Урок по теме: "Комплексный анализ текста Н.Сладкова "Январь. Белые фигурки"

Разделы: Русский язык


ЦЕЛЬ УРОКА: совершенствовать орфографические, грамматические, пунктуационные навыки учащихся; способствовать развитию творческих речевых способностей учащихся, творческого воображения, навыков комплексного анализа текста.

ОБОРУДОВАНИЕ: репродукции картин В.Васнецова “Аленушка”, И.Грабаря “Февральская лазурь”.

ЭПИГРАФ:

“…и вот сама идет волшебница зима”.

А.С.Пушкин.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Слова учителя: Любое время года имеет свой наряд: весна - зеленый, осень – золотой, а зима – белый-белый. В каждом времени года есть свое очарование. И поэты не могли не заметить, как удивительна зима.

3. Проверка домашнего задания.

Послушаем, как авторы передают свое восхищение красотой зимнего пейзажа.

4.- А вы любите зимнюю природу? Расскажите в своих сочинениях.

5. А вот как написал Н.Сладков о зиме (Выразительное чтение текста).

Январь. Белые фигурки.

Январь – месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья – что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах.

Вместе со снегами налетели и набежали в лес диковинные причудливые существа. Расселись они по пням и сучкам, вскарабкались на е6ли и сосны. Тут вылез из сугроба лесной человек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит зайчонок. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит, смотрит на белый лес.

На камне у речки – бела Аленушка склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щечку.

6. Словесное рисование.

Задание: Включите воображение. Представьте, что каждый из вас художник. Какую цветную иллюстрацию (картину) вы бы нарисовали к этому тексту?

Русские художники не раз признавались в любви к зиме. Вот несколько примеров. Перед вами репродукции картин.

Вопрос: Перекликается ли миниатюра Н.Сладкова с сюжетом картин, которые вы увидели? Чем?

Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: литературе, живописи. А теперь обратимся к теме нашего урока. Запишем число, тему.

Проведем речевую разминку. Задание: расставьте логическое ударение, соблюдая интонацию.

Давайте поближе подойдем к нарисованной вами картине-тексту и задержим внимание на каждом “кадре”.

7. Комплексный анализ текста.

Открываем текст. Прочитайте его выразительно.

А) Определите тему данного текста (она отражена в заглавии).

Б) В чем, по-вашему, заключается главная мысль? (выражена в 1 предложении), (с темой неразрывно связана идея).

В) Определите тип речи (в тексте переплетаются повествование и описание).

Г) Структурно как связаны предложения? Определите вид связи предложений в тексте (структурно предложения связаны цепным и параллельным способом).

1 предложение связано с заглавием при помощи слова январь.

2 с 1 при помощи местоимения они.

3 со 2 общим смысловым обстоятельством вдруг – лексическим повтором; единство временного плана – план настоящего времени.

4 с 5 – прошедшее время, раскрывают, конкретизируют тему 1 предложения.

Д) Что доказывает, что это зима? (какая лексика? – зимняя)

Выделить ключевые слова и записать (январь, снега, сугроб, зима, белый).

Е) Определите, слова какой части речи преобладают в тексте?

1 группа – посчитать глаголы (18)

2 группа – прилагательные (14)

3 группа – существительные (32)

Вопрос: О чем говорит тот факт, что глаголов больше, чем прилагательных (последовательность действий), (это текст-повествование).

Ж) Задание по группам:

I. Определите значение глаголов совершенного вида (указывают на завершенность действия, результат).

II. Найдите среди прилагательных повторяющиеся, определите их грамматическое значение (белый – вызывает в памяти множество образов. Каких?

Белая береза, белый свадебный наряд, белокаменная церковь).

III. Выделите суффиксы существительных. Какие это суффиксы? Какую роль играют в тексте?

Выступление со своими сообщениями (каждая группа).

Выводы:

З) Какие слова, кроме прилагательного “белый”, еще повторяются в тексте? (вдруг, зашепчутся).

Почему слово “вдруг” встречается на стыке двух предложений?

Почему слова “зашепчутся” стоят рядом?

Проанализируйте фонемный состав слова.

И) Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? (олицетворение, эпитеты)

Запись в тетрадь:

Олицетворение Эпитеты
Прилетают снега молчаливых снегов
Зашепчутся деревья дремучих
Пришла зима диковинные
Утонул лес причудливые

К) Раскрытию идейно-тематического содержания миниатюры подчинены все ее предложения (в этом их смысловая связь – все они прямо или косвенно о январе, о зиме).

Какие предложения в тексте?

Объясните знаки препинания в первом предложении.

Назовите однородные члены.

Какие виды орфограмм?

Разбор предложения.

Вывод

8. Домашнее задание:

На “3” - нарисовать рисунок к миниатюре Н.Сладкова “Январь”.

На “4” и “5” - создать свою миниатюру на тему “А за окном зима” по типу миниатюры Сладкова.

9. Итоги урока.

10. Рефлексия.