Введение
При организации комплексной коррекционной работы с ребенком, имеющим общее недоразвитие речи необходимо придерживаться принцип «разносторонности усилий», в котором особая роль отводится взаимодополняющей работе логопеда и музыкального руководителя. Особенно перспективным в данном вопросе также является интегрированный подход, позволяющий расширить зону воздействия на ребенка с речевой патологией. Наиболее ярко такое взаимодействие отражается в логопедической ритмике.
Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:
- Развитие лицевой и артикуляционной моторики.
- Развитие звуковой стороны речи.
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
- Развитие просодической стороны речи.
- Формирование связной речи.
Работа музыкального руководителя в условиях интеграции может решать следующие задачи:
- Развитие и коррекция темпо-ритмической организации речи.
- Формирование правильного дыхания.
- Развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность.
- Формирование навыка осознанного восприятия пространства.
Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музыцирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т.п.). На интегрированных занятиях музыкального руководителя и логопеда дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Игра на шумовых инструментах, кроме развития чувства ритма, позволяет развить внимание и память, координацию движений, мелкую моторику.
Так как занятия интегрированные, то их продолжительность, по сравнению с обычными, может быть несколько увеличена, без ущерба для здоровья детей, что также способствует более полному решению многих коррекционно- образовательных задач.
Такие интегрированные занятия (логопед - музыкальный руководитель) хорошо воспитываются в учебную работу любой современной программы по воспитанию дошкольников и коррекционному обучению школьников, способствуют формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени гармонизации психического развития детей.
Логопед работает с детьми, начиная как правило с 5 лет. Однако, в современных условиях - это зачастую оказывается уже поздно. Большая группа детей более раннего возраста уже требует логопедического вмешательства. Интеграция в данном случае может выражаться в использовании музыкальным руководителем методических рекомендаций логопеда и приемов логопедической ритмики в работе с детьми 3-5 лет (второй тип интеграции).
На занятиях, используя элементы логоритмики, музыкальный работник может решить такие специальные (логопедические) задачи:
- Развитие пассивного словаря, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи.
- Формирование чувства темпа.
- Развитие мышечного ощущения направления движения.
- Развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков.
- Развитие ощущения ритмического стиля - чувства акцента, чередующихся ударений.
- Формирование навыка осознанного восприятия пространства.
- Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики.
- Развитие ориентации в ритмических структурах, соизмерение и различение по их длительности.
- Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.
Таким образом, на интегрированных занятиях логопеда и музыкального руководителя осуществляется развитие и коррекция речевой функциональной системы, слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, развитие эмпатии.
Логопедическая ритмика
Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Логопедическая ритмика - неотъемлемая часть логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств.
Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика,- это движение, музыка и речь.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями
- Первое предусматривает развитие неречевых процессов:
- совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;
- регуляция мышечного тонуса;
- развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей;
- активизация всех видов внимания и памяти.
- Второе направление логоритмической работы - развитие речи детей-логопатов и корректирование их речевых нарушений.
Эта работа включает в себя:
- развитие дыхания, голоса;
- выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;
- развитие артикуляционной и мимической моторики;
- координацию речи с движением;
- воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
Развитие неречевых процессов
Ходьба и маршировка
(вводные и заключительные упражнения)
Ходьба - естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног.
Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое логоритмическое занятие.
Регуляция мышечного тонуса
У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Они, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц.
Чаще всего дети - речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц.
Развитие внимания и памяти
У детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдается недостаточная сформированность моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти. Поэтому на занятиях по логоритмике обязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти.
В результате выполнения специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не только устойчивость. Но и переключаемость внимания - способность переходить от одного действия к другому. Параллельно с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память. Как моторная и зрительная, так и слуховая.
Развитие чувства музыкального размера (метра)
Метр - ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные (равные или неравные) промежутки времени. На логоритмических занятиях детям дается представление об акценте, как об ударном моменте в звучании, т.е. силовом выделении отдельного звука в музыке. Услышав акцент на фоне звучания равной силы, ребенок должен подать какой-либо условный сигнал.
Сначала учат выделять неожиданный акцент и лишь затем метрический (равномерно повторяющийся) акцент в музыке.
Когда дети овладеют этим умением, можно приступать к работе над самым сложным - переходным акцентом.
Развитие чувства музыкального темпа
Темп - скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. Темп может быть медленный, умеренный и быстрый.
Развитие чувства музыкального ритма
У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Выражается это в том, что они немузыкальны, как правило, с трудом заучивают стихи, так как не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не улавливают его рифмы.
