"Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного…" (И.Бунин). 10-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

Познавательные (обучающие )

  • учащиеся должны постичь идею, содержание, художественные особенности повести.
  • понять мысли и чувства писателя, высказанные в произведении.

Практические

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя А.И.Шадрина, помочь услышать нравственное звучание повести “Черный аргамак”;
  • учащиеся должны уметь дать историко- бытовой комментарий по исходящим событиям, творчески интерпретировать художественный текст;
  • учащиеся должны создавать устные монологические высказывания;
  • учащиеся должны уметь аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному;

Развивающие

  • развитие речи учащихся,
  • развитие умения учащихся выступать перед аудиторией с сообщением;
  • развитие мышления учащихся ( умения анализировать, сравнивать, классифицировать и систематизировать, аргументировать, объяснять)
  • развитие творчества, воображения, фантазии.

Воспитательные

  • воспитание любви к Родине, уважения к исторической памяти событий и людей, составляющих национальную культуру, чувства красоты, товарищества, толерантности, отношения к проблеме выбора в жизни и любви, ответственности

Методы и приемы:

  • беседа;
  • анализ текста;
  • выразительное чтение эпизода;
  • монологическая речь;
  • краткий пересказ;
  • составление таблицы;
  • проблемно-поисковые;
  • методы самостоятельной работы.

Средства обучения:

  • портрет А.И. Шадрина, художественный текст повести А. Шадрина “Черный аргамак”,рисунки учащихся, презентация на мультимедийной установке, выставка книг: “Я счастлив, что имею возможность запечатлеть прекрасных душой людей, восхищаться красотой природы...”

Подготовительный этап к уроку: прочитать повесть А. Шадрина “Черный аргамак”, ответить на вопросы анкеты- вопросника

...Нельзя прервать историческую память, связь времен.
Это нужно нам, чтобы знать, откуда мы пошли и
насколько наши корни являются древними...
С. П Панюшкин “Насущное”

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя:

- Нашей малой родиной является Астраханский край с несравненной Волгой, прекрасной дельтой, могучим Каспием, неповторимой природой( густой гривой камышей, разливами рек, угрюмыми песками, тяжелыми барханами и величием волжской дельты);край с уникальными животными и растениями, с уходящей вглубь веков историей народов, культур. Наверное, поэтому этот край стал благодатной “почвой” для появления таких замечательных поэтов и писателей: С.П. Панюшкина, А.С. Маркова, Л.Н. Чашечникова, М.М. Утежанова, А.И. Шадрина. И сегодня мне хотелось бы, чтобы вы, ребята, почувствовали гордость за свою землю, замечательных земляков; пережили бы целую гамму чувств, переживаний, мыслей, оказавшись в мире художественного слова, музыки, в гуще исторических событий...

СЛАЙД 2.

Тема нашего урока:Ищу я в этом мире сочетанья Прекрасного и вечного... ” (И. Бунин) (по повести А. И. Шадрина “Черный аргамак”). (Тему ребята записывают в тетрадь, читают и объясняют смысл эпиграфа)

- Ребята, эпиграфом нашей беседы стали слова С.П. Панюшкина из автобиографического очерка “Насущное”. Историческую память нельзя прервать , и эта мысль является сквозной темой в повести “Черный аргамак”.

Слайд 3.

3. Постановка целей (вместе с учащимися формулируем цели урока)

4. Слово о писателе.

Из вечности музыка вдруг раздалась,
И в бесконечность она разлилась,
И в бездне, как вихорь, закружились светила:
Певучей струной каждый луч их дрожит,
И жизнь, пробужденная этою дрожью,
Лишь только тому и не кажется ложью,
Кто слышит порой эту музыку Божью,
Кто разумом светел, в ком сердце горит.

Эти строчки из стихотворения Я. П. Полонского “Гипотеза” можно соотнести к личности писателя Адихана Измайловича Шадрина.

О нем, его детстве, творчестве расскажут ученики.

Слайды 4,5,6,7.

Ученик 1.

Имя одного из самых известных представителей старшего поколения прозаиков Астраханского края Адихана Измайловича Шадрина знакомо читателям, живущим далеко за пределами Астрахани. Автор более двадцати книг, включая переиздания в столичных издательствах “Современник” и “Советская Россия”, он удивлял своих читателей острыми психологическими произведениями .

Вся жизнь и творчество Адихана Измайловича связаны с Волгой и Каспием. Среди рыбаков прошло его детство. Писатель родился 1 июля 1929 года в селе Яндовище Инсарского района Пензенской области. В наш край судьба забросила будущего писателя, когда ему было меньше года. В 1930 ГОДУ БЫЛ НЕСПРАВЕДЛИВО ОСУЖДЕН ЕГО ОТЕЦ, И МАТЬ, ВЗЯВ С СОБОЙ ПЯТЕРЫХ ДЕТЕЙ, ПЕРЕЕХАЛА в Астрахань, где жили ее замужние сестры. Отца освободили досрочно, по профессии он был пекарем и получил направление на работу в село Ново-Красное Марфинского(ныне Володарского) района, где среди чудесной природы Волжского Понизовья провел детские годы Адихан Шадрин.

