Урок литературы по повести Чингиза Айтматова "Белый пароход"

Разделы: Литература

Класс: 8

Ключевые слова: Чингиз Айтматов «Белый пароход»


Название урока: «Ты прожил, как молния, однажды сверкнувшая и угасшая».

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Технология проблемного обучения.

Необходимое оборудование: рабочий лист для ученика, мультимедиапроектор, компьютер.

Планируемые результаты

  • Личностные: формирование мировоззрения, развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных ценностей и нравственного поведения, формирование познавательного интереса, способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • Предметные: понимание ключевых проблем изучаемого произведения, умение понимать и формулировать тему и идею произведения, характеризовать и сопоставлять героев произведения, анализировать эпизод;
  • Метапредметные:
    • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
    • анализировать условия и пути достижения цели;
    • пользоваться разными видами чтения - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу);
    • излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • строить рассуждения, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
    • уметь задавать вопросы;
    • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
    • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
    • владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Этапы урока

1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала

1.1. Мотивационный этап (задача учителя - обеспечить благоприятную обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учеников к предстоящему занятию)
Добрый день, ребята! Вы когда-нибудь катались на пароходе?
Вам понравилось? Вспомните, что вы чувствовали……
Учащиеся: делятся своими впечатлениями.
Учитель: Герой книги, о которой мы с вами сегодня будем говорить, видит пароход почти каждый день, он мечтает поплыть к белому пароходу
Просмотр эпизода из художественного фильма «Белый пароход»

1.2. Актуализация опорных знаний

Учитель: Ребята, дома вы прочитали повесть. Представьте себе, что вам довелось встретиться с писателем, с Чингизом Айтматовым. О чем бы вы спросили его?
Ученики включаются в работу, предлагают вопросы, которые могли бы задать писателю.
Учитель: Посмотрите, сколько интересных вопросов у вас возникло. Прежде всего, наверное, это говорит о том, что мы не остались равнодушными к его книге, к судьбе героя. Давайте попробуем определить тему урока.
Ученики: предлагают формулировку темы урока (Судьба героя повести «Белый пароход», Добро и зло в повести «Белый пароход» и др.)
Учитель:Я просила вас дома подумать над названием нашего урока…
Давайте послушаем ваши предложения и запишем их в рабочий лист урока
Вариант: «Ты прожил, как молния, однажды сверкнувшая и угасшая»

1.3. Целеполагание

Учитель: Мы с вами задали вопросы по прочитанной повести.. Давайте попробуем сформулировать исходя из них цели урока.
Ученики формулируют цели урока

2. Освоение нового материала (осмысление прочитанной книги)

2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Фронтальная работа
Учитель: Обратимся к рабочему листу урока.
Прочитаем слова писателя. (читает ученик)
«Я хотел написать о том, что видел - как я еду, встречаю грузовики и разговариваю со стариком. Хотел описать, как был расстроен старик смертью марала, он пытался отговорить людей стрелять в марала. Именно в этой местности жило племя бугу, которое почитало марала как священное животное. Но когда я начал писать, я почувствовал, что за этим эпизодом скрывается нечто более важное, появился образ мальчика. Да, я припоминаю, там бегал и мальчишка. Старик сказал, что он его водит в школу. Я спросил, где же школа, и он ответил - далеко, за лесом. Каждый день он отводил его туда и забирал. Так что в основе моей повести были реальные люди и события. Но литература должна перерабатывать реальные факты. Когда уже была написана половина повести, я еще не знал, как поведет себя мальчик в конце…»
Учитель: Как вы понимаете слова писателя? Какие сюжетные линии и проблемы повести определены в его словах?

2.2. Проверка первичного усвоения

Работа в паре
Обратите внимание на таблицу, представленную на рабочем листе. Обсудите в паре представленные в данной таблице проблемы, отметьте те, которые рассматриваются в повести.
Проверка работы в паре

Фронтальная работа
Учитель: Кто является главным персонажем повести? Почему именно так?
Учащиеся формулируют ответ на вопрос: «Айтматов показывает нам мир глазами ребенка. Именно детский взгляд, детская оценка происходящего является более точной, более проникновенной.»
Итак, в центре повествования - мальчик. А кто окружает его?

3. Применение изученного материала

Учитель: Дома вы составили схему «Система персонажей повести».
Давайте сейчас рассмотрим их. Поменяйтесь, пожалуйста, схемами и попробуйте сопоставить со своей и оценить, как получилось у вас и вашего соседа по парте (Работа в паре).
Два человека представляют свои схемы (в это время можно внести в схемы свои изменения).
Учитель дает индивидуальное задание 1 ученику (Сжатый пересказ сказки про мать-олениху).

