ТИП УРОКА: Закрепление. Урок проводится в форме брейн-ринга.
ЦЕЛЬ: Закрепить ЗУН учащихся о лице, времени, числе глаголов.
ЗАДАЧИ:
1. Совершенствовать умение различать лицо глаголов, определять время, число глаголов, умение писать мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память.
3. Воспитывать умение работать в коллективе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- плакаты с высказываниями русских и зарубежных писателей,
- карточки игроков, индивидуальные карточки, жетоны.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Здравствуйте! Мира, счастья и любви вам и вашим близким. Сегодня мы с вами на “брейн-ринге”.
Посмотрите на оформление класса и вы без труда узнаете тему игры. Итак, главный гость сегодня – его величество Русский язык. Ваша дружная работа поможет узнать вам о богатстве русского языка. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.
А. С. Пушкин с благоговением относился к русскому языку. По его мнению “русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам”. Ему свойственны “великая плавность, яркость, простота и гармоническая точность”.
Классик французской литературы Простер Мериме так отзывался о русском языке “ Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого”.
Иван Сергеевич Тургенев писал: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние передано нашими предшественниками”
Участвуют в игре 3 команды. Призовой фонд нашей игры – коробка шоколадных конфет. Спонсоры игры – наши родители. Вас, уважаемые учителя, я попрошу по окончании игры назвать лучшего игрока, который будет награжден ценным подарком.
II. ВСЕСТОРОННЯЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.
Итак, команды готовы? Счет 0:0.
1. РАУНД. Задаю вопросы, вы отвечаете, за правильный ответ – жетон, затем жетоны подсчитываем и узнаем количество очков каждой команды.
-Что такое имя существительное?
- Какие существительные отвечают на вопрос кто? что?
- Какого рода бывают имена существительные?
- Как изменяются имена существительные?
- Что такое склонение?
- Сколько падежей в русском языке?
- Как изменяются имена прилагательные?
- Назовите вопрос, на который отвечает имя прилагательное в
м. , ж. , ср. роде?
- Что такое глагол?
- Как изменяется глагол?
- Назовите начальную форму глагола?
- Сколько звуков в слове лью?
- Антоним к слову хорошо?
- Часть слова без окончания?
- Слово с приставкой при -?
- К какому СПРЯЖЕНИЮ ОТНОСИТСЯ СЛОВО УХОДИТ?
-Назови “лишнее” слово подлежащее, сказуемое, обстоятельство.
Итак, закончен 1 раунд. Посчитаем количество жетонов каждой команды.
У кого больше жетонов – 5 очков.
Поменьше – 4 очка.
Меньшее количество – 3 очка.
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
2. РАУНД
Запишем число и классная работа.
Прочитайте на доске слова: ИДЕШЬ, ВИДИШЬ, ГУЛЯЕШЬ, ПРИНЕСЕШЬ.
- Найдите в них общее.
- Что вы можете сказать о данных глаголах? (Глаголы настоящего и будущего времени, в единственном числе, 2 лица)
- Что особенного в их написании? (В конце после Ш пишется Ь)
- Запишите глаголы в тетради, выделите окончания, найдите “лишний” глагол, подчеркните его, обоснуйте свой ответ.
- Почему вы считаете, что это глаголы настоящего и будущего времени?
(Глаголы ИДЕШЬ, ВИДИШЬ, ГУЛЯЕШЬ отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЕШЬ? Обозначают действие, которое происходит в данный момент. Глагол ПРИНЕСЕШЬ отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАЕШЬ?
- Какого лица и числа эти глаголы? (2 лица, единственного числа)
- Докажите.
- Что пишется в конце данных глаголов? (Ь )
- КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, О ЧЕМ СЕГОДНЯ ПОЙДЕТ РЕЧЬ НА НАШЕМ ЗАНЯТИИ? (О правописании Ь в окончаниях глаголов 2 лица, единственного числа. )
Итак, жюри подводит итоги, а мы переходим к 3 РАУНДУ.
3 РАУНД.
У каждого на столах конверты, возьмите карточку №1.
