Урок литературы по рассказу Валентина Распутина "В тайге над Байкалом". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Описание урока (аннотация): урок обобщения и систематизации знаний по разделу “Человек и природа”. К данному уроку учащиеся выполняют несколько практических заданий. Свои результаты они должны представить наглядно: в виде рисунков, создания фильма, презентации.

Возрастной уровень: учащиеся 5 класса.

Требуемое время: продолжительность урока – 1 учебный час.

Основные понятия.

Непреходящие ценности красоты окружающего мира.

Художественно-изобразительные средства рассказа (олицетворение, сравнение, эпитет).

Цели:

  • привить чувство гордости и уважение к писателю-земляку В.Г. Распутину;
  • доказать ценность красоты окружающего мира.

Задачи:

  • обобщить ранее полученные знания;
  • учить выражать свои чувства и эмоции через восприятие иллюстраций, художественного текста;
  • развивать мышление, речь через творческие способности;
  • воспитывать чувство уважения к творчеству В.Г. Распутина, гордости за красоту родного края.

Оборудование:

мультимедиа;

рисунки, иллюстрации, фильм о Байкале, созданный учащимися;

стихотворения о красоте природы Байкала;

текст Валентина Распутина (хрестоматия).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Все готовы? Начнём…Тема нашего урока- “Утверждение непреходящих ценностей красоты окружающего мира”.

Запись в тетрадь

О чем будем говорить?

Обратим внимание на значение слова “непреходящие”. Как вы понимаете значение этого слова?

Словарная работа.

Непреходящий - тот, который не проходит, не утрачивается, вечный.

Запись в тетрадь

Попробуем доказать, что окружающий нас мир – это непреходящие, вечные ценности.

К уроку вы выполнили несколько заданий. Ваши результаты представлены по-разному: в виде рисунков, фильмов, презентаций; некоторые ребята готовили чтение наизусть, художественный пересказ, и нам предстоит их послушать. Но какой бы вид работы вы не выполняли, у всех была одна цель: сказать о ценности красоты окружающего мира, доказать, что природа – живительная сила. Эта цель стоит перед нами и на уроке.

II. Путешествие по Байкалу.

Сегодня у нас, ребята, необычный урок, а урок-путешествие по Байкалу. Отправиться в путь предлагаю вам на поезде, на том, на котором когда-то ездил Санька и дядя Митяй. “Поезд шёл медленно и неровно, подёргивaястaрый скрипящий вaгон”,- читаем мы в рассказе Распутина.

1. И вот мы уже в пути, из окна вагона завороженно смотрим на красоты Байкала вместе с первым проводником Виктором А..

Демонстрация фильма о Байкале, созданного учащимся.

2. Этой же дорогой ехал когда-то Александр Твардовский. А каким он увидел Байкал?

Чтение наизусть стихотворения А.Твардовского.

Байкал

Байкал, чья слава в этом мире
Века веков переживет,
Как он под стать самой Сибири
Бескрайним плесом мощных вод;

Под бурей - рокотом громовым
У скал прибрежной полосы,
В тиши - достоинством суровым
Могучей сказочной красы.

В его блистающем просторе,
В глубинной толще вековой,
В его повадках - облик моря
И отзвук в говоре морской.

От скальных круч Хамар-Дабана
Сплетает гор своих венец
Он - мирового океана
На этой суше посланец.

Пусть далеки на ней селенья
От океанских берегов,
Уже взрастил он поколенья
Отвагой славных моряков.

И дань души своей влюбленной
Несут Байкалу с давних лет
Рыбак, и труженик-ученый,
И живописец, и поэт...

Байкал! Бегут в тайгу на север
Сквозь ночь сибирскую огни.
На Ангаре и Енисее -
Байкала отблески они!

Не сон глухой, не камень дикий,
Не память бед,- иная быль -
Дела индустрии великой -
Твой день сегодняшний, Сибирь.

Но эти царственные воды,
Но горы в сизой полумгле,-
Байкал - бесценный дар природы
Да будет вечен на земле.

