Логопедия
-
Методическая разработка – конструкт занятия с детьми старшей группы по развитию речи с элементами обучения грамоте "Приключения на островах" 2023
Цель занятия: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.
-
Методическая разработка "Графические диктанты по клеткам – полезно и занимательно" 2011
Профилактическая работа по предупреждению возникновения оптической дисграфии у школьников необходима. Использование графических диктантов по клеткам с детьми старшего дошкольного возраста значительно повысит эффективность усвоения зрительно-пространственных ориентировок, улучшит психологическую базу речи, произносительные навыки, позволит развить воображение, глазомер, укрепит мелкие мышцы пальцев рук.
-
Методическая разработка "Использование частушечного творчества в логопедической работе" 2016
Проблема автоматизации корригированных звуков остается одной из актуальных проблем развития речи у детей с речевой патологией. C помощью частушечного творчества решаются многие проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, в том числе формируются патриотические чувства к русским традициям, русскому словесно-музыкальному фольклору.
-
Методическая разработка "Круглый год" 2014
Учащиеся знакомятся с временами года, сезонными изменениями в природе (растительном и животном мире), упражняются в образовании приставочных глаголов, подборе антонимов, родственных слов. В ходе урока активизируется словарь по данной теме, развивается фонематический слух, мелкая моторика.
-
Методическая разработка "Лента букв и звуков" 2024
Дидактическая разработка – лента букв, соответствующая классической системе фонетической характеристике звуков, но не плоскостная, а объёмная, шитая из фетра. Лента букв – это пособие, которое активно используется при изучении букв, обучении чтению, грамоте, курсах по повышению скорости и техники чтения. Для детей, особенно с речевыми нарушениями, важны тактильные ощущения, поэтому ребятам так нравится играть с буквами, именно поэтому объёмная лента букв помогает с легкостью преодолеть все трудности, связанные с фонематическим восприятием звуков речи.
-
Методическая разработка "Логопедическая тетрадь" 2010
Логопедическая тетрадь разработана с учетом требований «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР» старшего дошкольного возраста и в соответствие с календарно-тематическим планированием коррекционной работы в дошкольном учреждении.
-
Методическая разработка «Практические приемы и игры с двуязычными детьми в речевой группе детского сада» 2014
Дано обоснование проблемы, связанной с обучением и воспитанием двуязычных детей в детском саду. Учителю-логопеду требуется учитывать индивидуальные особенности и проявления нарушений каждого двуязычного ребенка, здесь нужны особая гибкость, индивидуальные методы и подход, терпение и доброжелательное отношение как к детям, так и к их родителям. Часто появляется необходимость прибегать к помощи дефектолога, психолога.
-
Методическая разработка «Тетрадь-пропись "Домовенок Кузя учится писать буквы"» 2015
Методическая разработка предназначена учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В этой тетради можно работать с детьми как на уроке в классе, так и дома. Для проведения уроков обучения грамоте по данной методической разработке не требуется никаких дополнительных материалов. Все необходимые иллюстрации приводятся в самой тетради-прописи.
-
Методическая разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию устной речи. Тема: "Работа над пониманием фразеологических оборотов. Профориентация. Текст «Из истории города»" 2021
Цели урока: формирование умения участвовать в словесной коммуникации, быть инициатором разговора, употреблять в речи фразеологические обороты. Задачи: формировать умение понимать и поддерживать разговор, выражать своё намерение, пожелание, вслушиваться в речь собеседника.
-
Методическая разработка итогового занятия по обучению грамоте "Скоро в школу!" 2025
Задачи занятия: развитие фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза; развитие общей и тонкой моторики, координации речи с движением; тренировка навыка согласования существительного с числительным; развитие умения деления слов на слоги.
-
Методическая разработка коррекционного занятия "Автоматизация и дифференциация звуков С и Ш" 2010
В ходе урока осуществляется автоматизация и дифференциация звуков [С], [Ш] в изолированном виде, в слогах, в словах, во фразах.
-
Методическая разработка логопедического пособия "В гости к Винни-Пуху" 2023
Методическое логопедическое пособие «В гости к Винни-Пуху» разработано для автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, дифференциации оппозиционных звуков смешиваемых в произношении и развития силы воздушной струи у дошкольников старшей и подготовительной к школе группы, с учетом нарушений звукопроизношения и потребностей в развитии речи у дошкольников с ТНР (общим недоразвитием речи).
-
Методическая разработка по развитию речевого общения со сверстниками и взрослыми путем формирования чувства ритма у детей с диагнозом заикание 2011
В разработку включены 3 этапа: построение ритмического ряда (развитие слухо-моторной координации и регулирующей функции речи); формирование фонематического контроля (освоение ритмического рисунка, оживление мелодико-интонационной стороны речи); усвоение и воспроизведение слогоритмической структуры слова, анализ слоговой и звукобуквенной структуры слова, выделение морфологических признаков слова.
-
Методическая разработка по теме "Работа над звуком [с]. Работа над просодической стороны речи. Восприятие речевого материала текста «В аптеке»" 2023
Цели урока: формирование просодической стороны речи; развитие слухового восприятия на материале всего занятия и по теме «В аптеке».
