Введение
Обучение письму и систематическая работа по формированию почерка одна из главных задач школ. Успех в учёбе во многом зависит от того, какие навыки получат ученики в самом начале обучения. А каллиграфически правильное письмо содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности.
От того, какие навыки будут заложены учителем в ребёнке в самом начале обучения, будет зависеть дальнейшее совершенствование почерка у этих учащихся, их орфографическая грамотность, так как эти стороны письменной речи тесно взаимосвязаны. Родителям моих учеников и мне, как учителю, очень хотелось бы иметь отдельную тетрадь – пропись к данному букварю. Но на сегодняшний день нет такой прописи, которая бы подходила к логопедическому букварю авторов Н. Крыловой, И. Писаревой, Н. Ипатовой. В данном букваре присутствует особый порядок ознакомления с буквами, чем в букварях для общеобразовательных классов, обучение ведётся на правильно произносимых звуках, что предупреждает дисграфию, помогает пониманию читаемых учащимися слов и предложений, способствует активизации пройденного речевого материала. Поэтому я, опираясь на образцы букв, слогов, слов и предложений, которые есть в логопедическом букваре авторов Н. Крыловой, И. Писаревой, Н. Ипатовой, решила представить учителям – логопедам, учителям начальных классов, родителям методическую разработку тетради – прописи, в которой можно было бы работать с детьми как на уроке в классе, так и дома.
Пояснительная записка
Цель обучения:
- создание и обеспечение условий для развития первоначальных навыков грамотного, безошибочного письма;
- обеспечение формирования в памяти учащихся четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв в течение периода обучения грамоте;
Цель воспитания:
- создание и обеспечение условий для воспитания в детях аккуратности, старательности, терпения;
- создание и обеспечение условий для воспитания в детях внимательного отношения к ответам и рассказам других детей;
Цель развития:
- обеспечение развития творческих способностей детей;
- создание и обеспечение условий для развития памяти, произвольного внимания, логического и образного мышления;
Задачи:
- формировать умение правильно сидеть за столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь;
- формировать начальные приёмы работы с тетрадью,
- тренировать мелкие мышцы кисти руки с помощью графических упражнений;
- тренировать в соотнесении схем слов со словами и наоборот;
- учить анализировать и преобразовывать слова;
- обучать письму слогов, слияний, слов и коротких предложений с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв;
- развивать умение списывать целыми слогами и словами, а не отдельными буквами, писать под диктовку слова, написание которых не расходиться с их произношением, и короткие предложения из этих слов.
- обучать письму под диктовку и списыванию текста, проверке написанного;
- формировать умению точно следовать инструкции учителя при выполнении заданий;
- прививать интерес к изучаемым предметам – чтению и письму;
- формировать у учащихся умение правильно согласовывать слова в предложении;
- развивать умение оформлять предложения на письме, видеть изученные орфограммы;
- формировать у учащихся умение воспроизводить с соблюдением интонации, заученное наизусть стихотворение;
- воспитывать аккуратность, старательность, терпение;
- воспитывать внимательное отношение к ответам и рассказам других детей;
Область применения тетрадей - прописей:
Данное руководство предназначено для учителей – дефектологов, учителей - логопедов работающих в условиях специальных (коррекционных) муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы интегрированного или инклюзивного образования;
- в коррекционных занятиях логопеда с детьми, имеющими дисграфию оптического и фонематического характера;
- в группах подготовки к школе на базе общеобразовательных учреждений и в учреждениях дополнительного образования;
- в семейной деятельности при обучении детей грамоте;
Тетрадь – пропись “Домовёнок Кузя учится писать буквы” является дополнением к букварю Н. Крыловой, И. Писаревой, Н. Ипатовой.
При составлении тетради - прописи “Домовёнок Кузя учится писать буквы” учитывались особенности букваря авт. Н. Крыловой, И. Писаревой, Н. Ипатовой:
- особый порядок ознакомления с буквами;
- особый отбор словаря;
- пропедевтика правил правописания;
- чтение предложений, как дополнительное коррекционное средство;
Последовательность изучения букв в тетради – прописи “Домовёнок Кузя учится писать буквы” соответствует “Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (для детей с тяжёлыми нарушениями речи), соответствует курсу “Обучение грамоте”. Уроки “Обучение грамоте” по тетради – прописи служат не только средством приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но и являются одним из способов формирования устной речи, благодаря развитию познавательных процессов, наблюдений и обобщений в области речевых звуков. Тетрадь – пропись составлена в соответствии с программой по русскому языку для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Обучение детей ведётся на правильно произносимых звуках, что необходимо для развития навыков звукового анализа и для правильного соотнесения звуков с соответствующими буквами. По этой тетради дети овладевают позиционным принципом чтения и письма, сущность которого заключается в том, что при чтении и письме учитывается позиция букв по их отношению к соседним буквам. Изучение букв, обозначающих звуки, смешиваемые на слух и в произношении (свистящие и шипящие, [ч] и [щ], глухие и звонкие, мягкие и твёрдые, [р] и [л], йотированные) раздвигаются во времени. Это предупреждает дисграфию и помогает пониманию читаемых учащимися слов, предложений, то есть способствует воспитанию сознательного чтения и активизации пройденного речевого материала.
