Цели:
- закрепить знания о синтаксисе, научить выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить второстепенные члены предложения;
- воспитывать у детей любовь к русскому языку;
- развивать чувство коллективизма.
На доске плакат:
Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.
Ученик:
Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть!
1. Приветствие
Командам вручается стих, приветствия, который записан по строчке на отдельных листочках. Команды должны составить приветствие и зачитать.
1 команда.
– Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
2 команда.
– И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
3 команда.
– И, соревнуясь, вместе с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепнет с ней!
Команды приветствуют жюри и демонстрируют эмблемы.
– Вам и слава и почёт!
Все мы любим точный счёт.
2. Представление названия команд
1 команда.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (Существительное)
2 команда.
Что для меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действия придёт. (Глагол)
3 команда.
Даю я признаки предметам,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (Прилагательное)
– Сегодня мы вместе с вами должны вспомнить всё о синтаксисе А что такое синтаксис?
Ученик читает стихотворение.
Синтаксис – что это такое?
Я изучаю связи слов
И знаю их предназначение.
Я вам всегда помочь готов
Из слов построить предложение.
Его строенье я постиг
И форму словосочетания.
И в строе речи каждый сдвиг
Я не оставлю без внимания. (П. Чесноков)
3. Разминка. Закончи предложение
1 команда. Осенью в тёплые края улетают... и....
2 команда. Зимой дети катаются на... и....
3 команда. В лесу живут... и....
4. Кто правильно ответит на вопросы
1 команда.
– Что вы знаете о предложении?
– Какие бывают предложения по цели высказывания?
2 команда.
– Расскажите, что вы знаете о второстепенных членах предложения.
– Чем может быть осложнено предложение?
3 команда.
– Расскажите о главных членах предложения.
– Какие предложения называются сложными?
5. Кто лучше и правильнее разберёт предложение
Надо начертить схему, знаки препинания не проставлены.
1 команда. Полил сильный дождь, и земля быстро намокла.
2 команда. Наступила осень, птицы собираются на юг.
3 команда. Потянул ветерок, и белая туча заволокла горизонт.
6. Кто из вас самый смекалистый. Угадай подлежащее
а) Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
б) Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
в) В окна стучит, по крыше гремит, по улице бродит, а в дом не заходит. (Ветер)
г) Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Туча)
д) Люди ждут меня, зовут,
А придут к ним – прочь бегут. (Дождь)
е) Синенькая шуба
Покрыла весь мир. (Небо)
Пока ребята отгадывают подлежащее в это время по одному ученику разбирают предложения (задание № 5). По одному ученику сочиняют текст (задание № 7)
7. Юный поэт
По опорным словам сочинить четверостишие:
Ёлки – иголки
Ёж – не похож
8. Конкурс капитанов
Капитаны команд должны задать своим соперникам вопросы. (Юмористическая викторина)
- В каких словах по сто согласных? (Стог, стол, стон, стоп)
- Может ли страус называть себя птицей? (Не может, так как не умеет говорить)
- Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком)
- Какие две ноты растут в огороде? (Фа-соль)
- В воде купался, сухим остался? (Гусь)
- Что находится между рекой и берегом? (Союз и)
- Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного? (За-я-ц)
После конкурса капитанов заслушиваются сочинённые четверостишия или составленные тексты по теме “ Зима в лесу ”.
Музыкальная пауза
Пока жюри ведёт подсчёт, инсценируется стихотворение С. Маршака “Знаки препинания”. (На груди у участников изображения соответствующих знаков.)
Чтец.
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания
Прибежал чудак –
Восклицательный знак.
Восклицательный знак (вбегая).
– Ура!
– Долой!
– Караул!
– Разбой!
Чтец.
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Вопросительный знак.
– Кто?
– Кого?
– Откуда?
– Как?
Чтец.
Явились запятые,
Девицы завитые.
(Входят запятые.)
Чтец.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Запятые.
Мы особые запятые,
Не обходятся без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Точка с запятой.
Если нет над вами точки
Запятая – знак пустой.
Чтец.
Прискакало двоеточие
Прикатило многоточие.
(Показываются двоеточие и многоточие.)
Двоеточие.
Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой.
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
Многоточие.
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие...
Чтец. Вопросительный знак удивился.
Вопросительный знак. То есть как?
Чтец. Восклицательный знак возмутился.
Восклицательный знак. То есть как!
Чтец:
И сказала точка,
Точка-одиночка
Точка:
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
9. Проверочная работа по теме “Синтаксис”
В это время жюри подводит итоги.
10. Подведение итогов