У таких дошкольников возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, состоящих из трех и более слогов. Пытаясь произнести длинное слово, ребенок пропускает или переставляет местами его слоги, звуки.
Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические единицы - это длительности отдельных звуков и пауз.
Игра на музыкальных инструментах
На занятиях часто используются детские музыкальные инструменты.
Благодаря игре с музыкальными игрушками у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание, музыкальный слух, совершенствуется пальчиковая моторика, развивается дыхание (при игре на духовых инструментах).
Музицирование способствует развитию творческих способностей.
Пальчиковые игры
Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка.
Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию.
Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проврдятся различные пальчиковые игры с пением или игры смелкими предметами под музыку.
Подвижные игры
Основная форма деятельности детей - игра. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения - ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Весь словесный материал - песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной цели - закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.
Слушание музыки
Музыка по своей природе очень эмоциональна и образна. Музыкальными средствами на логоритмических занятиях постепенно развивают художественное восприятие детей.
Детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и инструментальная музыка. Из инструментальной музыки ближе всего музыка, написанная на какой-либо определенный сюжет, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при помощи средств музыки к подражанию, например пению птиц, вою ветра, шуму дождя, грохоту поезда и т.д.
Развитие речи и коррекция речевых нарушений
Развитие дыхания - один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей - логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
Цель дыхательных упражнений - способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое - является произвольным.
При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху.
При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.
Развитие голоса
Посредствам голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру. Их совокупность и определяет голос человека.
Высота голоса - это повышение или понижение тона (переход от высокого голоса к низкому, и наоборот).
Сила голоса - произнесение звуков с определенной громкостью: громко, нормально, тихо.
Тембр голоса - это его качественная окраска. Голос может быть звонкий, глухой, дрожащий, тусклый, крикливый и т.д.
Задачей педагога является следующее:
- во-первых, развивать у детей основные качества голоса - силу и высоту,
- во-вторых, приучать их говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией.
Темп речи
Под темпом речи понимается скорость ее протекания во времени.
Если темп речи ускорен, то от этого ухудшается внятность, четкость речи, артикуляция звуков.
Интонационная выразительность речи
Интонация - это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающих общие с музыкой элементы такие, как мелодику, темп, ритм, паузацию и логическое ударение (в музыке это акцент).
Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, вплоть до изменения смысла на противоположный.
Пение
При пении происходит взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Кроме того пение поднимает настроение, развивает художественный вкус и творческие способности.
Речь с движением
Позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Мимика
Это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.
Артикуляция
К подвижным органам артикуляции (речевым органам) относятся язык, губы и челюсти.
Артикуляционные упражнения на занятиях выполняются под ритмическую музыку или под счет.
Фонематическое восприятие
Это четкое различение на слух всех звуковых единиц родного языка, включая и близкие в акустическом отношении звуки такие, как твердые и мягкие, глухие и звонкие. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания на материале неречевых (шумовых и музыкальных) звуков
Коррекция нарушений звукопроизношения
На этапе автоматизации изолированного звука детям предлагаются игры на четкое его проговаривание. Очень полезно связывать звуки с какими - либо музыкальными образами.
Грамматика
На логоритмических занятиях возможно закрепление знаний по грамматике, полученных на логопедических занятиях. В форме подвижной игры или игры - вокализации грамматические задания вызывают живой интерес, и, следовательно, лучше усваиваются детьми дошкольного возраста.
Лексика
В рамках логоритмического воспитания необходимо осуществлять одну очень важную задачу - расширять словарный запас детей.
Игры и упражнения
Развитие дыхания (Физиологическое дыхание)
Поиграем животиками
Цель: формирование диафрагмального дыхания.
Описание упражнения: В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох - 1,2,3 или музыкальные звуки (до - ре - ми- вдох, ми - ре -до - выдох) от трех до семи раз подряд.
(Речевое дыхание)
Назови по порядку
Цель:
- развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов;
- закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.
Описание упражнения:
Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке - «один, два, три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка)
Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.
Ах, как пахнет!
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.
Оборудование: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.
Описание упражнения
Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:
Ах!
Ах, пахнет!
Ах, как пахнет!
Ах, как приятно пахнет!
Ах, как цветок приятно пахнет!
Мимика
Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:
- «Плакса» - зажмуривание глаз;
- «Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
- «Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;
- «Тигренок» - оскаливание зубов;
- «Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.
Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.
Подарок
Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность.
Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.
Описание игровой ситуации: - Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.
Раздумье
Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье.
