Урок литературы по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце": "Эксперимент профессора Преображенского". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цели по содержанию:

Образовательная:

  • способствовать формированию понятий "сатира", "сатирическая фантастика", "памфлет, продолжить работу над анализом текста, умение отвечать на проблемные вопросы, делать выводы и обобщения
  • создать условия для глубокого понимания текста, взглядов М.А.Булгакова, изображения героев повести; осмысления, почему так живучи Шариковы и современно звучание произведения.
  • показать отношение Булгакова к эксперименту над человеком и страной.

Развивающая:

  • создать условия для овладения основными способами мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, сопоставление, систематизация);
  • продолжать развитие умений работать с историческими документами, художественным текстом;
  • продолжить развитие умения выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, отбирать необходимые сведения для решения познавательных задач;
  • реализация возможностей развития речи учащихся.

Воспитательная:

  • на примере эксперимента профессора Преображенского показать, к чему может привести революция, а не эволюция жизни;
  • воспитывать нравственные качества из осмысления событий и явлений истории;
  • средствами урока способствовать пониманию того, что понятия "человек", "нравственность", "власть" являются ценностными категориями современного общества.

Методы обучения:

  • репродуктивный,
  • частично-поисковый,
  • проблемного изложения.

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная,
  • индивидуальная,
  • групповая.

Средства обучения: М.А.Булгаков повесть "Собачье сердце"; рабочие листы с текстами документов; иллюстративный материал; инсценирование.

Предварительные задания и вопросы:

1. Инсценирование.

2. Групповое задание. Жизнь Москвы 20-х годов.

3. Вопросы:

В чем суть эксперимента профессора? Что говорит о нем Борменталь(дневник), Швондер

Какую роль сыграл Швондер в судьбе Шарикова?

Что получилось в результате эксперимента?

Можно ли изменить природу человека? Доказать.

Есть ли что-нибудь общее между профессором и Швондером?

Можно ли считать повесть современной? Почему?

Ход урока

Я об одном сожалею: что при этой сцене не присутствовало советского правительства:Чтобы я показал ему, с каким материалом оно собирается построить бесклассовое социалистическое общество.

Булгаков. Пьеса "Адам и Ева"

1. Оргмомент.

2. Мотиващия и целеполагание.

Своему ассистенту доктору Борменталю профессор Преображенский говорит: "Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу:"

- Что получилось в результате эксперимента и почему?

- Чем опасны Шариковы?

- О чем предупреждает повесть?

Проблемный вопрос. Повесть "Собачье сердце" предостережение. О чем предупреж-

дает сатирическая фантастика Булгакова.

Работа с терминами (альманах, памфлет, сатира, фантастика)

3. Актуализация знаний и умений.

История создания.

Повесть "Собачье сердце" является второй частью сатирической дилогии Булгакова ("Роковые яйца") и продолжает тему, начатую в "Роковых яйцах", об ответственности ученого за поставленный эксперимент. При жизни писателя повесть не была напечатана, ее опубликовали лишь в 1987 г. Почему у произведения столь сложная судьба? Она написана в 1925 г. Редактор альманаха "Недра" Ангарский надеялся провести повесть в печать, обратившись за помощью к одному из видных руководителей партии и правительства Л.Б. Каменеву. Однако он отозвался о "Собачьем сердце" так: "Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя." Этот отзыв более, чем на 60 лет, сделал не возможным публикацию повести в СССР. Фабула "Собачьего сердца" заимствована в некоторой степени из романа Уэллса "Остров доктора Мора" и связана с идеей очеловечивания животных.

Булгаков читал повесть в литературном кружке, один из слушателей донес в ГПУ:

"Булгаков определенно ненавидит и презирает весь Совстрой, отрицает все его достижения: Есть верный, строгий, зоркий глаз у Соввласти-Главлит, и если мое мнение не расходится с его, то эта книга света не увидит".

1926г. Был произведен обыск, изъяты рукописи "Собачьего сердца" и личных дневников писателя. Лишь через три года по ходатайству Горького арестованные рукописи были возвращены писателю.

4. Первичное усвоение материала.

Какие темы поднимаются в повести?

Тема преступления и наказания.

Тема эксперимента.

Роль русской интеллигенции в жизни общества.

Тема добра и зла и др.

Какие из них главные?

Почему интеллигенция стала главным действующим лицом?

Она является интеллектуальным потенциалом общества, влияет на духовную, нравственную атмосферу жизни страны. Булгаков считал интеллигенцию лучшим слоем общества, ощущая с ней кровную связь. Профессор Преображенский-воплощение уходящей культуры аристократизма. Прототипом профессора стал дядя Булгакова, известный московский врач Н.М. Покровский.

Сложность тем определила и важность проблемы, над которой задумывается автор. Какая эта проблема.

Ответственность за свои деяния каждого человека, тем более, если он наделен властью: духовной, экономической, политической, и т.д.

Тема, проблема, характеры героев определили и своеобразие жанра повести. Это сатирическая фантастика.

Какие сатирические приемы использует автор?