После окончания школы-семилетки Шадрин переезжает в Астрахань, чтобы продолжить обучение в школе№4, а затем на физико-математическом факультете Астраханского учительского института. После окончания института Адихан Измайлович возвращается в родную Ново-Краснинскую школу-восьмилетку, где преподаёт физику и математику. Он много времени проводит в окрестностях села, наслаждаясь красотой природы.

Литературное творчество Адихана Измайловича нашло отклик в сердцах астраханцев.

Слайды 8,9,10,11,12.

Заслуги Шадрина, как писателя и руководителя творческого союза астраханских писателей, были оценены по достоинству. 8 мая 1987 года Адихану Измайловичу было присвоено почётное звание “Заслуженный работник культуры РСФСР”, в 1997 году он стал Почётным гражданином города Астрахани.

15 января 2011 года на 82-м году жизни скончался астраханский писатель Адихан Шадрин.

В феврале 2011 г. Астраханским региональным отделением Союза писателей России и администрацией муниципального образования “Камызякский район” учреждена литературная премия им. Адихана Шадрина.

Адихан Измайлович - это очень талантливый, добрый, мудрый, отзывчивый, глубоко порядочный человек. Жизненный путь А. Шадрина - это путь, достойный звания Человек.

Имя Адихана Измайловича Шадрина останется в истории Астраханского края.

Слайд 13.

5. Работа с выставкой книг.

Ученик 2

Книги Адихана Измайловича Шадрина не только увлекательны, но и познавательны. Из его рассказов можно узнать о растениях и животных, населяющих наш край. Вся писательская и человеческая судьба прозаика тесно сплелась с судьбой родного Понизовья.

Первые книги Шадрина- сборники рассказов “Первая охота” 1955г,“Толя и Коля” 1958г, “Загадки Никитинской гривы” 1960г, “Вовка- моряк”1964г, сборники повестей “Камышовый плен”1966г, “Следы на воде”1970г.

А.Шадрин стал первым астраханским писателем, изданном в столичном “Современнике”, и первым лауреатом литературной премии имени Василия Тредиаковского за роман “Суд неправедный”, книгу, которую писатель считает одной из главных в своей жизни.

За роман “Запах смолы” и повесть “Белуга” Адихан Измайлович стал лауреатом премии Героя Соцтруда депутата Верховного Совета СССР В. П.Евсеева.

- Произведения и книги, подобранные на выставку, посвящены одной теме и объединены общей идеей. Какой? (Человек и природа-составляющие части одного живого мира, и человеку нужно помнить об огромной ответственности перед живым существом).

5. Сообщение об истории создания произведения.

Слайд 14.

- Повесть “Черный аргамак” написана в декабре 1993-феврале1994г.г., опубликована в молодежном журнале Татарстана “Идель”, затем- в астраханском журнале-альманахе “Факел”(1999г.,№4), а в 2002году в районной библиотеке п. Володарский состоялась презентация новой книги “Черный аргамак”. Повесть написана на материале отдельных мотивов сказания “Бугор Каралат ”, т. е. “Бугор Черный конь”, записанного во время фольклорной экспедиции по астраханским селам студентами-филологами под руководством Константина Ерымовского и Василия Самаренко. Автор повести говорил, что собирал материал к повести более 10 лет.

6. О чем же эта повесть? Послушаем краткий пересказ произведения (ученик пересказывает)

Слайд 15,16,17.

- Повесть о днях давно минувших, о событиях более чем тысячелетней давности. Действие происходит в древней Хазарии (о которой сказал Данислан-бек, главный герой, что “... лучшие скакуны не могли пройти ее в течение двух новолуний..”), на берегах реки Итиль, как когда-то назвали нашу Волгу. Повесть о большой любви храброго воина Данислан-бека и прекрасной юной девушки Айнур, с детства просватанной за старого Садур-бека. Шадрин назвал свое произведение, которое читается на одном дыхании, легендой о любви и коварстве. Взяв за основу древнюю легенду, автор стремится осмыслить глубинные пласты человеческой нравственности.

- Ребята, попробуйте представить великий хазарский каганат, послушав музыкальную композицию (кюй Курмангазы Сагырбаева “Сары- Арка”(Золотая степь), а затем – сообщение о Хазарии.

Слайд 18.

Карта Хазарского каганата, Х век.

Хазары были могучим народом, жившим в низовьях Волги, исповедовавшим иудейскую веру и в 965г. побежденным киевским князем Святославом Игоревичем. Огромное Хазарское царство охватывало почти всю юго-восточную Европу, в числе подданных хазарского царя были камские болгары, буртасы, сувары, мордва-эрзя, черемисы, вятичи, северяне и славяне-поляне.

На юге пограничным городом был Дербент, знаменитая стена которого отделяла Закавказье от хазарских владений. На западе весь Северный Кавказ, Степной Крым и Причерноморские степи до Днестра и Карпат подчинялись хазарскому царю, хотя их населяли отнюдь не хазары, а аланы, касоги, печенеги и венгры, еще не перебравшиеся на свою теперешнюю территорию.