Ученики СШ№ 74 города Алматы получили задания – записать глаголы 2 лица, ед. ч. Они хорошо усвоили, что глаголы 2 л. , ед. ч. оканчиваются на Ь. Вот такие слова они записали. Эти слова на карточках.
(постучишь, промолчишь, зашьешь, тишь, помощь, режешь, пилишь, тушь, дрожь, дочь, снять, глотать)
ЗАДАНИЕ: Найти ошибки допущенные учащимися в выполнении работы. Выполните задание правильно.
- Какие слова не являются глаголами?
- Почему слова СНЯТЬ, ГЛОТАТЬ не подходят? (Это глаголы неопределенной формы. )
4 РАУНД.
Работа по учебнику. Упражнение №…… - комментированнное письмо.
Физ. минутка. Я буду называть глаголы 2 лица ед. и мн. числа. Если назову глагол 2 лица ед. ч. , вы приседаете 1раз и делаете хлопок. Если услышите глагол 2 лица мн. ч. , приседаете 2 раза и делаете 2 хлопка. Постарайтесь сосчитать, сколько глаголов 2 лица ед. ч. будет названо?
(пляшешь, пляшете, спишь, спите, меняете, меняешь, любишь, любите, взлетаете, взлетаешь, сердишься, сердитесь, дружишь, дружите)
5 РАУНД.
На доске записаны пословицы.
Прочитайте. Напишите пословицы, ориентируясь на таблицу. Вставьте нужные буквы.
П(о,а)спешиш(ь,-) – людей н(а,о)смешиш(ь,-).
Без з(а. о)боты и репу не вырастиш(ь,-).
За ум в(а,о)зьмеш(ь,-)ся, до дела д(о,а)береш(ь,-)ся.
Ласковым словом и камен(ь,-) растопиш(ь,-).
Работа группами.
6 РАУНД
Прочитайте записанные пары слов. Постарайтесь их запомнить. Через 1-2 минуты словосочетания закрываю. Написать по памяти первые слова словосочетаний. Подчеркните орфограммы. По “цепочке” у доски.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
растрачиваеш. . _ силы | разъясняеш…_ задачу | подсчитаеш. . . очки |
обижаеш…_ребенка | меняеш…_ книгу | поймаеш… муху |
желаеш…_ удачи | приветствуеш…_ друга | наполниш… чашу |
диктуеш…_ текст | ужинаеш…_ дома | обнаружиш… пропажу |
разрушаеш…_ планы | натираеш…_ пол | моеш… окно |
готовиш…_ обед | исправляеш…_ ошибки | грызёш… орех |
встречаеш…_ гостя | топчеш…_ посевы | стреляеш… в цель |
расшатаеш…_ зуб | подпишеш…_ письмо | встречаеш… гостя |
7 РАУНД,
Индивидуальная работа по карточкам.
5 карточек – вставь пропущенные буквы.
1. Много з. хочеш. . - п. следнее п. т. ряеш. .
2. Что п. сееш. , то и пожнеш. .
3. За двумя зайцами погониш. ся – ни одного (не)поймаеш. .
4. Бездонную боч. ку в. дой (не)н. полниш. .
5. Что прип. сеш. , то и п. н. сеш. .
1. Тише … , дальше … .
2. . Сказанного слова не … .
3. С кем …, от того и … .
4. Время не птица, за хвост не … .
5. На час отстанешь, за день не … .
5 карточек
Определи число, лицо, время, спряжение глаголов.
Говорит, скажут, принесем, сделал.
Делаю, отвечаем, строит, гнать.
Прочитаю, пишу, видеть, пляшешь.
Расцветает, говоришь, читаем, смотреть.
Читаешь, потерял, дышать, рисую.
IV. ИТОГ.
Вот и закончился наш брей - ринг. Подведем итоги.
Напоследок я загадаю вам ребус – 7Я. Как вы думаете, почему я загадала вам именно этот ребус?
(Потому, что наш класс – это большая и дружная семья. )
И как ни грустно, но нам пора расставаться. Мне остается поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашей игре. Всем большое спасибо.