Дом ребенка – учреждение, воспитывающее детей первых трех лет жизни, временно или навсегда оставшихся без попечения родителей. Основная политика государства направлена на устройство детей, оставшихся без попечения родителей в новую семью (около 70% сирот обретают приемных родителей). Комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитация детей в данном аспекте приобретает огромное значение и является одной из наиболее актуальных задач современного дома ребенка.
Итак, основная задача дома задача – обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей, подготовить их к жизни в обществе, облегчить им социальную адаптацию. Дети, воспитывающиеся в доме ребенка, отличаются определенной спецификой. Чаще всего это недоношенные дети, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, заболевания периода новорожденности, неблагоприятную наследственность, социальный анамнез, который часто сочетается с неблагоприятным биологическим анамнезом. Практически все дети в доме ребенка отстают в своем психофизическом развитии, имеют задержку в речевом развитии, проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания и мышления. Все дети ослаблены соматически, снижена сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
Вся коррекционно-педагогическая работа в Доме ребенка строится на рекомендациях специалистов: невролога, педиатра, психолога, инструктора ЛФК, музыкального руководителя, массажистов и другими специалистами. Реабилитация состояния ребенка проводится комплексно. В основе современных методов комплексной реабилитации лежат принципы кондуктивной педагогики, а вернее кондуктивной терапии – единые для реабилитации аномальных детей вне зависимости от нозологических форм и тяжести самого заболевания.
Один из вариантов перевода термина звучит как «сопровождающее воспитание». Сущность системы состоит в стремлении создать для ребенка условия, стимулирующие его жизнедеятельность, и позволяющие наиболее полно и эффективно использовать его индивидуальные возможности в процессе целенаправленного комплексного развития. В основе «кондуктивного» подхода лежит концепция, в соответствии с которой мозг ребенка развивается и совершенствуется, «обучаясь» руководить удовлетворением биологических и социальных потребностей индивида, т.е. адаптацией к окружающей среде. Все приемы кондуктивной педагогики основаны на игровых моментах, при этом очень важно вызвать у ребенка произвольный интерес к занятиям (мотивацию), а не автоматическое повторение заученных упражнений. Основной целью кондуктивной терапии является интеграция ребенка с ограниченными возможностями в обычное общество и жизнь.
Условия, обеспечивающие коррекционно-развивающий процесс в кабинете логопеда – это организация санитарно-гигиенической среды согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13(https://meganorm.ru/Index2/1/4293780/4293780935.htm), которые регулируют деятельность дома ребенка.
Микроклимат помещения:
- Соблюдение температурного режима. У детей раннего возраста функция терморегуляции имеет свои особенности – теплопотеря идет в основном через голову:
- Соблюдение влажности в кабинете обеспечивает увлажнитель воздуха. Влажность позволяет поддерживать слизистую ребенка в норме.
- Соблюдение режима проветривания позволяет совершать воздухообмен в кабинете. В душном помещении, где содержание кислорода оказывается низким, у детей появляются вялость, повышенная утомляемость, повышается возбудимость нервной системы, снижается работоспособность, замедляется мыслительный процесс.
- Соблюдение режима обеззараживания воздуха в кабинете позволяет обеспечивать ультрафиолетовый бактерицидный рециркулятор «Дезар».
- Соблюдение цветового оформления кабинета (стены, потолок, мебель) имеет оптимальную цветовую гамму, состоящую из средней части цветового спектра.
- Соблюдение равномерной общей освещенности кабинета естественным и искусственным светом. Недостаточность освещения приводит к нарушению зрения, способствует утомляемости, снижению работоспособности.
- Соблюдение чистоты кабинета. Влажная уборка с применением моющих средств в местах скопления пыли и пылесосом ковровых изделий на полу ежедневно. Генеральная уборка с отодвиганием мебели и применением моющих средств один раз в месяц.
Содержание логопедической работы основывается на структуре ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, времени возникновения и характере дефекта, медицинском диагнозе и индивидуальных особенностях ребенка.
В основе реабилитации лежит своевременная и адекватная диагностика имеющихся нарушений, осуществляемая в режиме сравнительного сопоставления с нормативами нервно-психического развития здоровых детей. Такой подход позволяет определить «зону ближайшего развития», направления коррекционно-логопедической, психологической и педагогической работы (создание индивидуальной коррекционно-развивающей программы с соблюдением принципа единства диагностики и коррекции, с учетом структуры дефекта, картиной дизонтогенеза, возрастом ребенка, характерологических черт ребенка, особенностей вторичных отклонений в развитии, соматического и психического состояния, рекомендациями врачей и узких специалистов).