Слово учителя:

Вряд ли есть что-нибудь столь же властно занимающее человеческий ум и воображение, как природа. И это вполне естественно: человек — дитя природы, с первых шагов своих он ощущает могучие силы окружающего мира.

3. Мы продолжаем наше путешествие. И следующая станция “Встреча с Распутиным”.

В рассказе “В тайге над Байкалом” с любовью и теплотой Валентин Распутин пишет о могучем, богатом, величественном, красивом Байкале. Вы сами убедились в этом, когда мы с вами исследовали главы его произведения. Сейчас мы вновь вернемся к немуи вместе с героями Саней и дядей Митяем будем путешествовать по страницам произведения.

Комментируемое чтение, беседа.

Выявление эмоциональной реакции.

1. Вы прочитали до конца рассказ В.Распутина “В тайге над Байкалом”. Какие чувства испытывали при чтении произведения? Удивило ли вас что-то в нём или встревожило, или обрадовало? Что именно?

2. А эмоции нашего героя, какие они?

3. Фрагмент “Я это видел!”Что испытывает Саня, оставшись наедине с природой? Обратите внимание на последние строки фрагмента(…пусть, пусть что угодно- он это видел!), могли бы утверждать, что ритм символизирует “гулкий и отрывисты стук сердца” Сани?

Выявление точности восприятия.

1. Что вы узнали о жизни на берегу Байкала до и после строительства Иркутской ГЭС? (Группа № 1)

2. Как показана красота тайги возле Байкала?

Художественное чтение отрывков. (Группа № 2)

4. Чем богата тайга?

Выразительное чтение. (Группа № 3)

5. Обратимся к последнему отрывку. Здесь В.Распутин лишь один раз употребляет слово “свечение”. Каким образом достигается впечатление живого светящегося пространства?

6. О каких ценностях природы мы узнали?

4. Устали? Привал.

Игровой момент.

1) Под звуки леса ребята должны разгадать зашифрованные фразы.

Игра “Третий лишний”.

  • Устинов, Распутин, Пушкин.
  • Абрикосы, черника, голубика.
  • Сосна, клён, кедр.

2) Игра “Три ноты”.

С помощью трёх нот здесь зашифровано научная информация.

ОЗЕДОРО-БАРЕЙКАЛ САМИМОЕ КРУДОПНОЕ ОЗЕРЕРО В МИМИРЕ.

Слово учителя.

Ребята, мы много говорили сегодня о красоте Байкала, о красоте тайги.Кто-то из вас был на Байкале, а кому-то ещё только предстоит насладиться свежим ветерком, кристально чистой водой, обязательно будет костёр, песни возле костра… Проявите свои творческие способности при выполнении следующего задания.

5. Наш Байкал (станция групповая)

Письмо по кругуо красоте Байкала, богатстве тайги.

Каждый пишет по одному предложению, информация не должна повторяться.

См. слова для подсказки.

Чтение сочинений, созданных группами.

Экспресс-опрос

1. Над чем вас заставил задуматься урок?

2. Что нового для себя вы открыли?

3. Со всем ли вы согласны?

Я хочу закончить наши размышления словами:“Природа – это живительная сила. Только надо быть способным уловить все оттенки настроения, волшебную силу, которая создаст мелодию вашей души”. И тому пример рассказ “В тайге над Байкалом” современного писателя Валентина Распутина. Здесь утверждается непреходящая ценность красоты окружающего мира, способность человеческого духа жить единой с природой жизнью, напитываться энергией красоты и природной мощи.

6. Наше путешествие подходит к концу. Станция “До скорой встречи!”

Демонстрация фильма о Байкале.

Работа учащегося.

III. Домашнее задание (на выбор)

  • написать синквейн о Байкале;
  • выучить наизусть любое стихотворение о самом глубоком озере;
  • интересные уголки природы(фотографии для стенда);
  • мои впечатления от Байкала(сочинение-миниатюра 7-8 предложений).

Приложение 1

Приложение 2 (у автора, т.к. превышен допустимый объем)

Приложение 3