Цели:
создать условия для
- творческого мышления
- умения детей слушать, слышать и видеть
- развития навыков критического мышления, памяти и речи
- освоения учащимися новых технологий работы с текстом и словом в тексте
- воспитания осознанного отношения и интереса к русскому языку, культуры чтения
Тип урока: новая технология работы с текстом (РКМЧП)
Оргформа: урок развития речи
Оборудование: иллюстрации (храмы), толковый словарь, рисунки учащихся, портрет Астафьева.
Эпиграф: Путь будет опасным, но цель прекрасна.
Ход урока
I. Организационный момент
а). Вступительное слово учителя
Ребята на этом уроке вы освоите новые приемы работы с текстом, узнаете, как проявляет слово свои значения в художественном произведении.
Мы продолжим работу по выявлению ключевых слов текста и выражаемую ими информацию.
Назовем урок “Пространство слова” (развития критического мышления)
Объектом нашего анализа станет небольшое по объему, но необъятное по содержанию произведение Астафьева Виктора Петровича “Видение”.
б). Беседа:
- Какие его тексты вы уже читали?
(“Кража”, “Пастух и пастушка”, “Фотография, на которой меня нет”)
Небольшая биография (Приложение 1)
- А сейчас нам Таня расскажет биографию В. П. Астафьева
- Как вы считаете, какие задачи сегодня стоят перед нами. Давайте вспомним “золотое правило” во время творческой работы.
- Мы должны активно работать на уроке
- Высказывать свое мнение, не бояться слушать мнение другого, не перебивая его
- Не смеяться над высказываниями других (уважать мнение одноклассника)
II. Работа с текстом
1. Чтение стихотворения Григорьева
Ребята, а начать урок я хочу со стихотворения Григорьева, а в конце урока вы постараетесь ответить “Почему?”
- Бог, ты где?
- Я везде.
- И в листочке?
- И в листочке.
- И в водичке?
- И в водичке.
- И в кувшинке?
- И в кувшинке.
- И во мне?
- И в тебе.
- Где?
- Да в самой серединке!
- Бог, а где же нет тебя?
- Нет меня в душе холодной
И в смоковнице бесплодной.
Там, где двери для Меня
Наглухо закрыты.
Где и солнце, и любовь
Навсегда забыты!
2. Подготовительная работа с текстом.
Беседа - разбор слова “видение”.
- Читаю еще раз название “Видение”.
- Как вы понимаете лексическое значение слова “видение”? Подберите синонимы.
(что-то привиделось, во сне, что-то кажется, мираж)
- Толковый словарь (заранее приготовить)
(Видение - видеть, способность воспринимать окружающее: видение — призрак, привидение, что-нибудь возникшее в воображении)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом тексте? (Каждый ученик записывает свою версию в черновике; можно в парах)
(что-то сверхъестественное, Бог, давно умерший человек, необычное, появление чего-то, церковь, храм, лес, сказка)
3. Чтение текста.
Прослушайте начало текста. (1-й абзац)
Густой утренний туман пал на озеро Кубенское. Не видать берегов, не видать бела света. Как и когда поднялось солнце – я и не заметил. Туманы отдалились к берегам, озеро сделалось шире, лед на нем как будто плыл и качался
- Скажите, как-то название текста связано с первой частью? Обсудите в парах, запишите ответ.
(видение - что-то должно появиться, а пока: не видать берегов, не видать бела света - ничего не видно)
- А почему ничего не было видно? (туман)
- Туман исчез в первой части, а герой рассказа этого не заметил. Почему? (чем-то был занят)
- Чем именно? (рыбачил)
- Как мы можем назвать этот кусочек текста?
(Туман исчез, Незаметное исчезновение тумана)
- Как вы думаете, по началу текста можно определить, о чем пойдет речь дальше?
(сложно, что-то должно появиться, туман мешал что-то увидеть)
Читаю текст до второй части.
И вдруг над этим движущимся, белым в отдалении и серым вблизи льдом я увидел парящий в воздухе храм. Он, как легкое, сделанное из папье-маше игрушка, колыхался и подпрыгивал в солнечном мареве, а туманы покачивали его на волнах своих.
- Кто был прав, о чем шла речь? (появление храма)
- Как вы понимаете лексическое значение слова “храм”? (священное место, монастырь, сооружение)
- А почему он колыхался, подпрыгивал, парил в воздухе? (туман поднимался, рассеивался, сам двигался и приводил в движение храм, покачивал его)
- С чем сравнивается храм? (легкая игрушка, игрушка из папье-маше)
Давайте запишем название абзаца
(Появление храма, Парящий в воздухе храм, Легкая игрушка)
Читаю текст дальше.
Храм этот плыл на встречу мне, легкий белый, сказочно-прекрасный. Я отложил удочку, завороженный.
За туманом острыми вершинами проступила щетка лесов. Уже и давнюю заводскую трубу сделалось видно, и крыши домишек. А храм все еще парил надо льдом, опускаясь все ниже и ниже, и солнце играло в маковке его, и весь он был озарен светом, и дымка светилась над ним.
- Вспомните описание храма. Какие эпитеты употребляет автор? (“легкий”, “белый”, “сказочно-прекрасный”) Запишите.
- Что автор говорит о своем состоянии, когда увидел эту картину? (“картина его заворожила”, “отложил удочку, завороженный”).
- Когда человек находится в таком состоянии? (что-то сильно привлекает внимание, очень нравится; необычно красивое).
- Что еще стало видно за туманом? (“крыши домишек”, “заводская труба”).
- Как вы думаете, откуда на этом месте храм? Напишите мини сочинение. (Храм - это памятник, значит, его поставили в честь кого-то, на этом месте когда-то давно произошло важное событие).