-
Методическая разработка: «Лента букв и звуков» 2024
Авторская дидактическая разработка — это лента букв, соответствующая классической системе фонетической характеристике звуков, но не плоскостная, как было принято всегда, а объёмная. Каждая буква сшита из фетра, её можно взять в руки, обвести пальцем, помять, погладить. Внутрь «звонких согласных» вшит колокольчик, так детям легче воспринять понятие «звонкий» звук. Так же все буквы распределены по цветам: гласные – красные, согласные – сине-зелёные, твердый и мягкий знаки – белые.
-
Методические аспекты логопедической работы с детьми в условиях дома ребенка, использование здоровьесберегающих технологий 2019
В материале представлена структура комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации, определено содержание логопедической работы, которое основывается на структуре ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, времени возникновения и характере дефекта, медицинском диагнозе и индивидуальных особенностях ребенка. В статье рассматриваются различные здоровьесберегающие технологии.
-
Методические рекомендации «Логопедическая ритмика» (взаимодействие логопеда и музыкального работника) 2022
Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Логопедическая ритмика – неотъемлемая часть логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств.
-
Методические рекомендации по артикуляционной гимнастике 2015
Практический материал может быть использован педагогами дополнительного образования, учителями общеобразовательных учреждений. Систематизированный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики в развивает и обогащает интонационную выразительность речи детей, формирует физиологически правильное функционирование дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
-
Методические рекомендации по исправлению у ребенка нарушения письменной речи 2012
Дислексия и дисграфия, а именно так называются нарушения чтения и письма, к сожалению, довольно часто встречаются у учащихся массовых школ и являются большим препятствием в овладении грамотой, а на более поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка. Чтобы понять механизмы возникновения этих нарушений, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое.
-
Методические рекомендации по организации логопедической работы учителя-логопеда 2013
В логопедический кабинет зачисляются ученики, обучающиеся в образовательных учреждениях, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи. В первую очередь в логопедический кабинет принимаются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
-
Методические рекомендации по совместной работе логопеда и учителя татарского языка 2014
Проблема билингвизма актуальна в общей педагогике и логопедии. Совместная работа логопеда и учителя татарского языка в ДОУ предполагает планирование в начале учебного года изучения лексических тем. Эффективно и результативно параллельное изучение. Согласованы общие методы и приемы: наглядные, словесные, игровые. Использован метод сопоставительного анализа двух языков. Особое значение приобретает тенденция к интеграции.
-
Методические технологии непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда 2014
В содержание организационной деятельности с детьми включены занимательные упражнения для развития координации движений с речью и музыкой, чувства ритма, динамического слуха, а также упражнения на артикуляцию, дыхательный, голосовой и мимический аппарат. Адресуется учителям-логопедам, дефектологам, музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных учреждений, работающим в старшей возрастной группе.
-
Методический материал "Сохранение и укрепление голоса" 2016
В работе представлены рекомендации по сохранению голоса, его восстановлению при потере по различным причинам, даны упражнения по развитию дикции. Рекомендации разработаны на основе опубликованных научных исследований и практических материалов авторов из сферы образования и медицины (логопеды, психологи, фониатры), собственного опыта авторов-составителей. Рекомендовано педагогам, психологам, воспитателям и другим работникам сферы образования, специалистам коммуникативных профессий.
-
Методическое пособие "Использование сказкотерапии в игровых макетах для коррекции речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи" 2010
Опыт работы по использованию сказкотерапии в игровых макетах. Методические рекомендации позволяют педагогам предоставить ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности (придумывание собственных сказок, их драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, психогимнастика...).
-
Методическое пособие для родителей "Давай поиграем" 2013
Чтобы правильное звукопроизношение закреплялось лучше и быстрее, помимо регулярных занятий со специалистом ребенку нужно постоянно работать над своей речью дома. И главным помощником в этом нелегком деле станет это пособие. Материал для домашних уроков по исправлению речи подан в легкой, доступной форме и построен по принципу логопедического занятия: от звука – к слову, от слова – к тексту, от простых предложений – к сложным фразам-скороговоркам и стихам.
-
Методологическая основа динамической электронейростимуляции в логопедии 2021
Алалия, дизартрия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи – речевые нарушения, которые требуют упорной, длительной коррекции. Существует целый арсенал методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но в последнее время логопеды с повышенным вниманием применяют немедикаментозные методы – тейпирование, массаж языка, лицевой мускулатуры и динамические электростимуляции (ДЭНС), которая прекрасно стимулирует работу мышц речевого аппарата и мимических мышц, а также улучшает зрительно-моторную координацию. Динамическая электронейростимуляция основывается на стимуляции области рефлексогенных зон.
-
Методы восстановления речи после органических поражений головного мозга 2011
В работе рассматривается одна из форм речевых расстройств – афферентная моторная афазия. Также представлены общепринятые методы восстановления речевых функций и авторские наработки по лечению больных.
-
Методы и приемы развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста 2016
Описываемая в статье система развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста учитывает имеющиеся практические разработки и расширяет пропедевтический период в развитии фонематических процессов. Методы и приемы разделены на несколько разделов. Во всех разделах даны теоретические обоснования, соответствующие пояснения и интересные факты различных научных и популярных исследований.
-
Методы и приемы развития сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи 2012
Процесс формирования сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками отличается с количественной и качественной стороны. Необходимо специально организованное поэтапное обучение, чтобы дети с общим недоразвитием речи достигли соответствующего возрастной норме уровня развития сюжетно-ролевой игры.
-
Методы и приемы формирования навыков звукового анализа и синтеза 2013
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, малыш не овладеет чтением.