Методическая разработка по теме "Работа над звуком [с]. Работа над просодической стороны речи. Восприятие речевого материала текста «В аптеке»"

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цели:

  • Формирование просодической стороны речи;
  • Развитие слухового восприятия на материале всего занятия и по теме «В аптеке».

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • Различение на слух повествовательной, вопросительной интонации и побуждение к её воспроизведению;
  • Правильное воспроизведение в словах и фразах звуков.

Личностные результаты:

  • Формирование позитивного отношения к правильной устной речи;
  • Способность к самооценке и самоконтролю на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Осуществление контроля в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
  • Оречевление своих действий;
  • Проговаривание последовательности действий на уроке.

Познавательные УУД:

  • Умение осознанно и правильно строить своё речевое высказывание в устной речи;
  • Дополнение предложений словами.

Коммуникативные УУД:

  • Восприятие и понимание речи учителя.

Оборудование: раздаточный материал, текст, экран, ЗУА, таблички, карточки.

Ход урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

(за экраном)
- Здравствуй.
- Как ты меня слышишь?
- Какой сейчас урок?
- На уроке ты будешь слушать, говорить, отвечать на вопросы и играть. Что ты будешь делать?
- Здравствуйте.
- Я слышу хорошо.
- Сейчас урок слуховой работы.
- Я буду слушать, говорить, отвечать на вопросы и играть.

- Послушай загадку:

Этот звук, очень кстати,
Есть и в супе, и в салате,
В слове сыр и в слове сок -
Что за звук, скажи, дружок?

- Звук [с].

- Правильно! Сегодня работаем над звуком [с]. Говори звук [с] правильно. Что ты будешь делать?

- Я буду говорить звук [с] правильно.

II. Формирование произношения

1. Звук [с] в словах.

- Послушай слова, повтори. Что ты будешь делать?
- СЮРПРИЗ, СОСНА, ПАСМУРНО, СОЛНЦЕ

- Я буду слушать и повторять слова.
- Молодец. Что ты делал? - Я слушал и повторял слова.
2. Автоматизация звука [с] в словосочетаниях и предложениях.
- Внимательно посмотри на картинки. Назови их.
- Молодец!
- Собака, ананас, лекарство, светофор.
А теперь ты сыграешь в игру «Что пропало?». Что ты будешь делать? - Я буду играть в игру.
Посмотри на картинки и запомни их. Закрой глаза.
Педагог перемешивает карточки и убирает карточку «ЛЕКАРСТВО».
- Открой глаза. Что пропало?
- Пропало «ЛЕКАРСТВО»
- Ты внимательный! Умница! Что ты делал? - Я играл в игру.

- А теперь составь со словом «ЛЕКАРСТВО» предложение. Что ты будешь делать?

- У тебя получилось! Что ты делал?

- Я буду составлять предложение.
Учащийся придумывает предложение с предложенным словом. Если возникают затруднения, дать разрезанные таблички и попросить составить из них предложение
Я ВЫПИЛ ГОРЬКОЕ ЛЕКАРСТВО
- Я составлял предложение.

- Твоё следующее задание: «Составь словосочетания». Что ты будешь делать?
Педагог даёт учащемуся разрезные словосочетания.

ОСТРАЯ

САБЛЯ

КИСЛЫЙ

АНАНАС

СЧИТАТЬ

ЧИСЛА

СПАГЕТТИ

С

МЯСОМ

- Я буду составлять словосочетания
- Что ты делал?
- Молодец.
- Составлял словосочетания.
3. Работа над интонацией
- Посмотри, это аптека.
Педагог предоставляет картинку с изображением аптеки.
- Что это?
- Что продают в аптеке?
- Правильно. А продает лекарства в аптеке фармацевт.

- Это аптека

- В аптеке продают лекарства.

Прочитай

ФАРМАЦЕВТ

ЦЕ_Ф_Т

ЦЕФ_Т

ФАР_МА_ЦЕФТ

ФАРМАЦЕВТ

- Фармацевт продаёт лекарства. Повтори.

Учащийся повторяет фразу с опорой на табличку.
- Спроси у меня, КТО продает лекарства в аптеке.
- Фармацевт продаёт лекарства в аптеке.
- Молодец.
- КТО продаёт лекарства в аптеке?
Давай теперь поиграем в аптеку. Я - фармацевт, а ты пришёл в аптеку за лекарством от головной боли. Спроси, КАКОЕ лекарство есть от головной боли.
- От головной боли есть цитрамон и анальгин. ЧТО вам дать? (Выбери лекарство)
- Молодец. Теперь поменяемся ролями.
- КАКОЕ есть лекарство от головной боли?

Педагог берёт на себя роль покупателя, и обращает внимание ребенка на главные по смыслу слова, на вопросительную или повествовательную интонацию в ответах.

- Дайте мне ______

III. Развитие слухового восприятия

- Будем читать текст. Название текста «В аптеке». Как называется текст?
- Молодец. Слушай внимательно. Что ты будешь делать?

- В аптеке.
- Я буду внимательно слушать

Текст «В аптеке»
Ира пошла в аптеку, чтобы купить лекарство. Но нужного лекарства в аптеке не оказалось. Ира очень огорчилась. Она не знала, как же ей быть. Иру успокоили, сказав, что это лекарство они должны получить и предложили прийти завтра.

1 раз прочитать НА СЛУХ
- Что ты услышал?
- Слушай внимательно.
2 раз прочитать НА СЛУХ
- Что ты услышал?
3 раз прочитать СЛУХО-ЗРИТЕЛЬНО
- Что ты услышал?
- Прочитай текст
- Молодец.

(ТЕКСТ)

(ВОПРОСЫ)
- О чем текст?
(Как Ира ходила в аптеку за лекарством)
- Повтори: Ира огорчилась
- Что это значит?
- Почему Ира огорчилась?
- Как Иру успокоили?

- Ей стало грустно. Она расстроилась
- Нужного лекарства в аптеке не оказалось
- Иру успокоили, сказав, что это лекарство они должны получить и предложили прийти завтра.

Рефлексия

- Ты хорошо занимался! Что ты делал на уроке?
- Молодец! Какое задание было самым сложным? Самым интересным?
Оцени сам, как ты занимался.
Педагог даёт учащемуся карточку с эмоциями.

- Я слушал, говорил, отвечал на вопросы, играл.