- Сейчас мы проверять мини-сочинения не будем, а вернемся к нему позже.
- Предложите название для прочитанного отрывка (Сказочно- прекрасный храм, Состояние завороженности)
Продолжаю чтение до 4 остановки.
Наконец храм опустился на лед, утвердился. Я молча указал на него, думая, что мне пригрезилось, что я в самом деле заснул и мне явилось видение из тумана.
- Спас — камень, - коротко молвил товарищ мой.
И тогда я вспомнил, как говорили мне друзья о каком-то Спас - камне. Но я думал, что камень — он просто камень.
А тут Спас — камень — храм! Монастырь!
- Что дальше происходит с храмом? (“опустился”, “утвердился”).
- А с героем рассказа? (“он, подумал, что ему все пригрезилось”, “он заснул, и ему явилось видение из тумана”).
- Как автор называет храм? (Монастырь, Спас - камень, памятник)
- Какова основная мысль этого фрагмента, (Видение из тумана, Какой-то Спас — камень, Спас - камень).
Запишите
Движение по тексту дальше.
Не отрывая глаз от удочки, товарищ пробубнил мне историю этого дива. В честь русского война — князя, обобравшегося за объединение северных земель, был воздвигнут этот памятник - монастырь. Придание гласит, что князь, спасавшийся от врагов, начал тонуть в тяжелых латах и пошел уже ко дну, как вдруг почувствовал под ногами камень, который и спас его. И вот в честь этого чудесного спасения на подводную гряду были навалены камни и земля с берега на лодках и по перекидному мосту. Монахи натаскали целый остров и поставили на нем монастырь. Расписывал его знаменитый Дионисий.
- Давайте прочитаем ваши мини – сочинения.
- Чья версия была верной?
- Как вы думаете, храм сохранил свой первоначальный вид? Напишите.
(многое сохранилось, остался почти такой же, кое-какие проводились изменения внутри и снаружи; его разрушили).
- Какое название дадим этому отрывку? (Чудо-камень, Камень-спаситель)
Знакомимся с текстом дальше.
Однако уже в наше время, в начале 30-х годов в колхозах развернулось строительство, и потребовали кирпич. Но монахи были отличными строителями, и из кирпича сотворили монолит. Пришлось взорвать монастырь. Рванули — и все равно кирпича не взяли. Получилась груда развалин, и только. Осталось от монастыря одна колоколенка и жилое помещение, в котором нынче хранятся сети и укрываются от непогоды рыбаки. . .
- Что осталось от монастыря? (“одна колоколенка и жилое помещение”, “груда развалин”).
- Кто-нибудь храм посещает в настоящее время? (в нем укрываются от непогоды рыбаки).
- Думали ли монахи о таком предназначении храма,
когда строили его?
(конечно, нет, они строили его навечно).
- Как можно этот отрывок озаглавить?
Название этого абзаца, предложенное ребятами. (Храм, спустя столетия).
Читаю последний отрывок.
Я смотрел на залитый солнцем храм. Озеро уже распеленалось совсем, туманы поднялись высоко. Среди огромного, бесконечно переливающегося бликами озера стоял на льду храм-белый, словно бы хрустальный, и все еще хотелось ущипнуть себя, увериться, что все это не во сне, не миражное видение.
Дух захватывает, как подумаешь, каким был этот храм, пока не заложили под него взрывчатку!
- Да, - говорит товарищ всё так же угрюмо.
- Такой был, что и словами не перескажешь. Чудо, одним словом чудо, созданное руками и умом человеческим.
Я смотрю на Спас — камень, забыв про удочки, и про рыбу, и про все на свете.
- Какими словами автор теперь называет храм? (“словно бы хрустальный”, “чудо, созданное руками и умом человеческим”).
- Что он хотел показать этими словами? (красоту храма, даже разрушенный храм красив, забываешь про все на свете от такой красоты).
- Разрушенное, красивым вряд ли бывает, и в это трудно поверить. (Приложение 3).
Что на этот счёт вы можете сказать о герое рассказа? (“все еще хотелось ущипнуть себя, увериться, что это не во сне, не миражное видение”),
-То, что это не сон, мы хорошо понимаем, но герой рассказа находится в каком-то возвышенном состоянии от картины увиденного.
- В каком? (“у него дух захватывает”, “забывает про все на свете”).
- Давайте озаглавим отрывок.
Название отрывка “Чудо, созданное руками и умом человеческим”, “Хрустальный храм”.
- Послушайте теперь весь текст полностью. (Приложение 2)
- А теперь перепишите в тетрадь свои планы.
(Ребята переписывают планы начисто, каждый свой вариант).
IV. Итог урока:
- А теперь скажите, почему я начала урок со стихотворения Григорьева?
(Люди должны беречь исторические памятники, их
нельзя разрушать, а нужно оставлять для потомков.
Люди стали жестокими. )
V. Самостоятельная работа.
- 2 гр: Построение “Смысловой пирамиды” (синквейна-Приложение4)
- 1 гр: Напишите свое впечатление от этого рассказа.
Творческая группа:
Написать мини-сочинение “О чем заставил задуматься меня данный текст?” (Проверка: синквейн - Храм; легкий, белый, сказочно-прекрасный; двигался, парил, плыл, опустился; Храм этот плыл на встречу мне, легкий, белый. )
VI. Домашнее задание.
На выбор:
1. Написать сочинение - рассуждение.
- Много ли человеку надо?
- Где спрятана душа человека?
- Может ли плакать Земля?
За основу взять текст В. П. Астафьева “Видение”.
2. Написать изложение по плану.