Литература
-
"История басни в литературе разных народов. Иносказательный смысл басни". Урок литературы в 5-м классе 2010
Урок ставит целью показать роль басни в литературе разных времён и народов, обличение в басне несправедливых общественных порядков и недостатков людей; закрепить изученное по теории литературы: басня, мораль, аллегория, метафора, ирония. На уроке формируются навыки выразительного чтения, внимание к художественным деталям.
-
"История прекратила течение своё…"(урок-размышление по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города") 2005
Урок "История прекратила течение свое" является обобщающим после изучения романа Салтыкова-Щедрина "История одного города", а также всего творчества писателя. При подготовке и проведении обобщающего урока учитель преследует многочисленные цели: приблизить к юному читателю произведения Салтыкова-Щедрина, открыть в них важный человеческий смысл; углубить восприятие читателей-учеников; повторить такие литературоведческие понятия, как утопия и антиутопия, различные виды комического (сарказм, гротеск, гипербола), эзопов язык. Все это позволит доказать, что роман Салтыкова-Щедрина имеет гораздо большее значение, нежели пересмешничество минувшего; попытаться открыть в произведении Щедрина важный человеческий смысл; уловить в сатирических образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя. Данный урок рассчитан на 2 часа, и проводить его целесообразно в форме урока-размышления.
-
История – это люди, люди – это история 2013
Проведенный классный час "История - это люди, люди - это история" посвящен важной в наше время проблеме осмысления роли человека в истории своего края, города, села, посёлка и страны в целом. В ходе классного часа ученики знакомятся с творчеством поэта-земляка Н.В. Ефлатова, читают его стихотворения. Содержится материал об истории города Ростова Великого, который сопровождается презентацией.
-
История “человека на часах” (по мотивам рассказа Н.С.Лескова “Человек на часах”). 7-й класс 2017
Педагогу необходимо создать условия, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания, а не получать их в готовом виде. В ходе урока используются методические приёмы, ориентированные на развитие познавательных способностей учащихся.В основу урока легла технология проблемного обучения “Шесть шляп мышления”.
-
История басни 2009
Работа относится к творческой работе по литературе в 7-м классе (программа Т.Ф. Курдюмовой). Работа может быть использована как во время начала знакомства с баснями (1-й урок по теме), так и на заключительном уроке (подведение итогов). Прослеживается история возникновения басни с древних времен до современности.
-
История Бородино… Отражение Бородинского сражения в литературе, живописи, музыке 2013
Цель урока - показать связь поколений, роль Бородинского сражения в истории России. Отражение этого исторического события в различных жанрах искусства.
-
История в лицах (историческая реконструкция московских балов XIX века) 2014
Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы.
-
История Дона 2008
Материал знакомит с казачьими словами, понятиями.
-
История жизни Матрены Васильевны, или Слово о спасении души русской… (урок по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 2011
Предполагается, что анализ художественного текста даст возможность поразмышлять о предназначении человека в этом мире, побудит заглянуть в себя, в свою душу. Новый взгляд на образ Матрёны Васильевны – пожалуй, главное «откровение» урока. Материальное и духовное? Преходящее и вечное? Русский характер? Нравственная чистота героев? Всё это есть в рассказе. Разобраться во всём нам пока не дано, но стоит задуматься и попытаться найти ответ.
-
История и литература – сокровищницы наших деяний (открытый интегрированный урок по истории, русскому языку и литературе). 2024
Цели урока: углубить и расширить знания о мифологизмах; развивать речевые умения и навыки, обогащать речь учащихся; прививать любовь к родному языку; повторить древнегреческие мифологизмы, исторические факты, на которых они основаны.
-
История одного спора (анализ рассказа А.П. Чехова "Пари") 2011
Целью урока является анализ рассказа А.П.Чехова, погружение в стилистику писателя. Как в уроке-мастерской, предлагается написать слова-ассоциации к слову «пари» и сделать предположение о роде и жанре произведения, написать возможный сюжет. Во время чтения учащиеся заполняют таблицу (банкир, юрист, автор), чтобы использовать выписанные слова для письменных ответов. В конце урока ученики составляют блок проблемных вопросов, которые помогут при написании домашнего сочинения.
-
История одной считалочки 2025
Героизм моих родственников восхищал меня. Совершенно простые мальчики и девочки, только окончившие школы - Герои Социалистического Труда, проявили стойкость и мужество, они пережили голод, смерти и потери, но справились. Они жертвовали собою ради свободы и независимости Родины, ради будущего, ради меня.
-
История развития жанра публицистики в России 2014
Цель работы: изучение возникновения и развития публицистического жанра в русской литературе.
-
История родного края в произведениях донских поэтов и писателей 2008
Интегрированное занятие «История – гордость земли Донской» было проведено в форме литературно-музыкальной композиции, в течение которой выступали учителя истории, литературы; ученики читали стихи донских поэтов и показывали инсценировки.
-
История российской армии
2012
Цели урока: познакомить учащихся с историей Вооруженных сил России; познакомить учеников с выдающимися представителями российского воинского сословия.
