ЦЕЛЬ УРОКА: совершенствовать орфографические, грамматические, пунктуационные навыки учащихся; способствовать развитию творческих речевых способностей учащихся, творческого воображения, навыков комплексного анализа текста.
ОБОРУДОВАНИЕ: репродукции картин В.Васнецова “Аленушка”, И.Грабаря “Февральская лазурь”.
ЭПИГРАФ:
“…и вот сама идет волшебница зима”.
А.С.Пушкин.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Слова учителя: Любое время года имеет свой наряд: весна - зеленый, осень – золотой, а зима – белый-белый. В каждом времени года есть свое очарование. И поэты не могли не заметить, как удивительна зима.
3. Проверка домашнего задания.
Послушаем, как авторы передают свое восхищение красотой зимнего пейзажа.
4.- А вы любите зимнюю природу? Расскажите в своих сочинениях.
5. А вот как написал Н.Сладков о зиме (Выразительное чтение текста).
Январь. Белые фигурки.
Январь – месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья – что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах.
Вместе со снегами налетели и набежали в лес диковинные причудливые существа. Расселись они по пням и сучкам, вскарабкались на е6ли и сосны. Тут вылез из сугроба лесной человек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит зайчонок. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит, смотрит на белый лес.
На камне у речки – бела Аленушка склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щечку.
6. Словесное рисование.
Задание: Включите воображение. Представьте, что каждый из вас художник. Какую цветную иллюстрацию (картину) вы бы нарисовали к этому тексту?
Русские художники не раз признавались в любви к зиме. Вот несколько примеров. Перед вами репродукции картин.
Вопрос: Перекликается ли миниатюра Н.Сладкова с сюжетом картин, которые вы увидели? Чем?
Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: литературе, живописи. А теперь обратимся к теме нашего урока. Запишем число, тему.
Проведем речевую разминку. Задание: расставьте логическое ударение, соблюдая интонацию.
Давайте поближе подойдем к нарисованной вами картине-тексту и задержим внимание на каждом “кадре”.
7. Комплексный анализ текста.
Открываем текст. Прочитайте его выразительно.
А) Определите тему данного текста (она отражена в заглавии).
Б) В чем, по-вашему, заключается главная мысль? (выражена в 1 предложении), (с темой неразрывно связана идея).
В) Определите тип речи (в тексте переплетаются повествование и описание).
Г) Структурно как связаны предложения? Определите вид связи предложений в тексте (структурно предложения связаны цепным и параллельным способом).
1 предложение связано с заглавием при помощи слова январь.
2 с 1 при помощи местоимения они.
3 со 2 общим смысловым обстоятельством вдруг – лексическим повтором; единство временного плана – план настоящего времени.
4 с 5 – прошедшее время, раскрывают, конкретизируют тему 1 предложения.
Д) Что доказывает, что это зима? (какая лексика? – зимняя)
Выделить ключевые слова и записать (январь, снега, сугроб, зима, белый).
Е) Определите, слова какой части речи преобладают в тексте?
1 группа – посчитать глаголы (18)
2 группа – прилагательные (14)
3 группа – существительные (32)
Вопрос: О чем говорит тот факт, что глаголов больше, чем прилагательных (последовательность действий), (это текст-повествование).
Ж) Задание по группам:
I. Определите значение глаголов совершенного вида (указывают на завершенность действия, результат).
II. Найдите среди прилагательных повторяющиеся, определите их грамматическое значение (белый – вызывает в памяти множество образов. Каких?
Белая береза, белый свадебный наряд, белокаменная церковь).
III. Выделите суффиксы существительных. Какие это суффиксы? Какую роль играют в тексте?
Выступление со своими сообщениями (каждая группа).
Выводы:
З) Какие слова, кроме прилагательного “белый”, еще повторяются в тексте? (вдруг, зашепчутся).
Почему слово “вдруг” встречается на стыке двух предложений?
Почему слова “зашепчутся” стоят рядом?
Проанализируйте фонемный состав слова.
И) Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? (олицетворение, эпитеты)
Запись в тетрадь:
Олицетворение | Эпитеты |
Прилетают снега | молчаливых снегов |
Зашепчутся деревья | дремучих |
Пришла зима | диковинные |
Утонул лес | причудливые |
К) Раскрытию идейно-тематического содержания миниатюры подчинены все ее предложения (в этом их смысловая связь – все они прямо или косвенно о январе, о зиме).
Какие предложения в тексте?
Объясните знаки препинания в первом предложении.
Назовите однородные члены.
Какие виды орфограмм?
Разбор предложения.
Вывод
8. Домашнее задание:
На “3” - нарисовать рисунок к миниатюре Н.Сладкова “Январь”.
На “4” и “5” - создать свою миниатюру на тему “А за окном зима” по типу миниатюры Сладкова.
9. Итоги урока.
10. Рефлексия.