Открытый урок русского языка по теме: "Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


ТЕМА. СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

КАКИЕ? (Урок-обобщение).

ЦЕЛИ: 1. Обобщить знания о словах-признаках, упражнять в их подборе, в умении устанавливать связь между словами-названиями и словами-признаками;

продолжать учить решать проблемные ситуации на уроках.

2. Развивать мышление, внимание, речь, память; расширять кругозор, воображение.

3. Воспитывать аккуратность, прививать интерес к предмету.

ОБОРУДОВАНИЕ: конверт со словами, иллюстрации животных, героев мультфильмов, занимательный материал (загадки о животных).

ХОД УРОКА.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

– Ребята, перед уроком мне передали конверт. (Демонстрация конверта). Посмотрим, что в нем. Это какие-то слова.

2. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

– Их кто-то перепутал. (Слова вывешиваются на доску).

СЛОВА: русский, ученик, правило, грамотный, язык, грамматическое.

– Как вы думаете, что с ними нужно сделать?

– Совершенно верно, нужно соединить слова в пары. Назовите пары, которые получились, попутно задавая вопрос к слову-признаку:

Ученик (какой?) грамотный, правило (какое?) грамматическое, язык (какой?) русский.

3. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ТЕМА УРОКА.

– Кто может сказать, какой будет тема нашего урока?

– Правильно, сегодня обобщаем знания, полученные при изучении темы “Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?”, упражняемся в подборе слов-признаков, продолжаем учиться устанавливать связь между словами-названиями и словами-признаками.

4. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

– Вспомните, на какие вопросы отвечают слова-признаки?

– Как по-другому можно назвать эти слова?

– С чем связаны в предложении слова-признаки?

– Как это доказать?

– Сейчас вы поработаете в парах. Один ученик говорит слово-название с вопросом, а другой подбирает к нему слово-признак с вопросом. Например: (что?) помидор (какой?) красный.

Послушаем ваши варианты. (Несколько пар выслушать).

– Отгадайте загадки и к каждой отгадке подберите слова-признаки.

ЗАГАДКИ

Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)

На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

(На каждую отгадку вывешивается иллюстрация).

Герои какого мультфильма перед вами? (“Ну, погоди!”)

– Назовите мультфильмы, героем которых являлся медведь.

– Три человека пойдут к доске и запишут свои сочетания слов-признаков к отгадкам: один – про волка, другой – про зайца, третий – про медведя, а все ребята самостоятельно подберут слова-признаки ко всем трем отгадкам. Связь между словами-признаками и отгадками покажите графически. Иллюстрации животных даны на доске, они помогут вам подобрать наиболее точные прилагательные, смотрите внимательнее.

Медведь (какой?) бурый, …; заяц (какой?) серый, косой, …; волк (какой?) злой, голодный, ….

– Проверим, что написали ребята. У кого такие же слова-признаки? Проверьте правильность обозначения записи графически.

– В какую тематическую группу можно объединить все эти слова-отгадки? (Дикие животные).

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

– Выполним упражнение по учебнику, стр. 49, № 77. Рассмотрите, что видите на картинке? (Иллюстрация щенка в учебнике).

– Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в тексте? (О щенке).

– Прочитаем задание, текст.

– Понравился вам рассказ?

– Кому не понравился?

– Чего в нем не хватает? Как “раскрасить” текст? (Добавить слова-признаки).

– Попробуем прочитать текст, добавляя слова-признаки.

– Какой текст получился красивее?

– Сейчас вы спишите текст, вставляя свои слова0признаки по ходу. Но не все ученики могут быстро подобрать эти слова. Когда я читала текст, то использовала следующие слова-признаки, которые записала на доске, прочитаем их (читает ученик):

маленький, мягкий, серенькая, пушистая, смешной, забавный.

Запишите текст, используя свои или мои слова.

– Послушаем ваши рассказы (5-6 работ оценить).

– Смогли ли мы с помощью слов-признаков показать свое отношение к щенку?

– Для чего нужны в речи слова-признаки?

 6. ИТОГ УРОКА.

– Подведем небольшой итог. С какой темой работали?

– На какие вопросы отвечают слова-признаки?

– С чем они связаны?

Оценки ребят.

Д./з. Стр. 49, упр. 78.

Игра “Аукцион”

На доске иллюстрации двух героев мультфильма.

– Кто они? (Малыш и Карлсон).

– Героями какого мультфильма они являются?

– Глядя на иллюстрации, подберите как можно больше слов-признаков, характеризующих этих героев. Кто последний называет слово, тот побеждает и получает рисунок в подарок.