Методическая разработка – конструкт занятия с детьми старшей группы по развитию речи с элементами обучения грамоте "Приключения на островах"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: обучение грамоте, старшая группа


Вид деятельности: речевое развитие.

Форма организации: подгрупповая.

Возрастная группа: старшая группа.

Предварительная работа:

  • проведение сюжетно-ролевых игр; рассматривание сюжетных картин «Дети играют», «Дети в детском саду»;
  • беседы по содержанию картин;
  • просмотр мультфильма «Тайна игрушек»;
  • обсуждение содержания мультфильма;
  • дидактические игры «Один - много», «Назови ласково», «Скажи какой? (какая?, какие?)».

Результат образования:

дети

  • проявляют активность и самостоятельность, любознательность;
  • отвечают на вопросы, проявляют речевую активность, стремятся к общению со взрослым, участвуют в обсуждении, рассуждают;
  • могут использовать сложные грамматические конструкции, правильно произносят все звуки, замечают ошибки в звукопроизношении; грамотно используют все части речи; используют обобщающие слова, синонимы, антонимы.
  • активно занимаются словотворчеством;
  • могут выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах;
  • проявляют эмоциональную отзывчивость, выражают готовность включиться в совместную деятельность;
  • способны ориентироваться в новых условиях, анализировать информацию, полученную ранее, делают умозаключения и выводы.
  • эмоционально откликаются, выполняют действия в паре, доброжелательно настроены по отношению к другим детям.

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Задачи для педагога:

Образовательные задачи:

  • Способствовать расширению запаса представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, словарных образов.
  • Обеспечить условия перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
  • Способствовать развитию умения группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развитию понимания обобщающего значения слов, формированию доступных родовых и видовых обобщающих понятий (представлений об игрушках, материалах, из которых они сделаны);
  • Обеспечить условия совершенствования грамматического строя речи (образование существительных во множественном числе, образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, образование притяжательных прилагательных, подбор глаголов к существительным).

Коррекционно-развивающие:

  • Способствовать развитию навыков речевого общения, связной речи, фонематических представлений.
  • Создать условия для развития зрительного восприятия и внимания, речевого слуха, общей, мелкой и артикуляционной моторики.
  • Способствовать совершенствованию навыков ориентировки в пространстве и умений ориентировки в схематичных изображениях

Воспитательные задачи:

  • Способствовать речевому развитию и обогащению словарного запаса детей.
  • Создать условия формирования навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, проявления инициативности.

Задачи для детей:

  • открыть карту
  • отгадать загадки
  • поиграть в игру «Назови ласково»
  • поиграть в игру «Один - много»
  • поиграть в игру «Скажи какой ?какая? какие?»
  • поиграть в игру «Найди игрушке место»

Оборудование:

  • ноутбук с носителем, карта для путешествия, красные круги (обозначение гласных звуков А, У) по количеству детей,
  • карточки-схемы по количеству детей для определения места звука в слове,
  • две корзинки,
  • игрушки разных размеров: машинки, куклы, собаки, мячи, обезьяны, кошки;
  • игрушки: Петрушка, воздушный шарик, мяч, матрешка, петушок, лиса, заяц, кубики, конструктор, клоун, гномик, гусь, гармошка, гусеница;
  • предметные картинки с разным количеством изображенных игрушек, платок, колокольчик, обручи, гимнастические палки, палочки разной длины для деления детей на команды, шкатулка, шоколадные монеты, праздничные язычки-гудки, наборы для аппликации попугая.

Этапы деятельности