1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала
1.1. Мотивационный этап (задача учителя - обеспечить благоприятную обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учеников к предстоящему занятию)
Добрый день, ребята! Вы когда-нибудь катались на пароходе?
Вам понравилось? Вспомните, что вы чувствовали……
Учащиеся: делятся своими впечатлениями.
Учитель: Герой книги, о которой мы с вами сегодня будем говорить, видит пароход почти каждый день, он мечтает поплыть к белому пароходу
Просмотр эпизода из художественного фильма «Белый пароход»
|
1.2. Актуализация опорных знаний
Учитель: Ребята, дома вы прочитали повесть. Представьте себе, что вам довелось встретиться с писателем, с Чингизом Айтматовым. О чем бы вы спросили его?
Ученики включаются в работу, предлагают вопросы, которые могли бы задать писателю.
Учитель: Посмотрите, сколько интересных вопросов у вас возникло. Прежде всего, наверное, это говорит о том, что мы не остались равнодушными к его книге, к судьбе героя. Давайте попробуем определить тему урока.
Ученики: предлагают формулировку темы урока (Судьба героя повести «Белый пароход», Добро и зло в повести «Белый пароход» и др.)
Учитель:Я просила вас дома подумать над названием нашего урока…
Давайте послушаем ваши предложения и запишем их в рабочий лист урока
Вариант: «Ты прожил, как молния, однажды сверкнувшая и угасшая»
|
1.3. Целеполагание
Учитель: Мы с вами задали вопросы по прочитанной повести.. Давайте попробуем сформулировать исходя из них цели урока.
Ученики формулируют цели урока
|
2. Освоение нового материала (осмысление прочитанной книги)
|
2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Фронтальная работа
Учитель: Обратимся к рабочему листу урока.
Прочитаем слова писателя. (читает ученик)
«Я хотел написать о том, что видел - как я еду, встречаю грузовики и разговариваю со стариком. Хотел описать, как был расстроен старик смертью марала, он пытался отговорить людей стрелять в марала. Именно в этой местности жило племя бугу, которое почитало марала как священное животное. Но когда я начал писать, я почувствовал, что за этим эпизодом скрывается нечто более важное, появился образ мальчика. Да, я припоминаю, там бегал и мальчишка. Старик сказал, что он его водит в школу. Я спросил, где же школа, и он ответил - далеко, за лесом. Каждый день он отводил его туда и забирал. Так что в основе моей повести были реальные люди и события. Но литература должна перерабатывать реальные факты. Когда уже была написана половина повести, я еще не знал, как поведет себя мальчик в конце…»
Учитель: Как вы понимаете слова писателя? Какие сюжетные линии и проблемы повести определены в его словах?
|
2.2. Проверка первичного усвоения
Работа в паре
Обратите внимание на таблицу, представленную на рабочем листе. Обсудите в паре представленные в данной таблице проблемы, отметьте те, которые рассматриваются в повести.
Проверка работы в паре
Фронтальная работа
Учитель: Кто является главным персонажем повести? Почему именно так?
Учащиеся формулируют ответ на вопрос: «Айтматов показывает нам мир глазами ребенка. Именно детский взгляд, детская оценка происходящего является более точной, более проникновенной.»
Итак, в центре повествования - мальчик. А кто окружает его?
|
3. Применение изученного материала
Учитель: Дома вы составили схему «Система персонажей повести».
Давайте сейчас рассмотрим их. Поменяйтесь, пожалуйста, схемами и попробуйте сопоставить со своей и оценить, как получилось у вас и вашего соседа по парте (Работа в паре).
Два человека представляют свои схемы (в это время можно внести в схемы свои изменения).
Учитель дает индивидуальное задание 1 ученику (Сжатый пересказ сказки про мать-олениху).
Работа в мобильной группе (по 4-6 человек) по вопросам: На какие группы вы предложили бы разделить персонажей? Кто главные друзья мальчика? (вопросы указаны на рабочем листе). Ученики обсуждают ответы в группе и разделяют персонажей. Затем просматривают фрагмент фильма (разговор мальчика с предметами)
Примерные ответы:
- Образы людей и образы окружающего мира (камни, портфель, бинокль, рогатая мать-олениха, белый пароход)
- Образы реальные и сказочные
- Образы друзей и врагов
Главные друзья мальчика-Бинокль, портфель. Он разговаривает с ними, как со сверстниками, у мальчика есть дедушка, но ребенок все равно очень одинок.
