Урок русского языка по теме: "Наречие". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели:

  • расширить имеющиеся у учащихся понятия о наречии,
  • формирование умений определять смысловое значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль,
  • находить наречия в тексте;
  • воспитание у школьников интереса к изучению русского языка

Ход урока

1. Словарная пятиминутка (с отгаданными словами составляются словосочетания)

а) Замените одним словом: положа руку на сердце (откровенно); ранить на вылет (насквозь); на пустой, голодный желудок (натощак); в темноте (впотьмах).

б) Исключите из слова редька букву, которая не обозначает звука. Затем добавьте две буквы, которые составляют предлог, употребляющийся только с род.п. и обозначающий направление “откуда-нибудь”.(Изредка).

в) Расшифруйте слово, последовательно соединив буквы.

(Издавна).

г) Отгадайте слово:

1-10; 2-9; 3-5; 4-1; 5-13; 6-6; 7-12; 8-1. (Первая цифра – буква в искомом слове, вторая – номер буквы в алфавите). (Издалека).

Учитель:

- Ребята, какой частью речи являются отгаданные вами слова? ( Наречия). Наречие – это тема нашего урока. ( Запись числа, темы). По словосочетаниям, которые вы составили в словарной пятиминутке, вспомните всё, что вам известно о наречии. ( Погружение по “учебной цепочке”. Учащиеся один за другим вспоминают всё, что знают о наречии ).

Учащиеся:

- Наречие - это самостоятельная часть речи.

- Наречие обозначает признак действия.

- Наречия отвечают на вопросы где? куда? зачем? с какой целью? как? когда? и др.

- В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.

- Наречия не изменяются.

Учитель:

- Проведите эксперимент, который докажет, что наречия не изменяются.

Ученик работает у доски:

м.р. ед.ч.

Вчера я приехал из деревни

ж.р. ед.ч.

Вчера мама купила интересную книгу

ср.р. ед.ч.

Вчера мне пришло письмо

мн.ч.

Вчера мы ходили в кино

Учитель:

- Выполните индивидуальные задания по карточкам. Вам предлагается найти в художественных текстах (В. Распутина, Ф.Абрамова, В. Белова, К. Паустовского и др.) наречия, задать к ним вопрос, подчеркнуть наречие как член предложения. Обратите внимание, от какой части речи зависят наречия.

Ответы учащихся.

Учитель:

- Из ваших ответов ясно, что наречия поясняют глаголы, прилагательные, существительные, наречия, причастия, деепричастия. Придумайте по одному примеру с наречиями, относящимися к перечисленным частям речи.

Ответы учащихся.

Учитель:

- Наречий в языке много, они отвечают на разные вопросы. По значению наречия не одинаковы. Они могут обозначать образ действия, время, место, меру и степень действия (качества), причину, цель.

Заполним таблицу “ Смысловые группы наречий”:

Что обозначает наречие? Вопросы, на которые отвечает наречие Примеры
Образ действия как? каким образом? Красиво, громко, вдвоём, по-русски…
Время когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

?

Место

?

Вверху, далеко, вперед, сбоку, туда…

?

почему? отчего? Сгоряча, сослепу, со зла, поневоле, спроста…
Меру и степень действия

?

Мало, вдвое, слишком, чересчур, едва-едва…
Цель с какой целью? зачем? для чего?

?

Орфоэпическая разминка. Правильно расставьте ударение в наречиях.

Впереди, по-своему, без умолку, наверх, неподалёку, ненадолго, сызмала, навзничь, досуха, начерно, надвое, холодно, красивее, задолго, незачем, верхом.

Сообщение учащегося “Это интересно знать!” (Этимология наречий: завтра, сегодня, исподтишка).

Подведение итогов урока.

Учитель:

- Какое общее грамматическое значение имеет наречие?

- Назовите морфологические признаки наречий?

- На какие смысловые группы делятся наречия?

- Назовите синтаксические признаки наречий?

Домашнее задание:

  1. Дополнить таблицу примерами из текстов художественных произведений;
  2. Составить кроссворд по теме “Наречие”.