Таким образом, создается коррекционное пространство, где целенаправленно совершенствуются умения и навыки вне зависимости от характера занятий. То есть программа составляется по уровням нервно-психического развития ребенка на данный момент, определяется основными направлениями и задачами, которые реализуются поэтапно (корректируется в эпикризные сроки с учетом динамики).
Работа по различным направлениям ведется с учетом потребностей каждого ребенка. Вместе с тем, в занятия включается разноплановый материал, поскольку основной целью всегда служит комплексное развитие ребенка.
Виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, используемые на коррекционно-развивающих занятиях логопеда
Дыхательная гимнастика
Речь ребенка невозможна без речевого дыхания. Дыхание ребенка раннего возраста отличается от дыхания ребенка дошкольного возраста и тем более – взрослого человека. Дыхание ребенка раннего возраста имеет слабый выдох, выдох неэкономичный может осуществляться через рот и нос одновременно. Для того чтобы ребенок мог владеть своим голосом и речевым аппаратом, он должен овладеть приемами правильного дыхания. Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное дыхание. В норме речевое дыхание окончательно формируется к 10 годам.
Работа над дыханием является важной в речевом развитии ребенка, но это и профилактика простудных заболеваний, а так же с дыханием связаны кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной и иммунной систем, биологические ритмы организма. В результате выполнения дыхательной гимнастики возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, увеличивает их подвижность, объем выполняемых движений, быстроту переключения с одного движения на другое. Улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость), уменьшает спастичность артикуляционных органов.
Цель – активизация мышц языка, губ, нижней челюсти, выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Развитие тактильного восприятия и мелкой моторики, пальчиковая гимнастика, массаж, су-джок терапия
Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Пальчиковая гимнастика способствует концентрированию внимания, а в дальнейшем облегчит будущим школьникам усвоение навыков письма. Игра с пальчиками, массаж, су-джок терапия стимулирует клетки головного мозга. Развитие мелкой моторики благоприятно складывается на развитии речи ребенка, т.к. все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы. Эти игры увлекательны и способствуют развитию речи и творческой деятельности. Популярность занятий обьясняется их оздоравливающим эффектом: улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Упражнения для развития мануально-тактильного восприятия особенно важно при работе с детьми, страдающими ДЦП, синдромом Дауна, нарушением зрения.
Акватерапия
Занятия акватерапией прекрасно подходят детям раннего возраста, учитывая основной вид деятельности на данном этапе развития. На таких занятиях идет развитие зрительно-моторной координации, нормализация мышечного тонуса, вызываются положительные эмоциональные реакции ребенка.
Речедвигательная ритмика
Речедвигательная ритмика - это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвует общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура. Данная техника позволяет совершенствовать речевое дыхание: темп и ритм дыхания, продолжительность выдоха, формирует мелодико-интонационную сторону речи, способность выделять заданный звук в речевом потоке (на материале слогов, слов, словосочетаний и текста). В процессе работы развиваются неречевые процессы: слуховое внимание и память, произвольное внимание, пространственные представления, общая и мелкая моторика, координация движений, мимическая мускулатура.
Речедвигательная ритмика может проводиться в виде системы упражнений, а при желании могут использоваться её элементы — на занятиях, в организационных моментах, динамических паузах, играх.
Логопедический массаж
С одной стороны, логопедический массаж является важной составляющей в комплексной логопедической работе, с другой стороны, массаж не является панацеей при формировании звукопроизношения у ребенка, подростка или взрослого. Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков (Л.И.Белякова// Школьный логопед, №3, 2007).
Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы (М.Е.Хватцев).
Фитболгимнастика
Покачивание на мяче развивает вестибулярный аппарат, расслабляет брюшные мышцы, тем самым улучшая дыхание. Занятия на мяче укрепляют и развивают все группы мышц.
Зрительная гимнастика
Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения детей раннего и дошкольного возраста.
Задачи:
- предупреждение утомления,
- укрепление глазных мышц,
- снятие напряжения,
- общее оздоровление зрительного аппарата.
Подведем итог. Специалисты дома ребенка и логопед должны работать в тесном контакте, стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к обучению и воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Для этого им необходимо совместно изучать содержание программы обучения и воспитания в специализированном доме ребенка. Совместно составлять перспективный план работы. Логопед должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь, воспитатель обязательно должен знать содержание тех видов работы, которые проводит логопед.
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.