Цели:
- расширить имеющиеся у учащихся понятия о наречии,
- формирование умений определять смысловое значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль,
- находить наречия в тексте;
- воспитание у школьников интереса к изучению русского языка
Ход урока
1. Словарная пятиминутка (с отгаданными словами составляются словосочетания)
а) Замените одним словом: положа руку на сердце (откровенно); ранить на вылет (насквозь); на пустой, голодный желудок (натощак); в темноте (впотьмах).
б) Исключите из слова редька букву, которая не обозначает звука. Затем добавьте две буквы, которые составляют предлог, употребляющийся только с род.п. и обозначающий направление “откуда-нибудь”.(Изредка).
в) Расшифруйте слово, последовательно соединив буквы.
(Издавна).
г) Отгадайте слово:
1-10; 2-9; 3-5; 4-1; 5-13; 6-6; 7-12; 8-1. (Первая цифра – буква в искомом слове, вторая – номер буквы в алфавите). (Издалека).
Учитель:
- Ребята, какой частью речи являются отгаданные вами слова? ( Наречия). Наречие – это тема нашего урока. ( Запись числа, темы). По словосочетаниям, которые вы составили в словарной пятиминутке, вспомните всё, что вам известно о наречии. ( Погружение по “учебной цепочке”. Учащиеся один за другим вспоминают всё, что знают о наречии ).
Учащиеся:
- Наречие - это самостоятельная часть речи.
- Наречие обозначает признак действия.
- Наречия отвечают на вопросы где? куда? зачем? с какой целью? как? когда? и др.
- В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.
- Наречия не изменяются.
Учитель:
- Проведите эксперимент, который докажет, что наречия не изменяются.
Ученик работает у доски:
м.р. ед.ч.
Вчера я приехал из деревни
ж.р. ед.ч.
Вчера мама купила интересную книгу
ср.р. ед.ч.
Вчера мне пришло письмо
мн.ч.
Вчера мы ходили в кино
Учитель:
- Выполните индивидуальные задания по карточкам. Вам предлагается найти в художественных текстах (В. Распутина, Ф.Абрамова, В. Белова, К. Паустовского и др.) наречия, задать к ним вопрос, подчеркнуть наречие как член предложения. Обратите внимание, от какой части речи зависят наречия.
Ответы учащихся.
Учитель:
- Из ваших ответов ясно, что наречия поясняют глаголы, прилагательные, существительные, наречия, причастия, деепричастия. Придумайте по одному примеру с наречиями, относящимися к перечисленным частям речи.
Ответы учащихся.
Учитель:
- Наречий в языке много, они отвечают на разные вопросы. По значению наречия не одинаковы. Они могут обозначать образ действия, время, место, меру и степень действия (качества), причину, цель.
Заполним таблицу “ Смысловые группы наречий”:
Что обозначает наречие? | Вопросы, на которые отвечает наречие | Примеры |
Образ действия | как? каким образом? | Красиво, громко, вдвоём, по-русски… |
Время | когда? как долго? с каких пор? до каких пор? | ? |
Место | ? |
Вверху, далеко, вперед, сбоку, туда… |
? |
почему? отчего? | Сгоряча, сослепу, со зла, поневоле, спроста… |
Меру и степень действия | ? |
Мало, вдвое, слишком, чересчур, едва-едва… |
Цель | с какой целью? зачем? для чего? | ? |
Орфоэпическая разминка. Правильно расставьте ударение в наречиях.
Впереди, по-своему, без умолку, наверх, неподалёку, ненадолго, сызмала, навзничь, досуха, начерно, надвое, холодно, красивее, задолго, незачем, верхом.
Сообщение учащегося “Это интересно знать!” (Этимология наречий: завтра, сегодня, исподтишка).
Подведение итогов урока.
Учитель:
- Какое общее грамматическое значение имеет наречие?
- Назовите морфологические признаки наречий?
- На какие смысловые группы делятся наречия?
- Назовите синтаксические признаки наречий?
Домашнее задание:
- Дополнить таблицу примерами из текстов художественных произведений;
- Составить кроссворд по теме “Наречие”.