Методическая разработка коррекционного занятия "Автоматизация и дифференциация звуков С и Ш"

Разделы: Логопедия


Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С], [Ш] в изолированном виде, в слогах, в словах, во фразах.

Задачи:

  • Сопоставить звуки [С], [Ш] и буквы.
  • Формировать фонематические процессы.
  • Развивать лексико-грамматичекую сторону речи ребенка.
  • Совершенствовать мелкую моторику.
  • Содействовать развитию психических процессов: память, мышление, внимание.
  • Воспитывать умение критически относиться к собственным речевым проблемам.

Методы: беседа, художественное слово, игра.

Оборудование: иллюстрации к стихотворным строкам ошибочного и верного содержания; схема-план анализа артикуляционных укладов звуков; карточки с изображением букв С, Ш; игра "Магазин одежды, обуви и головных уборов".

Ход занятия

I. Вводная часть

1. Ребенок рассказывает стихотворение:

У меня не получались
Четко звуки С и Ш.
И хоть сильно я старалась
Только путались они!

2. Проблемная ситуация: что происходит со словом при замене одного звука на другой?

В качестве примера рассматриваем два отрывка из стихотворения А.Шибаева "Буква заблудилась":

На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Удивляется народ -
Крыша в норку хлеб несет.

Определяются ошибки в тексте. Совместными усилиями логопеда и ребенка формулируется ответ на проблемную ситуацию: при замене одного звука на другой

  • меняется значение слова;
  • искажается смысл предложения;
  • появляются ошибки в написании слова.

II. Основная часть

1. Уточнение артикуляционных признаков звуков С и Ш

Звук С - губы в улыбке; язык за нижними зубами; воздушная струя - холодная.

Звук Ш - губы округлены; язык за верхними зубами; воздушная струя -теплая.

2. Артикуляционная разминка с привлечением мелкой моторики пальцев.

Ребенку предлагается произносить чередование слогов СА - ША..., четко артикулируя звуки и при этом менять положение кистей рук, изображая артикуляционные уклады губ при произношении звуков С и Ш.

3. Соотношение звука и буквы.

Перед ребенком две "полки магазина" и карточки с изображением букв С, Ш. Логопед поочередно называет звуки С и Ш, а ребенок берет соответствующие звукам буквы и ставит их согласно подсказке логопеда: Ш - на верхнюю полку (сопоставляя с верхним положением языка), С - на нижнюю полку (сопоставляя с нижним положением языка).

4. Игра "Магазин одежды, обуви и головных уборов"

Выкладываются карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов. Ребенку предлагается расставить карточки согласно заданию: на верхней полке -предметы одежды, обуви и головных уборов, в названии которых есть звук Ш; на нижней полке - предметы одежды, обуви и головных уборов, в названии которых есть звук С (лексический материал: свитер, сарафан, сандалии, сапоги, шуба, шорты, шляпа, шапка).

5. Игра "Чего не стало?"

Ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну из карточек, находящихся на полке магазина, ребенок отгадает чего не стало (поочередно убираются все предметы одежды, обуви и головных уборов).

6. Возвращение к заданию.

Разучивание отрывков из стихотворения.

Запись отрывков в тетрадь для домашних заданий.

III. Поведение итогов занятия.

Учитель-логопед с помощью наводящих вопросов помогает ребенку сформулировать ответы на вопросы:

  • что мы повторили на занятии?
  • что узнали нового?
  • что понравилось?
  • что вызвало затруднения?

Литература.

  1. Глухов, В. П.: "Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием" - М.: АРКТИ, 2002.
  2. Волкова, Л. С: "Логопедия" - М.: Просвещение, 1989.
  3. Ефименкова, Л.Н., Садовникова, И.Н.: "Формирование речи у детей" . - М: Просвещение, 1970.
  4. Жукова, Н. С, Мостюкова, Е. М.: "Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург": АРД ЛТД, 1998
  5. Милостивенко, Л. Г.: "Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма" - Спб., 1995..
  6. Ястребова, А. В.: "Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений" - М: Просвещение, 1984.