Цель урока: создать условия для понимания ценности письменной речи как средства передачи информации, как документа эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа.
Ход урока
Эпиграф отрывок из к\ф “Бумер-2”
- Девушка, вы тоже живёте в SMS?
- Когда как, а что?
- Да вот моя сестра с помощью SMS со своим парнем переписывается. А что можно передать с помощью SMS?!
- Да всё!
- Вот он сейчас находится в Забайкалье и хочет рассказать ей о природе Забайкалья, что он ей напишет?
- Природа Забайкалья очень красивая.
- И что вы узнали о природе Забайкалья?
Ничего! Я вот в журнале прочитал, что
SMS формирует язык будущего. А чувства-то где будут, эмоции куда денутся?!
Учитель-литератор. Вы посмотрели отрывок из кинофильма, скажите, о какой проблеме мы сегодня поговорим? (Проблемы общения, скудость языка, безэмоциональность, бездушевность, общение людей с помощью SMS…)
С развитием техники люди разучились писать письма. Конечно, легче позвонить или отправить SMS или факс. Скажите, а что такое “письмо”? Давайте посмотрим словарь Ожегова и зачитаем.
Письмо
1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь.
2. Умение писать.
3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи.
(Вывести слайдом на экран)
Учитель-историк. Общение людей через письма зависит от многих условий и одно из важнейших – это служба доставки писем, т.е. почта. Сейчас мы живём в эпоху электронного письма – нажал кнопку и послание уже у тебя. А как раньше доставлялись письма? Давайте мы с вами совершим путешествие в глубь веков, а поможет нам экскурсовод.
Ученик-экскурсовод. С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал “письмо” со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим “в письме сказано”, чем “в письме написано”.
Великие державы древности Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков имели развитую, хорошо организованную почту. По мощёным дорогам и караванным тропам день и ночь курсировали гонцы. Они сменялись или меняли лошадей на специально построенных станциях. Собственно, от латинского выражения “мансио посита” - “станция в пункте” и произошло слово “почта”. 2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи от гонца к гонцу.
В последней четверти IX века, почти в самом начале существования Киевской Руси, закладываются основы русской почты – одной из старейших в Европе.
Особое место в русской истории занимает почта Великого Новгорода XI–XV веков. Находки в последние годы десятков берестяных писем-грамоток, доставленных по каналам связи, позволяют говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев, но и о существовании в боярской республике развитой системы пересылки частной корреспонденции.
(На слайде – берестяная грамота из Новгорода)
Учитель-историк. Татарское нашествие принесло неисчислимые беды русской земле. Приостановилось развитие почты. Долгие годы отечественная система связи находилась на уровне XIII века. Единственное, что русские позаимствовали у поработителей, так это новое название почты – ямская гоньба.
Иностранцы, посещавшие Московию, ещё в первой четверти XVI века называли русскую систему связи “почтой”, хотя на Руси это слово стало широко применяться только с середины XVII века.
Первые линии регулярной общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в “немецкие” страны. Так иногда русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам “немых” языках. Отсюда и пошло наименование первых почт в Ригу и Вильно – “немецкая”, в отличие от ямской.
Ученик-экскурсовод. С XVIII века ямской почтамт в Москве доставлял государственную и частную корреспонденцию по всей России. Ему подчинялась также “фруктовая” почта, возившая из Астрахани в Петербург не только письма, но виноград, арбузы, дыни к царскому столу.
В это время стало по карману покупать бумагу и гусиные перья и оплачивать почтовые расходы, а престиж службы по почтовому ведомству возрос, наступила эпоха классического письма. Люди более практичные заметили, что написать письмо как надо не всякому грамотному под силу и начали издавать письмовники.
На слайде. Письмовник – книга, содержащая правила и примеры для писем, бумаг, деловой и частной переписки; сборник писем.
Инсценировка письма. Девушка в платье XVIII века проходит к столу, пишет письмо, проговаривая его вслух.
Письмо к нему (из письмовника):
Начну чужими словами:
“Я желал бы забыть всё минувшее,
Да с минувшим расстаться мне жаль:
В нём и счастье, мгновенно мелькнувшее,
В нём и радость моя и печаль”.
Знаешь ли? Я нашла то, что дорого ценю в тебе – внимание и благородство. Лучше тебя, дороже и милей нет, ты мне мил был, как утренняя заря. Вспомнила я первые слёзы и первый твой поцелуй на руке моей. Вот уже два дня, как я живу без тебя в грусти и печали. Прощай, целую тебя.
Учитель-литератор. Основная цель этого письма какая? (Чувства)
Ученик-экскурсовод. С доставкой ратных вестей началась русская почтовая связь, но военно-полевой почты, как таковой, долгое время не существовало. С XVII века в России начинает создаваться институт военных почтальонов. С 1773 года русская служба связи начинает повсеместно принимать для пересылки векселя и деньги. В то же время зарождаются новые термины: эстафета, постпакет, куверт (конверт), почтовый колокольчик, тройка.
1782 год. Все средства доставки корреспонденции сливаются в единую организацию, управляемую Главным почтовых дел правлением. Потребовалось почти 900 лет со времени первого упоминания о посылке вестника на Руси, чтобы почта по своей форме и организации приблизилась к той, которой мы пользуемся сейчас.