Булгаков считал: "Полагаю, что создать сатиру нельзя, она создается тогда, когда появится писатель, который сочтет не совершенной текущую жизнь и, негодуя, приступит к художественному обличению ее. Полагая, что путь такого художника будет весьма и весьма труден".

О чем предупреждает сатирическая фантастика Булгакова? (Ответ на проблемный вопрос в конце урока).

5. Осознание и осмысление нового материала.

Перенесемся в Москву 20-х годов.

Групповое задание Москва времен нэпа (через образы Шарика, Преображенского, Швондера).

Ироничное наблюдение пса - председатель домкома - знамение времени - средоточие власти и пошлости - критическое отношение к переменам профессора.

Строится новая жизнь, идет эксперимент.

Работа с раздаточным материалом (высказывания ученых, писателей). (Приложение к уроку).

Какая связь высказываний с повестью Булгакова.

Речь идет о государственном эксперименте идейно-политического и социального характера. Эксперимент - одна из центральных тем "Собачьего сердца", но это частный эксперимент профессора Преображенского, он носит научный характер.

В чем заключается суть эксперимента? Что пишет об этом опыте доктор Боменталь, Швондер?

Светило московской генетики, гениальный хирург, профессор делает операции по омолаживанию людей, стареющих дам и старцев. Автор беспощадно смеется над процветающими нэпманами. Но профессор задумал изменить природу человека и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга.

Действие происходит в канун Рождества, но автор подчеркивает, что все происходящее противоестественно, это пародия на Рождество.

Научная интуиция и здравый смысл никогда не подводили профессора. Рискованный сбой произошел лишь однажды, когда он пересадил дворняжке гипофиз Клима Чугункина.

Кто такой Клим Чугункин? Что узнали о нем?

Что получилось в результате эксперимента?

Возникает чудовище с собачьим сердцем и замашками хозяина жизни.

Какое преступление совершил профессор? В чем его суть?

Он попытался изменить природу человека, его натуру.

Изменима ли она? Докажите.

Что Шариков унаследовал от своего донора Чугункина?

Это безобразное, примитивное существо - нелюдь, целиком унаследовавшее сущность своего "предка". (Портретная характеристика).

Доктор Борменталь в своем дневнике записал: "Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу".

Профессор Преображенский пытается при помощи генной инженерии (термин нашего времени) создать нового искусственного человека. Это фантастика.

6. Применение знаний.

О чем предупреждает сатирическая фантастика Булгакова?

Повесть предупреждает о том, что невозможно привить культуру скоропалительным хирургическим путем. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки ускоренного воспитания нового человека и своим произведением вступил в полемику с теми, кто считал, что можно форсированно изменить жизнь и самого человека.

К какой мысли приходит профессор в результате опыта? Можно ли изменить натуру человека?

Какое наказание уготовил профессору Шариков?

Он матерится, пьет, курит, творит безобразия, бездельничает. Едва встав на задние конечности, Шариков готов загнать в угол породившего его "папашу". Он требует документ, потом пишет донос.

Инсценирование эпизода "Шариков требует документ и прописку". (Обсуждение).

Кто вышел победителем в этом поединке?

Шариков наглеет с каждым днем, к тому же находит союзника в лице Швондера.

Какую роль сыграл Швондер в судьбе Шарикова?

Он идеолог Шарикова, его духовный вдохновитель. Он поддерживает социальный статус, дает книги, указывает на врагов, помогает утвердиться в обществе, устраивает на Работу зав. подотдела очистки Москвы от бродячих животных в отделе МКХ. Главная идейная фраза, которой Швондер вооружает Шарикова "Все взять да поделить". Он не имеет идеалов, не верит ни в какие святыни, на святынях и идеалах кормится, спекулируя ими. Таким образом, люмпен Шариков инстинктивно учуял главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все созданное. Главный принцип нового общества-всеобщая уравниловка, называемая равенством. И на этом пути Шарикова никто не остановит. Заключительным аккордом его деятельности стал донос на "папашу", т. к. ему чужды стыд, совесть, мораль.

Совершает ли Швондер преступление?

Да. Ноне знает об этом, так как руководствуется идеологией нового времени.

Как вы думаете, есть ли что-нибудь общее между профессором и Швондером?

Они разные по духу: один аристократ, другой - демагог, оба хотят переделать мир по- своему: Преображенский - исправить несовершенный мир, Швондер - переделать его. Средство переделки - Шариков, в которого он вложил классовую программу. Шариков становится опасным не только для профессора, но и для Швондера, потому что человек с собачьим сердцем способен на все.

7. Подведение итогов.

Обратимся к эпиграфу урока (Обсуждение). Профессор вовремя понял, что природа не терпит насилия над собой. В повести происходит метаморфоза, но Шариковы оказались живучими. Не случайно имя Шариков стало нарицательным. Что оно обозначает?

8. Рефлексия.

Шариковщина-:что это такое?

Дописать предложение.

Повесть была написана 89 лет тому назад. Можно ли ее считать современной? Почему?

9. Домашнее задание.

Сочинение - размышление над повестью "Собачье сердце".

Приложение.