Сегодня у нас большой праздник: мы открываем Музей русского языка в нашей школе. 30 ноября день рождения нашего Музея. Но жить Музей будет, если вы, ребята, будете любить свой родной язык, если будете узнавать новое о родном языке, пополнять коллекции Музея.
Приносите свои экспонаты в Музей: рисунки, книги, сочинения о русском языке. Пока у нас мало экспонатов, но надеемся, что с вашей помощью их станет больше. В нашем Музее будут такие залы:
- Истории графики.
- Ученых-лингвистов.
- Частей речи русского языка.
- Знаков препинания.
Ведущий. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были, но не дед и баба и не Иван-дурак, а необыкновенные жители, не похожие ни на кого. А были они необыкновенными, потому что страна, которую они населяли, была необыкновенной и называлась Страной русского языка. Населяли ее замечательные Части речи, Суффиксы, Приставки, Корни, Окончания, Звуки, Буквы, Члены предложения, Знаки препинания и многие другие интересные жители.
А теперь начнем путешествие по замечательной стране, и гидом будут у нас жители страны…
Ведущая. Извините, я возмущена, почему гидом, причем тут гид?
Ведущий. В чем проблема? не вижу причины для ссоры.
Ведущая. Как! Ведь мы в стране русского языка, а вы сразу начинаете путешествие с иностранных, нерусских чужих слов. Какое неуважение, позор! Не гид, а экскурсовод! Так правильнее и по-русски. Ведь Гид – чужое слово, заимствованное, оно пришло из французского языка и означает – проводник, сопровождающий туристов, путешественников при осмотре ими достопримечательностей города, местности. Второе значение этого слова – справочник, путеводитель, библиографический указатель.
Ведущий. Должен вам возразить, но вы правы наполовину. Слово экскурсовод тоже не русское, а заимствованное от латинского excurcio -поездка, но с прибавлением русского корня вод, водить.
Ведущая. Какой кошмар!
Ведущий. А знаете, что сразу нам подсказывает, что слово не из русского языка? Буква э, с этой буквы не начинаются русские слова. Она иностранка, но так понравилась жителям страны русского языка, они ее полюбили, и она стала им родной. Поэтому вы и приняли слово экскурсовод за родное, оно действительно живет с нами давно, и мы не считаем его чужестранцем. Русский язык очень гостеприимен, он принимает в свою семью всех иноземцев, кто хочет помочь ему расширить горизонты познания, более точно ярко описать предметы, явления окружающего мира. Часто коренные жители даже недовольны таким гостеприимством. Им кажется, что принимая к себе чужие слова они теряют самобытность, становятся зависимыми, второсортными. Многие ученые, писатели возмущались и возмущаются засилием иноземцев. Михаил Васильевич Ломоносов говорил: – Зачем нам слово галоши, есть русский вариант – мокроступы.
Особенно сейчас русский язык принял так много переселенцев из других стран, что ученые опасаются за его здоровье. Саммит, кастинг, он-лайт, дефиле, диджей… обилие чужих слов поражает, раздражает, пугает. А как вы считаете, ребята, надо ли принимать чужие слова в свой язык в первоначальном их виде или искать им замену с русскими корнями? Может русский язык обойтись своим словарным запасом? Может слова компьютер, заменить русскими? Как бы вы их назвали по-русски?
Экскурсоводы. Человеку интересно знать, как жили его предки, чем занимались, с кем дружили. С кем воевали? А как это можно узнать? Из рассказов очевидцев? Но очевидцы не вечны. Люди понимали, что не должно каждое поколение начинать с нуля. И вот таким средством, рассказывающим о прошлом, стало письмо. Есть много книг, посвященных происхождению письма. А родилось письмо не сразу. Выделяют три этапа развития письма:
1. Часто первобытные люди хотели передать сведения о важных событиях своего племени. Они делали рисунки на камне. Такое рисунчатое письмо появилось 6000 лет назад. Назвали его Пиктографическим (в переводе с греческого “Рисунок”). Попробуйте прочитать пиктографическое письмо индейцев (образец на столе у учащихся).
Вот на этом стенде мы видим древнейшее письмо финикийцев. Оно написано на глине, такое письмо не требовало обучения грамоте. Рисунки создавались применительно к случаю и были понятны всем. Что означала трубка? Лук со стрелой? Две перекрещенные змеи? (мир, войну, опасность) Тексты наносились на сырую глину травяной палочкой, конец которой имел форму клина. Такая письменность стала называться клинописью.
