Образовательные цели:
- раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых;
- расширить знания о личности писателя.
Развивающие цели:
- совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;
- развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные цели:
- подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;
- формировать у ребят данные качества характера;
- воспитывать уважение к чувствам другого.
Оборудование: портрет А.Экзюпери, иллюстрации к сказке – повести, записи на доске.
Тип урока: интегрированный (литература, музыка, изобразительное искусство).
Форма урока: урок открытых мыслей.
Методы:
- словесный (слово учителя);
- исследовательский (творческие работы);
- практический (чтение текста);
- частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте);
- репродуктивный (беседа по рассказу);
- проблемно – поисковый.
Записи на доске:
“У каждого человека свои звезды” (А.Экзюпери).
“Истина – это простота… Люди вокруг нас везде и всюду стремятся к одному и тому же…”(А.Экзюпери).
В начале урока звучит музыкальная композиция “Город детства”.
Учитель: На предыдущем уроке мы начали разговор о пилоте, конструкторе, изобретателе, писателе, о бесконечно добром и заинтересованном в мировой справедливости человеке – Антуане Экзюпери.
Его герои – искатели не только приключений, а правды, истины, справедливости и добра. Они и приводят нас, читателей, к душевной мудрости: “ведь зорко одно лишь сердце”.
Сегодня на уроке мы поговорим о его “Маленьком принце” – фантастической сказке для детей и серьезном произведении, наполненном философским смыслом для взрослых.
Дома надо было подумать над тематикой, идеей и проблемой этой повести.
– Какие темы освещает А.Экзюпери в своем произведении?
Ученики:
– взаимоотношения между детьми и
взрослыми
– тему дружбы и преданности
– долга и справедливости
– смысла жизни
Учитель: Какова идея произведения?
Ученики: Показать, что имеет в жизни настоящую ценность. А это забота, преданность, дружба, любовь и доброта…
Учитель: Какова же главная проблема сказки – повести?
Ученики: Это проблема взаимоотношения между детьми и взрослыми
Учитель: Да, по мнению А.Экзюпери, хотя “все мы родом из детства”, “одни только дети знают, чего ищут”, потому что “эти взрослые – все-таки очень странные люди”.
Но дети еще не знают или взрослые уже забыли, что такое забота, нужность, милосердие, дружба, понимание и любовь…
И сегодня на уроке мы поговорим о пути познания этих важных жизненных ценностей, которые так нужны детям и которые необходимо вспомнить взрослым.
Итак, путь…
– Как понять высказывание: у каждого человека свой путь?
Ученики: Значит, у каждого своя дорога в жизни.
Учитель: Какой путь совершает Маленький принц?
Ученики: Путь к познанию окружающего мира и определению жизненных ценностей.
Учитель: Что узнал за все время пути Маленький принц? ( Рассказать, с кем и с чем он встретился на каждой из планет).
Учитель: Какие мудрости постиг Маленький принц за время пути? Зачитайте афоризмы из повести.
Ученики зачитывают:
– Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
– Зорко одно лишь сердце.
– С каждого надо спрашивать то, что он может дать.
– Себя судить куда труднее, чем других.
– Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить.
– Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.
– Одни только дети знают, чего ищут.
Учитель: К какому выводу всегда приходил маленький принц, покидая ту или иную планету?
Ученики:
– Он приходил к выводу, что “эти взрослые все-таки очень странные люди”
– Самое страшное в мире, что люди не видят главного – красоты природы и человеческих отношений, правды, искренности, дружбы, заботы о близких.
Учитель: А как вы думаете, почему это происходит?
Ученики: Потому что их взгляд утратил чистоту и непосредственность ребенка!!
Учитель: Итак, ДЕТСТВО – это отправная точка пути? Или конечный пункт?
А что же тогда такое ВЗРОСЛОСТЬ? Непростые вопросы. Чтобы попытаться ответить на них, переходим к выполнению творческого задания.
– В какой бы последовательности вы расположили эти понятия и почему? Объясните.
Ученики представляют свои варианты (кто-то изображает эти понятия на прямой, кто-то на окружности, кто-то на параллельных линиях…)
Учитель: А теперь попробуйте вывести формулу добра. Можете использовать любые понятия, которые, на ваш взгляд, подходят для выполнения этого задания.(Пока ребята работают звучит музыкальная композиция “Млечный путь”.)
Ученики выводят свои формулы:
– Любовь + понимание + забота
– Помощь + милосердие
А сейчас постарайтесь нарисовать мир взрослого и ребенка. (Рисунок необходимо объяснить)
Учитель: А.Экзюпери в детстве называли звездочетом, а сам он говорил, что его домом было усыпанное звездами небо…И есть у него еще одна замечательная фраза-афоризм:
“У каждого человека свои звезды”. Чтобы ее понять, давайте познакомимся со сказкой Г.Цыферова “Что такое звезды”.
– А что такое звезды? – спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
– Большие слоны говорят: “Звезды – это золотые гвоздики, ими прибито небо”. Но ты не верь.
Большие медведи думают: “Звезды – это снежинки, что забыли упасть”. Но и им ты тоже не верь.
Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь.
После большого дождя растут большие цветы. А еще мне кажется, когда они достают головой небо, то они и засыпают там, поджав длинные ножки.
– Да, – сказал кузнечик. – Это больше похоже на правду. Звезды – это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.
Учитель: Как вы думаете, почему все герои давали свои объяснения происхождению звезд?
Ученики: Потому, что это им понятнее и ближе. И они все правы.
Учитель: Да, несмотря на то, что у каждого человека свои мечты, планы, свое понимание жизни, “все люди вокруг нас везде и всюду стремятся к одному и тому же…” – к своим звездам. Стремятся быть понятыми, счастливыми, нужными, Любимыми!!!
– А Маленький принц нашел свой путь к звездам?
Ученики: Нашел, он понял, что для него важнее всего чувство ответственности, заботы, дружбы, поэтому он и мечтал вернуться к своей розе.
Учитель: Тогда почему, если он нашел, что искал, “бархан пустыни – самый печальный пейзаж на свете”?
Ученики: Именно там появился на Земле Маленький принц, а потом исчез…
Учитель: Как вы думаете, почему автор именно так завершает свою сказку?
Ученики: Маленький принц выполнил свою миссию – он показал, что является главным в людском общении и как важно это ценить.
Учитель: Правильно. Наш герой многому научил детей и предоставил возможность взрослым вспомнить о жизненных ценностях. И все мы, взрослые и дети, счастливы, что “ знали его когда-то”.
Домашнее задание:
Сочинить свой афоризм на тему жизненных ценностей.