Описание игровой ситуации: - Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на дорогу. Но в какую сторону идти?
Этюд разыгрывается под музыку
Артикуляция
Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти:
- «Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;
- «Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам;
«Футбол» - движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки; - «Язычок сердиться» - упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др.
Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке.
Развитие голоса
Далеко и близко
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.
Описание упражнения:
- Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать.
Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом (это может быть голос животного, например, - му, мяу, и - го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города - би-би, ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).
Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок.
Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.
Лягушки и кукушки
Цель: изменение высоты голоса, автоматизация звука К.
Описание упражнения: - Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.
Ква, ква - (произносится низким голосом)
урчат лягушки.
Ку - ку - (произносится высоким голосом)
кричит кукушка.
Целый день по лесу:
Ква - ква (произносим низким голосом),
ку - ку (произносим высоким голосом).
Ква -ква (произносим низким голосом),
ку - ку (произносим высоким голосом).
Цель: развитие тембра голоса, речевого дыхания.
Оборудование: детские стулья и куклы по количеству детей.
Описание упражнения: - Дети сидят на стульях и держат в руках кукол.
Педагог говорит детям, что куклы плачут и надо их успокоить - спеть колыбельную песню.
Взрослый сам показывает, как надо качать куклу и негромко напевать на звук «А» мотив колыбельной песни.
Под музыку дети укачивают кукол и тихо поют.
Темп речи
Большие ноги шли по дороге
Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.
Описание упражнения: - Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги,
и медленно говорят: «ТОП-ТОП».
- Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».
В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.
Карусели
Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.
Описание упражнения: - Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись
Карусели
(говорить в медленном темпе)
А потом, потом, потом
(темп постепенно нарастает
Все бегом, бегом, бегом.
(говорить в быстром темпе)
Тише, дети, не спешите
(темп постепенно замедляется)
Карусель остановите
(говорить в медленном темпе)
Раз, два, раз, два -
(хлопать в ладоши и медленно говорить).
Вот и кончилась игра.
Упражнение можно выполнять под музыку.
Развитие мелодика интонационной композиции речи
Узнай по интонации
Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.
Описание упражнения: - Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:
удивленного - Ах! Ах! Ах!
больного - Ох! Ох! Ох!
веселого - Эх! Эх! Эх!
недовольного - Ай! Ай! Ай!
испуганного - Ой! Ой! Ой!
сердитого - Ай -я - яй!
Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.
После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей.
После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка.
Развитие тонких движений рук
Разминка
Цель: развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и переключаемости их движений.
Описание упражнения: Дети сидят на стульчиках поют и выполняют с- оответствующие движения вместе с педагогом:
Похлопаем в ладошки,
похлопаем немножко,
(хлопать в ладоши)
Похлопаем в ладошки,
Очень хорошо!
И пальчики попляшут,
и пальчики попляшут,
(вращая кистями, медленно поднимать обе руки вверх и постепенно опускать их до уровня груди.)
И пальчики попляшут,
и пальчики попляшут,
А девочки и мальчики
все ровненько сидят.
Тук-тук молотком,
мы построим птичкам дом.
(Стучать правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку.)
Тук-тук молотком,
поселяйтесь птички в нем!
Бум-бум барабан,
что за шум и тарарам?
(Стучать кулачками по коленям попеременно.)
Бум-бум барабан,
просыпайтесь по утрам!
Ду - ду - ду, ду - ду - ду -
вот какая дудка!
(Имитируя игру на дудке, перебирать пальцами обеих рук.)
Ду - ду ду, ду -ду - ду -
вот такая дудка!
По - е - ха - ли по - ти - хо - неч - ку,
(Ладонями попеременно слегка касаться колен.)
По - е - ха - ли по -ти - хо - неч -ку…
И быстренько, и быстренько,
(Быстро хлопать ладонями попеременно по коленям, одновременно притопывая ногами.)
И быстренько, и быстренько,
И быстренько, и быстренько…
И при - е - ха - ли !
(Слегка наклонить голову и опустить руки на колени.)
«Разминка» может быть использована на занятиях не целиком, а по частям, так как легко делится на 4 независимые друг от друга по смыслу части.
Развитие внимания
Зоопарк
Цель: распределение внимания.
Описание упражнения: - Дети рассчитываются на «первый - второй - третий - четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые - медведями, третьи - лошадками, а четвертые - птицами.
Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк.
По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были назначены в начале игры при распределение ролей.
Зайцы - передвигаются прыжками, медведи - идут вперевалочку.
Лошадки - идут высоко поднимая колени, а птицы - машут руками - «крыльями».
Приложения