Вот это изображение письма новгородского мальчика на бересте (коре деревьев). Ученые пришли к выводу, что в древности грамота была широко распространена на Руси.
2. Затем появились Иероглифы, т.е. сообщение делилось на части, слова на слоги и каждая из частей изображалась условным знаком-символом, т.е. иероглифом. Иероглифами пользуются в Японии, Китае. В Китае выпустили словарь, который содержит 20 миллионов иероглифов и их надо запомнить. А сколько букв надо запомнить нам? (33). Представляете, какая разница! Гордитесь своим языком! Но и мы не обходимся без иероглифов. “Выучите третий параграф”, – говорит учитель. Параграф – это иероглиф. А > Б знак “больше” иероглиф.
3. Третий этап Звуковой, при котором каждый знак – звук, а смысл вытекает из сочетания звуков. В современном мире существуют все три вида письма.
Но главное это звуковое письмо, которым пользуются все народы и которое осуществляется с помощью азбуки или алфавита. Алфавитному письму почти 3000 лет. Что же такое алфавит? Посмотрите на таблицу. На ней 33 буквы алфавита. Но это еще не алфавит. Почему? (Потому что алфавит – это система букв, расположенных в определенном порядке, а здесь буквы стоят не по порядку). В основе буквенной письменности лежит письмо финикийских народов. Оно состояло из 22 букв и было использовано древними греками.
Посмотрите на таблицу. Какой долгий путь проделало письмо, пока дошло до нас.
А теперь предположим, что вам поручено создать алфавит для народа, не имеющего своей письменности. У нас есть такие народа на Кавказе, у которых есть свой язык, но нет своей азбуки, своей письменности. Каков принцип азбуки? Каждая буква должна обозначать один звук. Сможете вы создать алфавит? Конечно, нет. А вот к нам алфавит принесли два ученых человека (Можете назвать их имена?) Кирилл и Мефодий.
Вот этот стенд рассказывает о том, как появилась азбука на Руси. Эта икона изображает святых Кирилла и Мефодия. Книги писались в монастырях, стоили очень дорого. Писали их на папирусе, а затем на пергаменте. На Остромирово Евангелие был использован пергамент, выделанный из кож 175 телят.
А здесь изображен первопечатник Иван Федоров.
Кириллица представляет собой очень искусную, творческую переработку греческого (византийского) алфавита. При ее составлении были использованы 24 греческие буквы, большая часть которых получила славянские названия: А – аз, В – веди, Г – глаголь, Д – добро и т.д. Оригинальность Кириллицы проявилась в том, что в ней для обозначения одного звука всегда использовалась одна буква. В этом несомненное преимущество Кириллицы перед алфавитами, построенными на основе латиницы. Еще одно преимущество, что мы знаем авторов алфавита. В других языках авторов алфавитов не знают.
На Руси Кириллица получила распространение после принятия христианства (988 г.). Славянский алфавит оказался прекрасно приспособленным к точной передаче звуков древнерусского языка. В течение тысячелетия существования на русской почве Кириллица изменилась не очень значительно: понадобилось ввести только 4 новые буквы. Каждая буква Кириллицы обозначали еще и цифры. Затем славянскую цифровую систему вытеснила арабская, что было узаконено реформой Петра 1 в 1708-1710 году. Буквы цифры стали лишними и были исключены. Введены были в русский алфавит буквы э, я (1710), й (1735), ё (1797).В 1708 г. был утвержден русский гражданский шрифт, в котором впервые были установлены прописные (большие) и строчные (малые) буквы.
Вот здесь вы видите, как Петр первый собственноручно правил буквы алфавита. Слово азбука и алфавит означают одно и то же. Слово азбука русское аз+буки, алфавит – греческое альфа + вита первые буквы алфавита. В кириллице 43 буквы, а сколько букв в современном алфавите? Слова, начинающиеся с буквы Ф, по происхождению, за очень небольшими исключениями (фыркнуть, филин), являются нерусскими. Писатель Успенский подсчитал, что в тексте пушкинской поэмы “Полтава” около 30 000 букв, а буква ф встречается только 3 раза. А если вы откроете словарь, то большинство слов на Ф будут не русские, а заимствованные. Звук Ф пришел к нам из греческого языка, русские его не полюбили и очень часто говорили вместо ф конхвета, хвонарь, Хвелиппок (откуда это имя?) В русском языке звук Ф обозначали две буквы Ферт и Фита. Одна была лишняя и она исчезла. Осталась буква ферт. Можно встретить выражение стоять фертом, т.е. подперев гордо руки в бока. Оказывается, слова в русском языке могут начинаться с любого звука: гласного или согласного, за исключением звука (Ы). По фонетическим и орфографическим признакам можно легко определить иноязычные слова, пришедшие в русский язык из других языков. С буквы и звука (а) начинаются, как правило, заимствованные слова. Русских слов на (а) очень мало: аляповатый, авоська, архаровец, ахинея; междометия; ага, агу, ай, ау, ах; частица; авось. Некоторые из русских слов употребительны лишь в просторечном стиле речи: аж, ась – или являются устаревшими: ахти, али. Иноязычные слова явно “предпочитают” начальную букву э. Междометия э, эй, эх, а также экий, этак, этот – вот почти все русские слова с начальной э. Зато, если слово начинается с буквы щ, знайте, это слово общеславянское: щавель, щадить, щука, щель и др.
Объясните, как вы понимаете высказывание выдающегося детского писателя Л.Успенского: “Язык родится и живет только там, где люди общаются друг с другом”. Докажите справедливость этой мысли.
На земном шаре насчитывается более 2000 языков, на которых общаются разные народы мира. Запишите названия тех языков, о существовании которых вы знаете.
Викторина.
Среди этих слов шесть слов нерусского происхождения. Назовите их.
Весна, дерево, аист, арбуз, лес, фиалка, эхо, филин, береза, роща, дрова, апельсин.
- Что означают слова:
Диджей, кастинг, промоушен, пиар, супервайзер.
1.. Какие буквы обижаются, что их не пишут в начале русских слов? (ы,Й)
2. Какая буква наиболее редкая гостья в книгах, написанных по-русски? (Ф)
3. Как вы думаете, на пергаменте или папирусе писали книги в древней Руси? Объясните почему?
До Кириллицы была еще одна азбука – Глаголица – древнейшая славянская азбука. Название образовано от слова глаголъ – “слово, речь”. По алфавитному составу почти полностью совпадала с Кириллицей, но резко отличалась от нее формой букв. Она была не только второй славянской азбукой, на которой сначала писали, а потом печатали в типографиях книги южных славян, но и крайне необычно выглядела, из-за чего возникло множество загадок с ее происхождением. Так что уже с конца XVIII в. появлялись гипотезы возникновения глаголицы. Считают, что ее придумали ученики Кирилла и Мефодия или сам Кирилл. Обратите внимание на первую букву Глаголицы. Почему она имеет такое начертание? (Крест. Благословение божие.)
1. Как вы понимаете высказывание выдающегося лингвиста И. Срезневского? Согласны вы с этой мыслью?
Мы должны любить славянство во всем его объёме, потому что мы славяне; без этого мы не можем иметь истинной любви, истинного уважения к самим себе: это долг нравственности, прямой наш человеческий долг, долг любви родного к родному, брата к брату.
2. Как вы понимаете высказывание выдающегося лингвиста Я.Грота? Согласны вы с этой мыслью?
Без письма язык оставался бы лишь мгновенным орудием общения. Одно письмо придает прочность летучему слову, побеждает пространство и время.
3. Как вы понимаете высказывание выдающегося лингвиста А.А.Реформатского? Согласны вы с этой мыслью?
Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека.
4. Как вы понимаете высказывание выдающегося ученого Галилео Галилея. Согласны вы с этой мыслью?
При помощи письма можно записать каждое слово и сообщить свои мысли тем, кто еще не родился и родится спустя тысячу или десять тысяч лет.
А знаете ли вы, что существует и Пунктуационный алфавит, включающий в себя знаки препинания. Как вы понимаете смысл пословицы? Эко диво: поглядишь – чистехонько, поглядишь –гладехонько, а станешь читать-везде задевается. (знаки препинания)
Сколько знаков препинания в современном русском письме? На этот вопрос очень немногие отвечают сразу, по памяти; обычно начинают перебирать известные знаки и подсчитывать. Знание количества букв и цифр распространено гораздо шире. Но и обдуманные ответы, и подсчеты знаков препинания оказываются разными: обычно называют десять знаков, но находят и больше – до 15-16. В данном вопросе надо разобраться.
Десять знаков препинания следующие: точка, запятая, двоеточие, многоточие, точка с запятой, тире, вопросительный знак, скобки, кавычки, восклицательный знак. К ним добавляют еще следующие знаки: одиночную скобку (используется при цифровой или буквенной нумерации пунктов перечисления: 1) … 2) … или а) … б) … и т. п.); знак сноски, обычно в виде звездочки (*) (этот знак называют еще астериск, от греч. Aster – “звезда”); двойное тире (два тире) и двойные запятые как знаки обособления, точнее – выделение абзаца как части текста отступом. Вслед за абзацем к знакам препинания иногда причисляются и другие знаки членения текста: знак параграфа, глава, разного рода пробелы и т. п., но это не находит пока широкого признания.
