Цель: развитие подвижности, точности движений при смене артикуляционных укладов, а также силы воздушной струи при автоматизации и дифференциации звуков для дальнейшего «закрепления» правильного произношения в речи детей.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»
- Способствовать формированию познавательного интереса к правильному произношению звуков, артикуляционному укладу при произнесении звуков речи.
ОО «Речевое развитие»
- Способствовать развитию артикуляционной моторики.
- Способствовать формированию правильного звукопроизношения.
- Способствовать развитию сильной и направленной воздушной струи.
- Способствовать развитию самоконтроля при смене артикуляционных укладов.
- Способствовать автоматизации поставленных звуков.
- Способствовать дифференциации оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении.
- Способствовать развитию зрительного восприятия и мелкой моторики рук.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- Формировать социально-коммуникативные речевые умения через игровую деятельность.
- Способствовать формированию самостоятельности и саморегуляции в совместной деятельности педагога и воспитанника.
Способ изготовления: Логопедическое пособие «В гости к Винни-Пуху» представляет собой пособие, изготовленное из картона, на котором с одной стороны изображен Пятачок, а с противоположной стороны Винни-Пух. Между изображениями находится кармашек, к которому крепятся варианты маршрута, который необходимо преодолеть Пятачку, чтобы добраться в гости к Винни-Пуху.
Методика работы: Данное пособие используется на индивидуальном логопедическом занятии, на этапе автоматизации как изолированных, так и при произнесении в слогах и словах, дифференциации оппозиционных звуков.
При установке в кармашек маршрута для Пятачка ребенку в игровой форме даются различные задания на автоматизацию звуков, дифференциацию оппозиционных звуков, которых можно придумать огромное количество.
Приведем несколько примеров игровых заданий на автоматизацию звука (Ш):
- «Не отрывая пальчика от дорожки произноси Ш-Ш-Ш… пока Пятачок не доберется до Винни-Пуха»;
- «Посмотри на дорожку, если видишь стрелочку - Ш произносим протяжно, если звездочку, то коротко»;
- «Шагай пальчиками по следам на дорожке и произноси слоги ША-ШЭ»;
- «Когда следы идут наверх - произноси Ш громко, а когда вниз - тихо»;
- «Когда наверх - быстро, а когда вниз - медленно»;
- «Когда наверх - произносим ША, а когда вниз - ШУ»;
- «Когда наверх - произносим ША, а когда вниз - АШ»;
- «Когда вверх - ШИ, а когда вниз - ЖИ»
И т.п.
По дорожкам можно водить не только пальчиком, а также использовать маленький игрушечный паровозик, машинку, куколку, которые также хотят добраться по дорожке.
Вывод: Логопедическое пособие «В гости к Винни-Пуху» активно использовалось на индивидуальных занятиях и успешно прошло апробацию в работе с дошкольниками, посещающими логопедическую группу компенсирующей направленности с ТНР.
Данное логопедическое пособие вариативно, доступно, безопасно для детей и многофункционально. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии его использования на пути к поставленной коррекционной цели.
Актуальность логопедического пособия «В гости к Винни-Пуху» заключается в том, что оно не исключает традиционных методик логопедического воздействия, а является продолжением, закреплением и дополнением к ним.