-
История славянской азбуки 2019
Цель урока: узнать, кто первый создал Славянскую Азбуку. Задачи: получить информацию о происхождении Азбуки; сравнить буквы древнерусской и современной Азбуки; дополнительно: сделать буквы русской азбуки из различных материалов.
-
История создания и художественное своеобразие романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир" 2010
Роман "Война и мир" Л.Н. Толстого является одним из самых сложных произведений, представленных в курсе литературы в 10-м классе. Поэтому очень важно на первом этапе работы с произведением дать представление об истории создания, особенностях жанра, проблематике, разобрать смысл названия романа-эпопеи. Этому посвящён данный урок.
-
История создания комедии "Ревизор". Знакомство с комедией 2009
Цели урока: ознакомить учащихся с историей создания комедии; закрепить знания о драматическом роде литературы; объяснить природу гоголевского смеха; воспитывать интерес к произведениям писателя; развивать навыки создания презентации; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.
-
История создания романа "Евгений Онегин" 2010
Перечувствовать и пережить написанную Пушкиным трогательную историю жизни и любви молодых людей: Татьяны, Ленского, Ольги; сопереживать и сочувствовать трагическим заблуждениям Онегина – вот главная задача, которая ставится при изучении романа «Евгений Онегин» в 9-м классе.
-
История создания романа «Евгений Онегин». Композиция романа, его особенности. 9-й класс 2019
Цель урока: организовать работу над романом, чтобы самое задушевное создание поэта стало «любимым спутником» всей последующей жизни учащихся.
-
История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды") 2010
Интегрированный урок литературы и биологии – урок формирование нового проблемного видения, цель которого через изучение романа В.Дудинцева «Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30–60-х годов ХХ века повлияла на развитие биологии как науки.
-
Итоговая игра по литературе "Волшебное колесо" 2009
Игра состоит из семи конкурсов, последовательность которых определяется с помощью "волшебного колеса". Конкурсы: волшебный сундучок, ромашка, галерея, библиотека, эстрада, портрет, угадай-ка. Рекомендуется использовать данный материал учителям литературы, работающим в 6-м классе по учебнику-хрестоматии для образовательных учреждений автора-составителя В.П. Полухиной.
-
Итоговая литературная игра по древнерусской литературе и по литературе XVIII в. в форме телевизионной игры "Умники и умницы" 2008
Литературная игра – это эффективная форма контроля знаний и умений учащихся. Игра может проходить как традиционная викторина, конкурс между командами, но можно различные телевизионные конкурсы адаптировать к школьным условиям. Для уроков литературы как нельзя лучше подходит игра «Умники и умницы», которая дает возможность учащимися проявить себя в каком-то новом качестве, показать эрудицию, смекалку, логику.
-
Итоговая работа по русскому языку для 6-го класса 2011
Итоговая работа по русскому языку за курс 6-го класса (учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой) самостоятельно разработана учителем и по форме соответствует мониторинговым работам нового типа для 9-го класса: включает в себя ответы на тестовые задания (представлено 2 варианта) и создание сочинения-рассуждения.
-
Итоговое занятие по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
2011
Работа представляет разработку урока «Итоговое занятие по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”» по литературе в 9-м классе. Основные цели урока: продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения; выявление степени усвоения учащимися пройденного материала.
-
Итоговое занятие по литературе в 5-м классе с использованием ИКТ (урок-кроссворд) 2010
Итоговый урок в 5-м классе, посвящённый обобщению и систематизации изученного, составлен по программе А.Г. Кутузова. Проводятся занятия с использованием презентации PowerPoint. Нетрадиционная форма проведения урока-кроссворда помогает избежать однообразия, обеспечивает интенсивную работу учащихся и позволяет эффективно проконтролировать их знания и умения.
-
Итоговое произведение в творчестве А.П. Чехова "Черный монах" 2011
В работе предпринята попытка анализа рассказа «Чёрный монах». Высказан ряд предположений, некоторые из которых текстуально подтверждены. Выдвинут тезис о том, что «Чёрный монах» - итоговое произведение в жизни и творчестве А.П. Чехова. Собраны воедино некоторые мотивы его произведений, художественные и авторские детали.
-
Итоговое сочинение (алгоритм написания). 11-й класс 2016
Цели урока: научить детей последовательной работе над сочинением; сформировать навыки написания переходных частей сочинения. Задачи урока: определить ключевые пункты отработки материала к сочинению; проанализировать готовые фрагменты ученических сочинений.
-
Итоговый творческий зачет по теме: "Серебряный век русской поэзии" 2003
-
Итоговый урок в 8-м классе по произведению Н.В. Гоголя «Ревизор» (интеллектуальная игра) 2009
Интеллектуальная игра на итоговом уроке литературы по произведению Н.В. Гоголя "Ревизор" даёт возможность подвести итог изученному, проверить уровень прочтения и понимания текста, а вставленные между этапами игры или в конце урока инсценировки из пьесы "Ревизор" способствуют развитию творческих способностей учащихся.