Фронтальная работа
Учитель: В каких еще произведениях русской литературы героями были одинокие дети? Что объединяет эти образы?
Ученики дают ответы: Достоевский «Мальчик у Христа на елке», А.Платонов «Никита», В.Короленко «Дети подземелья».
Самостоятельная работа
В каком мире живет мальчик? Какой мир он создает себе?
На местах самостоятельно заполняют таблицу на рабочем листе.
Работы учащихся: «Маленький мальчик живет в очень жестоком реальном мире. Мире сказки. У него было две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, о которой рассказывал дед.»
Давайте обратимся к сказке деда.
Индивидуальное задание
Сжатый пересказ сказки про рогатую мать-олениху. (Подготовившийся ученик представляет свой сжатый пересказ)
Фронтальная работа
Учитель: Давайте обратимся к тексту и посмотрим, как Айтматов создает ее образ (выразительное чтение текста)
(Оценка чтения: Как удалось передать атмосферу сказочной легенды?)
О чем заставляет нас задуматься эта легенда?
Ответы учащихся: Мир природы мудрее мира человека. Именно это мир природы спасает маленьких детей, становится приютом для мальчика, именно к нему тянется он. Именно в этом мире добро и справедливость
Учитель: А теперь обратимся ко 2 сказке…сказке о белом пароходе.
Вы нарисовали иллюстрации к повести. Что вы хотели передать?
Ответы детей: «Свет, ощущения покоя. Белый пароход - это мечта мальчика. Он хочет стать рыбой.»
Работа в мобильной группе (по рабочему листу)
Попробуем вспомнить эту сказку. Проведем лингвистический эксперимент. Перед вами отрывок, в нем выпущены слова. Поработаем в группе . Вместе вставьте необходимые слова в текст.
Выслушайте разные предложения и затем оцените работу группы и свою работу (детям выдаются листки оценки. В конце урока они должны их сдать)
Заслушиваем ответы 1-2 групп (заполненные листы с заданием для лингвистического эксперимента)
|
4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Учитель: И снова через образы природы Айтматов открывает нам глаза на нас самих, на людей. Кто, по мнению мальчика, может стать рыбой?
Только добрый человек, тот, чье сердце и глаза открыты миру природы.
Вопрос классу: Может ли стать рыбой Орозкул?
Ответы детей: Нет. Он не жалеет природу, он разрушает ее, и она наказывает его, и прежде всего тем, что у него нет детей.
Орозкул совершает самое страшное зло - убивает рогатую мать-олениху.
Слово учителя: У него было две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, о которой рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Фантазия мальчика, творческая фантазия писателя объединила реальность и сказку. Мир сказки зовет за собой мальчика. Страшный мир взрослых погубил сказку, нет больше рогатой матери-оленихи, зовет к себе только белый пароход. «Я сделаюсь рыбой, ты слышишь, ата, я уплыву. А когда придет Кулубек, скажи ему, что я сделался рыбой. Старик ничего не отвечал. Мальчик побрел дальше. Спустился к реке и ступил прямо в воду. Никто еще не знал, что мальчик уплыл рыбой по реке…» Финал повести трагичен. Но есть ли свет? Есть ли добро?
Ученики: Размышляют над поставленными вопросами и дают ответы.
Ответы детей: «Есть добро, ведь мальчик ушел рыбой под воду со своею мечтой. Это не уход от жизни! Это соединение с природой, это уход в мир сказки»
Учитель: Вот как сказал об этом сам писатель: «В начале работы я иначе представлял себе финал повести. Марала убивают, и мальчику очень жалко его, рано утром он встает и видит, как падает снег. Дедушка сажает его на лошадь и едет вместе с ним в школу. Но потом решил сделать эту концовку другой, символичной: мальчик уплывает к белому пароходу, своему идеалу…
|
5. Подведение итогов. Домашнее задание
|
5.1. Рефлексия
Учитель: Заканчивая наш разговор о повести «Белый пароход», я предлагаю каждому из вас поделиться своими впечатлениями. Своими мыслями
Я узнал…
Я понял…
Я задумался
Меня взволновало…
Я переживал…
Мне показалось непонятным…
Ученики самостоятельно дописывают данные предложения. Зачитываем ответы 3-4 человек
|
Домашнее задание
Может быть, мы и не дали ответов на все вопросы. Мы помним с вами о том, что настоящая литература - это литература вопросов. Она обозначает проблемы, заставляет задуматься. А ответ человек может искать всю свою жизнь, особенно если книга глубоко его затронет.
Продумайте и напишите свой финал повести.
|