Тетрадь-пропись прошла апробацию в условиях МОУ “Средняя школа № 46” г. Петрозаводска в течение 3лет учителями коррекционных классов на уроках обучения грамоте, учителем – логопедом на занятиях по преодолению оптической дисграфии, на занятиях с дошкольниками в воскресной школе “Малышок”.
В результате получены следующие выводы:
- тетрадь-пропись соответствует принципам развивающего образования;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и школьной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике школьного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному “минимуму”);
- упражнения, приведённые в данном дидактическом пособии, помогут без перегрузки овладеть написанием рукописных букв, слогов, слов и предложений;
- тетрадь-пропись обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей школьного возраста;
Каждой странице тетради – прописи посвящён один лист. Материал на них расположен в определённой последовательности, которая может меняться от творчества самого учителя.
- “Прочитай, выдели гласные, согласные в словах, запомни стихотворение, проинсценируй стихотворение”;
- “Заштриховать букву”;
- “Обвести контурные изображения букв, слогов, слов”;
- “Закрась все части рисунка, в которых ты видишь изученную букву”;
- “Найди одинаковые группы букв”;
- “Среди буквенного текса найди слова”;
- “Раскрась раскраску”;
- “Отгадай ребус и запиши слово”; и т. д.
Задания тетради - прописи разработаны с учётом развития процессов:
- зрительного восприятия
- наглядно-образного мышления
- произвольного внимания
- памяти
Тетрадь – пропись “Домовёнок Кузя учится писать буквы” способствует овладению тремя основными группами навыков, а именно:
а) техническими - правильно пользоваться письменными принадлежностями, координировать движения рук, придерживаться гигиенических правил;
б) графическими - правильно изображать буквы, слоги, слова, писать буквы с нужным наклоном, определенной высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей стороне, правильно соединять их;
в) орфографическими - правильно определять звуковой и буквенный состав слов, комментировать их описание;
Тетрадь – пропись “Домовёнок Кузя учится писать буквы” формирует:
- координацию движения руки при письме
- каллиграфические навыки
- быстрое запоминание и написание изученной буквы
Тетрадь – пропись “Домовёнок Кузя учится писать буквы” способствует:
- лучшему запоминанию письменных букв
- развитию графического навыка
- совершенствованию зрительно – моторные координации
- развитию мелкой моторики
В тетради – прописи “Домовёнок Кузя учится писать буквы” ведётся работа над осознанным обучением письму, умением следовать инструкции. При составлении прописей были использованы элементы методик ведущих авторов Н.Г.Агарковой, В.А.Илюхиной, Е.Н.Потаповой, М.М.Безруких (метод штриховки, тактирования, копировальный).
Тетрадь - пропись “Домовёнок Кузя учится писать буквы” даёт возможность на уроке менять род деятельности и избавиться от монотонности, которая ведёт к переутомлению учащихся.
Тетрадь - пропись “Домовёнок Кузя учится писать буквы” даёт возможность для развития у детей наблюдательности. Дети наблюдают за различными языковыми явлениями: за орфографическим и орфоэпическим произношением слов, за их изменением и образованием, за оттенками значений слов. Эти наблюдения позволяют развивать у детей орфографическую зоркость и языковое чутьё.
Письмо и письменная речь являются важными видами деятельности для ребенка, от которых зависит психическое развитие учащегося и успех продвижения его в учебе на всех последующих этапах обучения. А это, в свою очередь, позволяет сформировать у школьников познавательный интерес и положительное отношение к учебной деятельности.
Подбор заданий в тетради – прописи “Домовёнок Кузя учится писать буквы”, их небольшой объём позволит ребёнку быть успешным в учёбе.
Планируемые результаты:
На уроках обучения грамоте по тетради – прописи “Домовёнок Кузя учится писать буквы” ученики должны:
- осознать основные различия всех звуков и букв русского языка (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
- запомнить зрительно-двигательные образы письменных букв;
- запомнить плавные и быстрые ритмические, колебательные движения кисти руки, связанные со спецификой написания каждой буквы;
- называть звуки, из которых состоит слово(гласные - ударные, безударные; согласные - звонкие, глухие, твердые, мягкие);
- не смешивать понятия “звук” и “буква”;
- делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
- обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- ставить пунктуационные знаки (точка) конца предложения;
- списывать с печатного образца;
- правильно читать слова и предложения плавным слоговым чтением;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением;
- писать короткие предложения из этих слов;
- дописывать недостающий слог;
- вставлять нужную букву;
- самостоятельно придумывать слова на изучаемую букву и записывать их;
На уроках обучения грамоте учащиеся научатся решать следующие задачи:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться работать по предложенному учителем плану;
– ориентироваться на страницах тетради - прописи;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию, применять полученные знания на другом уроке;
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать предложения;
–оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать предложения;
По данной тетради – прописи ученики в игровой форме будут учиться проводить свои первые наблюдения за родным словом, у них будет развиваться чуткость и интерес к родному языку. С помощью игровых заданий можно легко наладить контакт с молчаливым ребенком, достичь необходимых результатов в речевом развитии, создать комфортную эмоциональную среду.
Для проведения уроков обучения грамоте по данной методической разработке не требуется никаких дополнительных материалов. Все необходимые иллюстрации приводятся в самой тетради – прописи. Самое главное – как можно чаще хвалить ученика, даже за небольшие успехи. Если проявить терпение, фантазию, изобретательность, то можно добиться хороших положительных результатов.
Желаю всем творческих успехов!