Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме: "Обращение"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с обращением, его особенностями, как в устной, так и письменной речи.
  2. Активизировать и расширять словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость, память, мышление, воображение и речь в устных и письменных упражнения.
  3. Воспитывать познавательный интерес к особенностям русского языка, а также умение вежливо обращаться друг к другу.

Оборудование:

  • рисунок,
  • табличка,
  • стрекозы,
  • плакат-схема,
  • плакат-правило,
  • сюжетная картинка,
  • герои: Дед, его внук и Белочка, учебники литературы.

Ход урока

1. Минутка чистописания.

На доске А, Б, Е, В, Е, , Ж.

Ваша задача – продолжать закономерность (вписать).

На какие группы можно разделить эти буквы? (с верхним и нижним элементом и без них, гласные, согласные, большие и малые буквы и т.д.)

Составьте слова с этими буквами (бег, жаба, дог, вода).

/Посадка./

Пропишите каллиграфически правильно любое из них 1 строчку, буквы пишем и соединяем правильно.

2. Словарная работа.

Не так давно мы с вами закончили изучать на уроках чтения басни И.А.Крылова, вспомните и скажите: кому принадлежат эти слова? Кто так говорил?

До того ль голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни – резвость всякий час,
Так, что голову вскружило (стрекоза).

<Рисунок 1>

Наверняка вы все видели стрекоз, какие они?

Какую пользу приносят они?

С чем их можно сравнить? (аэроплан, вертолет, самолет)

Сегодня мы будем учиться писать это слово – стрекоза. (Вывесить)

Прочитайте по слогам, сколько их?

Произнесите слово с ударением.

Назовите орфограммы. Докажите.

Как их можно проверить?

А что же известно об истории и происхождении этого слова?

Оказывается, в разговорной речи XVIII, начала XIX веков слово “стрекоза” служило обобщенным (общим) названием для разных насекомых: овода, слепня, стрекоз и насекомых вообще.

Стрекоза образовано от корня “стрек” от позднерусского слова стрекотать, т.е. жалить, колотать, прыгать, скакать.

Существует даже выражение “дать, стрекоча” в значении: быстро убежать.

И, что интересно, в басне Крылова выражение “попрыгунья стрекоза лето красное пропела” никак не связывается со стрекозой, в то же время точно характеризует кузнечика. В иллюстрациях старинных книг с баснями изображался кузнечик, а не стрекоза. И только к середине XIX века название стрекоза для разных видов насекомых исчезло, уступив место современным названиям насекомым.

А какие еще словарные слова – названия насекомых знаете?

Произнесите по слогам (гусеница, кузнечик, муравей, оса, жук, саранча, улитка, бабочка).

Закрепление – Орфографическая минутка.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
______________________________________________
д л по нож ъ ться жь шь сс вью
1. Лодка. 6. Умыться. (1 учащийся у доски)
2. Солнце. 7. Рожь
3. Пошли. 8. Едешь. – Проверяем, вспоминая
4. Ножей. 9. Класс. правило.
5. Объявление. 10. Вьюга.

На какие группы можно разделить слова или орфограммы?

(существительные – глаголы и т.д.)

4. Физминутка “Как живешь?”

5. Новая тема.

А теперь послушайте одну историю.

<Рисунок 2.3>

Пошли однажды в лес по ягоды дед с внуком и увидели на дереве белочку.

<Рисунок 4>

Они решили попросить, чтобы она сбросила им орешек.

Эй! - закричал внук. Белочка даже не обернулась.

Как же к ней обратиться? – подумал он.

Я придумал! – внук дедушке.

Белочка! Сбрось нам орешек!

Кто обращается ко мне так вежливо? – подумала она.

После этого случая мальчик еще долго рассказывал всем, что он придумал … (обращение). (Если дети не догадались, то правило читаем в учебнике).

Так что же придумал внучек? (Итак, О – это слово или словосочетание, которое называет лицо, к которому обращаются).

А теперь придумайте сами любое обращение? (животные, имена, родственники).

А теперь словосочетание? (молодой человек)

6. Закрепление.

А теперь поучимся находить обращения в тексте.

Откройте учебник чтения и найдите басню И.А.Крылова “Ворона и лисица”.

Задание: Найдите в басне и прочитайте предложения, в которых есть обращения.

Как выделяем обращения из текста, когда читаем?

(повышаем голос, делаем паузу).

Здесь используется звательная интонация.

7. Новая тема (продолжение).

Оказывается, в древнерусском языке существовал особый звательный падеж. Это и было обращение, оно устанавливало связь между говорящими и теми к кому обращаются.

В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное, необдуманное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Чем вежливее вы будете обращаться к другим, тем с большим желанием вас, будут слушать.

Всем нам при общении
поможет обращение,
к людям, звездам или птицам,
можешь смело обратиться.
При письме не забывай, запятыми выделяй.

Итак, перед вами схема, как на письме нужно выделять обращение. (Работа с таблицей) <Схема>

8. Практическая работа

- Придумайте 3 предложения с обращением и запишите их в тетрадь, так, чтобы оно стояло в начале, в середине и в конце предложения.

В этом вам поможет этот рисунок. (Проверка)

9. Развитие речи.

Один хочет быть сильным, другой – красивым, третий – умным, четвертый – удачливым, “везучим”, пятый хочет обладать всеми этими качествами сразу.

И все, разумеется, хотят быть счастливыми.

Но в чем же счастье?

И это все объясняют по-разному.

Для одного счастье – это банка варенья, для другого – быть везде первым, лучшим среди друзей, для третьего “бегать босиком по мокрой траве”, для четвертого – иметь щенка и вырастить из нее собаку.

Так, например, древнегреческий ученый Аристотель считал, что счастье – это благополучие, окрыленное добродетелью. Счастье складывается из многих составляющих, но главное иметь хорошего друга.

Как же вы понимаете, что такое счастье?

Постарайтесь найти каждый свой ответ, не обязательно раскрывать его другим, важно, чтобы ответили самому себе.

(Работа учащегося).

Проверка: - кто хочет прочитать свое сочинение и ответить на этот волнующий и трудный вопрос?

(Зачитывают дети)

– Чье сочинение понравилось больше?

А вот как ответили на этот вопрос ваши сверстники.

/Зачитываю 2-3 высказывания выпускников./

10. Дача д/з.

К своему сочинению вы можете нарисовать рисунок

“Что такое счастье?”

Составить и написать в тетради 5 предложений с обращениями, используя рисунок в учебнике.

Подобрать 5 слов к схеме, с разными корнями разных частей речи.

11. Подведение итогов:

Что узнали нового?

Что особенно понравилось в уроке?

Схема к уроку: