ТЕМА. СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
КАКИЕ? (Урок-обобщение).
ЦЕЛИ: 1. Обобщить знания о словах-признаках, упражнять в их подборе, в умении устанавливать связь между словами-названиями и словами-признаками;
продолжать учить решать проблемные ситуации на уроках.
2. Развивать мышление, внимание, речь, память; расширять кругозор, воображение.
3. Воспитывать аккуратность, прививать интерес к предмету.
ОБОРУДОВАНИЕ: конверт со словами, иллюстрации животных, героев мультфильмов, занимательный материал (загадки о животных).
ХОД УРОКА.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
– Ребята, перед уроком мне передали конверт. (Демонстрация конверта). Посмотрим, что в нем. Это какие-то слова.
2. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
– Их кто-то перепутал. (Слова вывешиваются на доску).
СЛОВА: русский, ученик, правило, грамотный, язык, грамматическое.
– Как вы думаете, что с ними нужно сделать?
– Совершенно верно, нужно соединить слова в пары. Назовите пары, которые получились, попутно задавая вопрос к слову-признаку:
Ученик (какой?) грамотный, правило (какое?) грамматическое, язык (какой?) русский.
3. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ТЕМА УРОКА.
– Кто может сказать, какой будет тема нашего урока?
– Правильно, сегодня обобщаем знания, полученные при изучении темы “Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?”, упражняемся в подборе слов-признаков, продолжаем учиться устанавливать связь между словами-названиями и словами-признаками.
4. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
– Вспомните, на какие вопросы отвечают слова-признаки?
– Как по-другому можно назвать эти слова?
– С чем связаны в предложении слова-признаки?
– Как это доказать?
– Сейчас вы поработаете в парах. Один ученик говорит слово-название с вопросом, а другой подбирает к нему слово-признак с вопросом. Например: (что?) помидор (какой?) красный.
– Послушаем ваши варианты. (Несколько пар выслушать).
– Отгадайте загадки и к каждой отгадке подберите слова-признаки.
ЗАГАДКИ
Хозяин лесной, Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь) |
У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора. (Заяц) |
На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
(На каждую отгадку вывешивается иллюстрация).
– Герои какого мультфильма перед вами? (“Ну, погоди!”)
– Назовите мультфильмы, героем которых являлся медведь.
– Три человека пойдут к доске и запишут свои сочетания слов-признаков к отгадкам: один – про волка, другой – про зайца, третий – про медведя, а все ребята самостоятельно подберут слова-признаки ко всем трем отгадкам. Связь между словами-признаками и отгадками покажите графически. Иллюстрации животных даны на доске, они помогут вам подобрать наиболее точные прилагательные, смотрите внимательнее.
Медведь (какой?) бурый, …; заяц (какой?) серый, косой, …; волк (какой?) злой, голодный, ….
– Проверим, что написали ребята. У кого такие же слова-признаки? Проверьте правильность обозначения записи графически.
– В какую тематическую группу можно объединить все эти слова-отгадки? (Дикие животные).
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.
– Выполним упражнение по учебнику, стр. 49, № 77. Рассмотрите, что видите на картинке? (Иллюстрация щенка в учебнике).
– Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в тексте? (О щенке).
– Прочитаем задание, текст.
– Понравился вам рассказ?
– Кому не понравился?
– Чего в нем не хватает? Как “раскрасить” текст? (Добавить слова-признаки).
– Попробуем прочитать текст, добавляя слова-признаки.
– Какой текст получился красивее?
– Сейчас вы спишите текст, вставляя свои слова0признаки по ходу. Но не все ученики могут быстро подобрать эти слова. Когда я читала текст, то использовала следующие слова-признаки, которые записала на доске, прочитаем их (читает ученик):
маленький, мягкий, серенькая, пушистая, смешной, забавный.
– Запишите текст, используя свои или мои слова.
– Послушаем ваши рассказы (5-6 работ оценить).
– Смогли ли мы с помощью слов-признаков показать свое отношение к щенку?
– Для чего нужны в речи слова-признаки?
6. ИТОГ УРОКА.
– Подведем небольшой итог. С какой темой работали?
– На какие вопросы отвечают слова-признаки?
– С чем они связаны?
Оценки ребят.
Д./з. Стр. 49, упр. 78.
Игра “Аукцион”
– На доске иллюстрации двух героев мультфильма.
– Кто они? (Малыш и Карлсон).
– Героями какого мультфильма они являются?
– Глядя на иллюстрации, подберите как можно больше слов-признаков, характеризующих этих героев. Кто последний называет слово, тот побеждает и получает рисунок в подарок.