В последнее время в некоторых научных текстах довольно часто стали употреблять одиночную наклонную линию – дробную черту в значение союза и, или: и/или, т. е. далее идет текст, который может быть или присоединен к предыдущему тексту, или быть с ним в разделительных отношениях. Дробная черта в этом ее значении – тоже знак препинания. В такой функции употребляются и скобки
Загадки.
О каких знаках идет речь?
- Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца! (!)
- Ляжет палочкой на строчку: – Проходите по мосточку…(-)
- Всегда услышать норовят то, что другие говорят. (“”)
- Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом. (?)
- Словам раскрывают объятья: – Ждем в гости вас, милые братья! ()
- Загораживает путь. Предлагает отдохнуть. (-)
- Выйдет на дорожку, всем подставит ножку. (,)
- Так и хочется ему разъяснить нам, что к чему.
Названия знаков препинания могут много рассказать об их внешнем виде и назначении. Слово кавычки образовано от существительного кавыка (помеха, заминка) Точка – от слова точь, связанное с глаголами ткнуть, тыкать. Слово запятая родственно запонкам, препятствию, так
как произошли от глагола запяти – воспрепятствоать, задержать. Тире от французского глагола тянуть.
Знаки препинания употребляются иногда вместо слов. Так при чтении на полях мы часто ставим “?” или “!” знаки. Вопросительный и восклицательные знаки стали употребляться в XVI в., причем восклицательный знак (Удивный) появился позднее.
Это интересно.
По словам одной немецкой газеты, благодаря неверно поставленной запятой, Соединенные Штаты Северной Америки понесли убыток в несколько десятков миллионов долларов. Дело в том, что при напечатании таможенного тарифа в 1864 году английским заводчикам удалось подкупить корректоров. И они в отделе жестяных изделий переставили одну запятую. Благодаря этому обстоятельству жестяное железо было причислено к жести и обложено низкой пошлиною. Ошибка эта была открыта лишь в 1882 г., т.е. 18 лет спустя после того, как, по исчислению государственного контроля, правительство понесло убытков в 48 395 766 долларов, т.е. почти в 100 млн. рублей.
***
Ещё в древней Греции был известен рассказ о завещании, в котором говорилось, что наследники должны были поставить в память завещателя “статую золотую пику держащую”. Разгорелись страстные споры. Одни доказывали, что согласно документу, требуется поставить “статую золотую, пику держащую”. Наследникам это грозило бы разорением, поэтому они склонялись к другому прочтению текста. К какому?
Эта же фраза по-другому осмысливается в легенде, рассказывающей о путешественнике, который в минуту опасности обещал за спасение поставить “статую золотую, пику держащую”. Однако ему удалось избежать огромных расходов на установление статуи. Каким образом?
Один провинциальный цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл поставить, где нужно, знаки препинания. Когда читавшие вывеску заметили об этом цирюльнику, то последний возразил, что он сам исправит беду и расставит запятые. Действительно, запятые были поставлены, и вывеска получилась в таком виде: “Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы и т.д.
***
Один преступник, приговорённый к смертной казни, подал своему королю прошение о помиловании. Великодушный король наложил на прошение резолюцию: “Казнить нельзя, помиловать!” Но секретарь, доведший до сведения исполнительной власти о резолюции короля, по ошибке переставил запятую, и резолюция получилась в таком виде: “Казнить, нельзя помиловать!” Таким образом, неправильно поставленная запятая стоила жизни несчастному преступнику.
Конкурс.
5. Что объединяет высказывания писателей? За что они любят русский язык?
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью.
А.Н.Толстой
Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас,
наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…
Н.В.Гоголь
Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей.
М.Горький
Родной язык надо любить, как мать, как музыку…
М.Горький
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
К. Паустовский
Язык наш беспределен и может живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно.
Н.В. Гоголь
Заключение.
Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молодая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.
И вот музей открыт. Посетителей много. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетители становилось всё больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, твёрже становилась походка, выше поднята голова.
Фашистов заинтересовало, что же вселяется в людей уверенность. Комендант решил посмотреть сам. Вошёл в музей и всё понял… первое, что видел каждый, были слова:
“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”
Любите свой родной язык, изучайте и берегите его.