Задачи урока:
Образовательные:
- расширить представление учащихся о словообразовании глагола;
- повторить и углубить сведения о глаголе и его грамматических признаках;
- формировать навыки и умения грамотного письма;
- закреплять знания терминов ,обучать участию в беседе, построению высказывания.
Развивающие:
- развивать умение систематизировать, анализировать;
- развивать внимание и речь, логическое мышление;
- развивать навыки работы в малых группах (в парах и группе);
Воспитательные:
- воспитывать потребность в знаниях;
- воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания:
- взаимопроверка упражнения 675;
- “Веселый перекресток” (рассказ о видах глагола с опорой на собственные примеры)
2. Изучение новой темы:
- ученик во время проверки д/з записывает на доске
зашифрованные слова, определяет их вид, затем
комментирует задание
о…ивать – цен-, -праш-; (оценивать, опрашивать)
при…ывать – вяз-, -гляд-; (привязывать, приглядывать)
…овать – атак-, -бесед-; (атаковать, беседовать)
…евать – ночь -, -гор-. (ночевать, горевать) - Как образованы данные слова? Что интересного заметили в них?
- Образуем глаголы, используя суффиксы
–ова-(-ева-) и –ива-(-ыва-).
(работа в группе: на листах маркером, крупно пишутся слова; все варианты крепятся на доску, проверяются )
След, проба, зависть, смех, дума, испытание
- Вы смогли правильно выполнить задание? Какой возникает вопрос? Какова будет тема нашего урока? (окончательный вариант темы записывается на доске и в тетрадях).
- Выполняется упражнение 681(выдвигаются и проверяются гипотезы, делается вывод, сравнивается с материалом учебника на стр.350, составляется и записывается алгоритм)
Пошаговое применение правила
- поставьте глагол в форму 1 лица ед. числа (Я);
- проверьте, на что оканчивается глагол:
3. Закрепление:
- выполняются упражнения 682,683;
- задание “Исправь ошибку” выполняется в паре:
Я считаю, что нужно жить весело и не горевать из-за всякого пустяка. Что толку рассказовать о своих бедах? Не проще ли продливать удовольствие: любоваться природой, смотреть, как созревают плоды в саду, узнавать травы в лесу и рассчитывать приятно провести остаток дней.
- “Ты – мне, я - тебе” (учащиеся в паре проговаривают изученный материал);
- взаимоконтроль (перфокарта по изученной теме; работы проверяются друг у друга, итоговая проверка – по контрольной записи на доске):
1. коч вать 2. проветр вать 3. гор вать 4. увелич вать 5. проповед вать 6. завид вать 7. укач вать 8. рассматр вать 9. ноч вать 10. корч вать
4. Итоги урока:
- По подсчетам ученых, почти 90% слов в русском языке являются образованными от других, оставшиеся 10% - это слова, которые состоят из одного корня. Как же образуются слова в русском языке? Как образуются глаголы? Как проверить написание суффиксов –ова-(-ева-) и –ива-(-ыва-)?
5. Домашнее задание:
- выполнить упражнения 687 или 688;
- написать стихотворение или загадку о правописании суффиксов глаголов –ова-(-ева-) и –ива-(-ыва-).