У хазар было два крупных города: Итиль на Волге и Семендер на Тереке.

Ученый, академик Б. А. Рыбаков в своей концепции в1834г. писал: “Необыкновенным явлением в средние века был народ хазарский. Окруженный племенами дикими и кочующими, он имел все преимущества стран образованных: устроенное правление, обширную, цветущую торговлю и постоянное войско. Хазарская держава славилась правосудием и веротерпимостью, и гонимые за веру стекались в нее отовсюду”

Слайд 19.

7. Словарная работа

- Ребята, прочитав повесть, все ли слова вы поняли?(Дети зачитывают определения).

Хазарский каганат - от слова “каган”- наивысший титул государственной власти,

Хазары - народ тюркского племени между Каспийским и Черным морями , в 7-8 веках распространили власть, покорили волжских болгар, завоевали Крым и киевские славянские племена, в 8 веке приняли иудейство, Святослав разбил их в 965г., в 1016г. разбиты греками и русскими под предводительством Мстислава Тмутараканского,

  • Аргамак - порода кабардинских лошадей, отличающихся легкостью и скоростью бега. Высокая, с красивой головой и тонкой шеей.
  • Неук - конь 7 лет;
  • Турпан - жеребец;
  • Кумыс - кислое молоко;
  • Магометяне (мусульмане) - одноплеменники Кагана;
  • Нафта-нефть, улус - селение, род.

8. Анализ произведения.(Накануне классу была дана анкета- вопросник)

Слайд 20.

- Ваши впечатления от прочитанной повести.

- Почему повесть имеет такое название?

- Как представлены главные герои? Что их объединяет?

- Почему погибли Данислан-бек и Айнур?

- Каких персонажей из других произведений напоминают эти герои? (Петр и Феврония Муромские, Ромео и Джульетта В. Шекспира, Лейли и Меджнун Низами и др.)

- К чему призывают современного человека главные герои повести?

9. Языковое своеобразие произведения.

- В повести воплотились мудрость и мастерство писателя. Автор умело и красочно описывает природу, найдем примеры (стр.35, 44, 49, 51...)

- Какие средства выразительности речи в создании образов использовал художник слова?

Слайд 21.(Проверка по слайду)

  • Сравнения: как раненая птица, бросилась она к нему; рванул, словно ветер; замер гранитной глыбой;
  • Эпитеты: настороженная тишина; гаснущие волны;
  • Метафоры: молодой серп луны; в дикой пляске скакали волны;
  • Диалектизмы: ковровый чапрак, водная зависть, запивали шулюмом, сладимая вода (смешанная соленая морская с пресной речной водой);
  • Историзмы :кунгас, улус, дружинники, кольчуги, ратники;
  • Народные приметы: середина ночи, как только большой ковш повернется ручкой к земле;
  • Поговорки: когда кони пьют, ребята стоят поодаль;
  • Афоризмы: многословие не удел воинов; обилие слов не украшает мужчину; слово отца- закон для сына; храбрые и обреченные побеждают не числом; законы строги, а обычаи жестоки.

Слайд 22.

Вывод: (Ребята самостоятельно подводят итог)

- Человек должен знать историю своей земли, сохранять обычаи и культуру предков, уметь видеть красоту окружающей природы, любить свою родину, нести ответственность за тех, кто с ним рядом.

10. Творческие работы учащихся:

Стихотворение Мурзагалиевой Сабины:

Как много предписаний
Начертано в Коране,
Но почему же там
Любви сказаний нет?
О том гласит преданье:
О храбром Данислане
И нежной Айнур,
Цветущих, дивных лет.
Он был хорош собой,
Красив и очень мудр.
Она была младой,
Прекрасною и умной.
Их сблизила любовь,
А буря их убила,
Но почему же вновь
Природа разлучила?
А, может, не должно
Все быть иначе вовсе?
Жить в мире тяжело.
Наверное, вместе после,
Друг друга полюбив,
Они сбежать решили,
И боги, не простив,
Убить их поспешили.
Как много горьких слез,
Как много сожаленья,
Исчез мир сладких грез
И нежных объяснений!

Рисунки учащихся.

11. Заключительное слово учителя:

- Итак, мы попытались сегодня на уроке приоткрыть для себя замечательное произведение А. И. Шадрина “Черный аргамак”. “...Прекрасная песень о любви. Про которую сказано - “сильна как смерть”...такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а даже радость... Любовь должна быть трагедией..” - так говорил старый генерал, один из персонажей рассказа А. Куприна “Гранатовый браслет”.

И все же любовь - это вера в счастье, торжество жизни. А силу этого чувства нам придаст родной край.

Звучит мелодия “Вальс цветов” П. Чайковского.

12. Рефлексии, выводы.

Слайд 23.

- Что было самое интересное на уроке?

- Как я работал на уроке?

- Какие страницы из повести я еще бы перечитал?

13. Оценивание.

14. Объяснение домашнего задания:

Слайд 24.

Написать сочинение-миниатюру: “Счастливые и несчастные герои повести” (“Понравилась ли мне эта повесть”) - на выбор.