КВН по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • закрепить знания о синтаксисе, научить выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить второстепенные члены предложения;
  • воспитывать у детей любовь к русскому языку;
  • развивать чувство коллективизма.

На доске плакат:

Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.

Ученик:

Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть!

1. Приветствие

Командам вручается стих, приветствия, который записан по строчке на отдельных листочках. Команды должны составить приветствие и зачитать.

1 команда.

– Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

2 команда.

– И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

3 команда.

– И, соревнуясь, вместе с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепнет с ней!

Команды приветствуют жюри и демонстрируют эмблемы.

– Вам и слава и почёт!
Все мы любим точный счёт.

2. Представление названия команд

1 команда.

Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (Существительное)

2 команда.

Что для меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действия придёт. (Глагол)

3 команда.

Даю я признаки предметам,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (Прилагательное)

– Сегодня мы вместе с вами должны вспомнить всё о синтаксисе А что такое синтаксис?

Ученик читает стихотворение.

Синтаксис – что это такое?
Я изучаю связи слов
И знаю их предназначение.
Я вам всегда помочь готов
Из слов построить предложение.
Его строенье я постиг
И форму словосочетания.
И в строе речи каждый сдвиг
Я не оставлю без внимания. (П. Чесноков)

3. Разминка. Закончи предложение

1 команда. Осенью в тёплые края улетают... и....

2 команда. Зимой дети катаются на... и....

3 команда. В лесу живут... и....

4. Кто правильно ответит на вопросы

1 команда.

– Что вы знаете о предложении?
– Какие бывают предложения по цели высказывания?

2 команда.

– Расскажите, что вы знаете о второстепенных членах предложения.
– Чем может быть осложнено предложение?

3 команда.

– Расскажите о главных членах предложения.
– Какие предложения называются сложными?

5. Кто лучше и правильнее разберёт предложение

Надо начертить схему, знаки препинания не проставлены.

1 команда. Полил сильный дождь, и земля быстро намокла.

2 команда. Наступила осень, птицы собираются на юг.

3 команда. Потянул ветерок, и белая туча заволокла горизонт.

6. Кто из вас самый смекалистый. Угадай подлежащее

а) Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

б) Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

в) В окна стучит, по крыше гремит, по улице бродит, а в дом не заходит. (Ветер)

г) Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Туча)

д) Люди ждут меня, зовут,
А придут к ним – прочь бегут. (Дождь)

е) Синенькая шуба
Покрыла весь мир. (Небо)

Пока ребята отгадывают подлежащее в это время по одному ученику разбирают предложения (задание № 5). По одному ученику сочиняют текст (задание № 7)

7. Юный поэт

По опорным словам сочинить четверостишие:

Ёлки – иголки
Ёж – не похож

8. Конкурс капитанов

Капитаны команд должны задать своим соперникам вопросы. (Юмористическая викторина)

  • В каких словах по сто согласных? (Стог, стол, стон, стоп)
  • Может ли страус называть себя птицей? (Не может, так как не умеет говорить)
  • Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком)
  • Какие две ноты растут в огороде? (Фа-соль)
  • В воде купался, сухим остался? (Гусь)
  • Что находится между рекой и берегом? (Союз и)
  • Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного? (За-я-ц)

После конкурса капитанов заслушиваются сочинённые четверостишия или составленные тексты по теме “ Зима в лесу ”.

Музыкальная пауза

Пока жюри ведёт подсчёт, инсценируется стихотворение С. Маршака “Знаки препинания”. (На груди у участников изображения соответствующих знаков.)

Чтец.

У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания
Прибежал чудак –
Восклицательный знак.

Восклицательный знак (вбегая).

– Ура!
– Долой!
– Караул!
– Разбой!

Чтец.

Притащился кривоносый
Вопросительный знак.

Вопросительный знак.

– Кто?
– Кого?
– Откуда?
– Как?

Чтец.

Явились запятые,
Девицы завитые.

(Входят запятые.)

Чтец.

Живут они в диктовке
На каждой остановке.

Запятые.

Мы особые запятые,
Не обходятся без нас
Ни диктовка, ни рассказ.

Точка с запятой.

Если нет над вами точки
Запятая – знак пустой.

Чтец.

Прискакало двоеточие
Прикатило многоточие.

(Показываются двоеточие и многоточие.)

Двоеточие.

Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой.
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.

Многоточие.

Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие...

Чтец. Вопросительный знак удивился.

Вопросительный знак. То есть как?

Чтец. Восклицательный знак возмутился.

Восклицательный знак. То есть как!

Чтец:

И сказала точка,
Точка-одиночка

Точка:

Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.

9. Проверочная работа по теме “Синтаксис”

В это время жюри подводит итоги.

10. Подведение итогов