягода, сирень.
Физминутка “Вырасту большой, красивый…”
III. Обобщение грамматического материала.
- Определение проблемы урока: что нужно делать, чтобы правильно писать безударные гласные в падежных окончаниях существительных?
- Цель урока: закрепить умение писать “опасные окончания” у существительных 1-го и 2-го склонения.
- Кратко просклонять (3 ученика у доски): дорога,
рассказ, сирень.
Какие окончания “опасны”? Почему? Выделить их в своих табличках.
Как легче их запомнить? (правило треугольников Е – И). - Закрепление:
- Устно (подвижные таблички у учителя)
- Письменно: упражнение 428. Для чего будем выполнять его? (Проверим, научились ли правильно писать “опасные” окончания.) Проверка: полетный опрос.
- С доски: записать существительные в указанных падежах, вставив пропущенные буквы
выставка (Р.п.) – выставкИ
прист..нь (Д.п.) -
д..ревня (Р.п.) -
дедушка (Т.п.) -
Илья (Р., Д., Т.п.) -
п..езд (П.п.) -
Физминутка-игра “Стоят цветки”
IV. Поэтическая минутка (закрепление изученного материала).
Творческий диктант “Из сказок А.С.Пушкина”.
- Почему сегодня выбрали именно этого поэта? Какой праздник будем отмечать летом?
- Вспомните, из каких сказок эти строчки. Вставьте пропущенные слова:
Воротился старик ко _________, у ____________ новое корыто.
Они жили в ветхой ____________ . В синем ________ звезды блещут, в синем ________ волны хлещут.
V. Обобщение правил правописания падежных окончаний:
а) по индивидуальным опорным схемам;
б) по зрительной памяти (правило треугольников).
VI. Итог урока: обобщили правила правописания Е – И в “опасных” падежных окончаниях существительных 1-го и 2-го склонения, подготовились к диктанту.