За годы Первой мировой, а затем Гражданской войны 1918 – 1922 годов, почтовое хозяйство пришло в упадок.
С окончанием в 1920 году Гражданской войны почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз.
Отрывок из к\ф “Белое солнце пустыни”
Письмо Петра Сухова Катерине Матвеевне.
“Добрый день, весёлая минутка! Здравствуйте, любезная Катерина Матвеевна. Вот выдалась свободная минутка, и я спешу сообщить вам, что я жив и здоров, чего и вам желаю…”
Учитель-литератор. Для чего автор включил в фильм письма Петра Сухова? (Показать тоску по семье, близким).
Ученик-экскурсовод. Начавшаяся в июне 1941 года война с Германией поставила перед почтовой связью новую задачу: организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтом и тылом.
Учитель-литератор. Я хочу показать вам письма, пришедшие с фронта и хранящиеся в нашем школьном музее. Первое письмо от бойца, находящегося в госпитале.
Письмо через слайд выведено на экран.
“Здравствуй, мама. Шлю вам свой привет и желаю доброго здоровья. Я пока жив и здоров, нахожусь в Ленинграде в госпитале. Здоровье улучшается понемногу, поправляюсь. Меня удручает только одно: никак не могу получить ответа как от тебя, так и от тёти Вари, и я не знаю о вашем житье-бытье. Вот уже с октября месяца всё время мотаюсь с места на место. На это письмо ответа не пиши, всё равно зря, ответа не дождусь. Ну пока, всё. Погода здесь дрянная, как вообще в Ленинграде всё время сырость.
К сему ваш сын Борис.
Какова основная задача этого письма? (Беспокойство о близких, забота).
Во втором письме командир части пишет матери погибшего бойца и рассказывает ей о том, как погиб её сын.
Инсценировка письма. Юноша в гимнастёрке и пилотке читает письмо.
“Здравствуй, мать и сестрёнка Надя. В первых строках своего письма разрешите передать вам всем свой командирский привет. Конечно, Вам трудно будет переносить такую утрату, как гибель своего сына, которого Вы любили. Я знал Вашего сына как хорошего, честного, храброго бойца. С ним я прошёл весь жизненный армейский путь, с ним нам не раз угрожала опасность со стороны немцев. Но мы выходили с поля боя всегда с победой… Таких бойцов, как ваш сын в наших рядах насчитывается миллионы, которые не щадя своей жизни и крови дерутся как львы за благо нашей Родины, за наш народ.
Было солнечное утро, когда мы занимали одну высоту. Немцы на нас бросили большую силу, большая часть которой полегла под огнём нашего оружия. Бой длился весь день и ночь. Воспользовавшись темнотой немцы окружили нас, но мы не падали духом, прорвали кольцо окружения и вышли по трупам немцев из боя. В результате чего Ваш сын Анатолий, геройски сражаясь с оторвой всего прогрессивного человечества – немцами, был убит. Это было в ночь на 5 марта 1943 года. От лица всех командиров нашей части я передаю Вам, мать героя, искреннюю благодарность за Вашего сына”.
Учитель-литератор. Какова основная задача этого письма? (Информация, сопереживание, гордость за сына). Ежемесячно в действующую армию из тыла доставлялось до 70 миллионов писем и более 30 миллионов газет.
В повести “Старые письма” автор рассказывает о старой одинокой женщине, прикованной к инвалидному креслу. Прошло много лет после войны, но единственной её отрадой было чтение писем мужа, погибшего на фронте. И здесь звучит замечательная фраза: “Что бы мне осталось от мужа, если бы в окопах стояли телефоны?”
Ребята, как вы понимаете смысл этой фразы?
Ученик-экскурсовод. К 1950 году почтовое хозяйство, разрушенное войной, было восстановлено. Почта, телеграф, телефон объединились в одно предприятие. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах, но и в сельских населённых пунктах.
Учитывая роль российской почты в историческом развитии государства в 1994 году экс-президент России Б.Н. Ельцин учредил профессиональный праздник почтовых работников “День российской почты”, который ежегодно отмечают во второе воскресенье июля. Другим президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические традиции российской почты – эмблема и флаг.
Учитель-литератор. У нас в классе тоже висит почтовый ящик, и мы тоже пробовали писать письма. Давайте послушаем, что у вас получилось.
Дети читают свои письма. Тема писем: “Письмо президенту”, “Письмо другу”, “Письмо родителям”.
Существует культура письма, которая предусматривает присутствие обязательных элементов: обращение-приветствие, информация, заключение-прощание. Выдерживают ли ваши письма эти правила? Приведите примеры обращений из писем, которые вы уже слышали; информацию…; заключений-прощаний.
Ребята, скажите, сегодня в эпоху электронного общения нужны ли нам письма? (Память народа, власть над временем, чувство и эмоции человека, сохранение нравственных ценностей, связь поколений…)
Домашнее задание. Напишите письмо – пожелание будущим первоклассникам. Мы запечатаем эти письма в конверт и положим в школьном музее, а 1 сентября, когда дети придут на экскурсию в музей, мы передадим письма им.