Работа в мобильной группе (по 4-6 человек) по вопросам: На какие группы вы предложили бы разделить персонажей? Кто главные друзья мальчика? (вопросы указаны на рабочем листе). Ученики обсуждают ответы в группе и разделяют персонажей. Затем просматривают фрагмент фильма (разговор мальчика с предметами)

Примерные ответы:
- Образы людей и образы окружающего мира (камни, портфель, бинокль, рогатая мать-олениха, белый пароход)
- Образы реальные и сказочные
- Образы друзей и врагов
Главные друзья мальчика-Бинокль, портфель. Он разговаривает с ними, как со сверстниками, у мальчика есть дедушка, но ребенок все равно очень одинок.

Фронтальная работа
Учитель: В каких еще произведениях русской литературы героями были одинокие дети? Что объединяет эти образы?
Ученики дают ответы: Достоевский «Мальчик у Христа на елке», А.Платонов «Никита», В.Короленко «Дети подземелья».

Самостоятельная работа
В каком мире живет мальчик? Какой мир он создает себе?
На местах самостоятельно заполняют таблицу на рабочем листе.
Работы учащихся: «Маленький мальчик живет в очень жестоком реальном мире. Мире сказки. У него было две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, о которой рассказывал дед.»
Давайте обратимся к сказке деда.

Индивидуальное задание
Сжатый пересказ сказки про рогатую мать-олениху. (Подготовившийся ученик представляет свой сжатый пересказ)

Фронтальная работа
Учитель: Давайте обратимся к тексту и посмотрим, как Айтматов создает ее образ (выразительное чтение текста)
(Оценка чтения: Как удалось передать атмосферу сказочной легенды?)
О чем заставляет нас задуматься эта легенда?
Ответы учащихся: Мир природы мудрее мира человека. Именно это мир природы спасает маленьких детей, становится приютом для мальчика, именно к нему тянется он. Именно в этом мире добро и справедливость
Учитель: А теперь обратимся ко 2 сказке…сказке о белом пароходе.
Вы нарисовали иллюстрации к повести. Что вы хотели передать?
Ответы детей: «Свет, ощущения покоя. Белый пароход - это мечта мальчика. Он хочет стать рыбой.»

Работа в мобильной группе (по рабочему листу)
Попробуем вспомнить эту сказку. Проведем лингвистический эксперимент. Перед вами отрывок, в нем выпущены слова. Поработаем в группе . Вместе вставьте необходимые слова в текст.
Выслушайте разные предложения и затем оцените работу группы и свою работу (детям выдаются листки оценки. В конце урока они должны их сдать)
Заслушиваем ответы 1-2 групп (заполненные листы с заданием для лингвистического эксперимента)

4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Учитель: И снова через образы природы Айтматов открывает нам глаза на нас самих, на людей. Кто, по мнению мальчика, может стать рыбой?
Только добрый человек, тот, чье сердце и глаза открыты миру природы.
Вопрос классу: Может ли стать рыбой Орозкул?
Ответы детей: Нет. Он не жалеет природу, он разрушает ее, и она наказывает его, и прежде всего тем, что у него нет детей.
Орозкул совершает самое страшное зло - убивает рогатую мать-олениху.

Слово учителя: У него было две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, о которой рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Фантазия мальчика, творческая фантазия писателя объединила реальность и сказку. Мир сказки зовет за собой мальчика. Страшный мир взрослых погубил сказку, нет больше рогатой матери-оленихи, зовет к себе только белый пароход. «Я сделаюсь рыбой, ты слышишь, ата, я уплыву. А когда придет Кулубек, скажи ему, что я сделался рыбой. Старик ничего не отвечал. Мальчик побрел дальше. Спустился к реке и ступил прямо в воду. Никто еще не знал, что мальчик уплыл рыбой по реке…» Финал повести трагичен. Но есть ли свет? Есть ли добро?
Ученики: Размышляют над поставленными вопросами и дают ответы.
Ответы детей: «Есть добро, ведь мальчик ушел рыбой под воду со своею мечтой. Это не уход от жизни! Это соединение с природой, это уход в мир сказки»
Учитель: Вот как сказал об этом сам писатель: «В начале работы я иначе представлял себе финал повести. Марала убивают, и мальчику очень жалко его, рано утром он встает и видит, как падает снег. Дедушка сажает его на лошадь и едет вместе с ним в школу. Но потом решил сделать эту концовку другой, символичной: мальчик уплывает к белому пароходу, своему идеалу…

5. Подведение итогов. Домашнее задание

5.1. Рефлексия

Учитель: Заканчивая наш разговор о повести «Белый пароход», я предлагаю каждому из вас поделиться своими впечатлениями. Своими мыслями
Я узнал…
Я понял…
Я задумался
Меня взволновало…
Я переживал…
Мне показалось непонятным…
Ученики самостоятельно дописывают данные предложения. Зачитываем ответы 3-4 человек

Домашнее задание
Может быть, мы и не дали ответов на все вопросы. Мы помним с вами о том, что настоящая литература - это литература вопросов. Она обозначает проблемы, заставляет задуматься. А ответ человек может искать всю свою жизнь, особенно если книга глубоко его затронет.
Продумайте и напишите свой финал повести.