Концепция: показать, что настоящим строителем железной дороги являлся не граф Клейнмихель, а многострадальный русский народ, пробудить сочувствие к голодным, обездоленным людям.
Образовательные задачи:
- привести в систему ранее полученные сведения по творчеству Н.А.Некрасова;
- настроить учащихся на восприятие нового произведения;
- познакомить с текстом стихотворения Н.А.Некрасова через выразительное чтение учителем;
- проверить глубину эмоционального и содержательного восприятия стихотворения «Железная дорога»;
- выявить назначение эпиграфа и соотнести его с содержанием произведения;
- показать, как Н.А.Некрасов рисует многострадальный народ.
Развивающие задачи:
- развивать чувство слова;
- развивать мышление;
- развивать внимание.
Воспитательные:
- воспитывать чувство сострадания к обездоленному народу, чувство гордости за его духовную силу.
План-конспект
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач.
- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с биографией Н.А.Некрасова, а сейчас мы обратимся к его замечательному стихотворению «Железная дорога»: окунемся в ту эпоху, когда писалось стихотворение, обратим внимание на построение произведения, художественные приемы, помогающие поэту нарисовать картину подневольного труда крестьян.
3. Вступительное слово учителя.
- Вам ни о чем не говорит дата: 1861 год? ( В этом году произошла отмена крепостного права)
19 февраля 1861 г. Александр II издал манифест и Положение, отменившее крепостное право. Что же получили мужики от господ?
Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля же признавалась собственностью помещиков. Крестьяне должны были выкупать землю у помещиков. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. За право же пользованием земли до уплаты выкупа мужики должны были платить помещику оброк или отрабатывать барщину. Нищенский надел не мог прокормить крестьянскую семью, приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на работу. Некоторые крестьяне шли на заработки в город.
Так какой же вывод мы можем сделать о реформе 1861 года? (Она освободила крестьян от крепостной зависимости, но земля по-прежнему находилась в руках помещиков)
- Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют воспоминания Н.Г.Чернышевского (это писатель, с творчеством которого вы познакомитесь позже, друг Н.А.Некрасова): «В день объявления воли я пришел и застал его в кровати. Он был в крайне подавленном состоянии, кругом лежали разные части «Положения» о крестьянах. « Да разве это настоящая воля! - говорил Некрасов. - Нет. Это чистый обман, издевательство над крестьянами».
А спустя 3 года автор написал свое замечательное стихотворение «Железная дорога»(1864). В основу своего произведения поэт положил факты, связанные со строительством в 1842-1851 гг. Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург. Постройкой руководил прославившийся своей жестокостью граф Петр Андреевич Клейнмихель. Стремясь поскорее закончить строительство дороги и тем самым угодить царю Николаю I, он был беспощаден к рабочим. На строительство дороги были сосланы со всех концов России десятки тысяч крепостных крестьян. Строительных машин, облегчавших труд, тогда еще почти не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь в сырых и холодных землянках. Если кто отказывался от непосильной работы, его били плетьми. Не всякий мог выдержать такую тяжелую жизнь. Многие заболевали и падали, а иные тут же умирали.
Все это припомнилось Н.А.Некрасову, когда он ехал по железной дороге. Поезд весело мчался по рельсам, а Некрасов сидел и печально глядел в окно.
Как вы думаете, почему? (Он не мог забыть о несчастной судьбе тех крепостных людей, которые строили эту дорогу)
4. Чтение стихотворения учителем.
5. Проверка первичного восприятия стихотворения.
- Какие чувства на вас навеяло это стихотворение? (Грусть, обида, жалость)
- Почему вам было грустно? (Потому что при строительстве железной дороги у крестьян были очень ужасные условия жизни, многие заболевали и умирали. Кроме того, их грабили десятники, секло начальство)
6. Работа с эпиграфом.
- Что же предваряет текст стихотворения? (Эпиграф)
- В чем особенность эпиграфа? (Написан в форме диалога)
- Кто участвует в диалоге? (Отец и сын)
- На что настраивает нас эпиграф? Мы можем предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? ( Эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот Петр Андреевич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу)
- Действительно ли об этом пойдет речь в стихотворении? (В стихотворении говорится, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой)
- Таким образом, мы убедились, что Н.А.Некрасов как бы противопоставил эпиграф и само содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда.
- К какой важной мысли поэт хочет нас подвести? (Истинным строителем железной дороги явился многострадальный народ)
7. Анализ стихотворения.
- Из скольких частей состоит стихотворение? (Из 4-ех частей)
- Что мы видим в первой части? (Мы видим неторопливый рассказ поэта о картинах осенней природы, мелькающей за окнами вагона)
- Природа предстает перед нами во всем великолепии. А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего пейзажа? (Эпитеты: славная осень, здоровый, ядреный воздух, лед неокрепший, речка студеная, морозные ночи. Сравнения: лед словно тающий сахар, листья лежат, как ковер, выспаться можно около леса, как в мягкой постели)
- Давайте попробуем прочитать эту часть, передав великолепие природы. (Читают)
- Дайте оценку работе чтецов.
- Поезд весело мчался по рельсам, а поэт думал думу свою. А вот какую думу думает лирический герой, мы узнаем из второй части стихотворения. О чем нам рассказывается в этой части? (Во 2-ой части показаны страдания мужиков-строителей)
- Как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности, настроению?
( Они как бы противопоставляются друг другу. В 1-ой части мы восхищаемся осенним пейзажем, а во 2-ой – ужасаемся картинами подневольного труда)
- Найдите строки, которые нас ужасают. ( «Труд этот, Ваня, был страшно громаден, не по плечу одному!» «Он - то согнал сюда массы народные…» «Мы надрывались под зноем, под холодом…» «Это все братья твои – мужики!»)
- Как называет голод поэт? (Царем)
- Какой художественный прием использует здесь Николай Алексеевич? (Метафору)
- Что же сделал голод? Найдите ответ в тексте.(… Водит он армии; в море судами
Правит, в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей…)- Какой художественный прием встретился нам здесь? ( Олицетворение)
- Какие глаголы помогают представить страшную картину подневольного труда? ( Согнал, надрывались, мерзли и мокли, болели, секли, грабили)
- Картину подневольного труда венчает и образ больного белоруса. Невозможно без сострадания читать его описание. Какие эпитеты здесь используются? ( Губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, тощие руки, больной…)
-А что мы видим в третьей части? ( Спор поэта и генерала)
- Каковы взгляды генерала на народ? ( Он их называет варварами, диким скоплением пьяниц)
- Он не просто так упоминает о произведениях искусства: Ватикан, Колизей, святой Стефан, Аполлон Бельведерский. Давайте обратимся к сноске в учебнике. Генерал утверждает, что все произведения искусства творят личности, а не народ. А каков взгляд генерала на воспитание детей? ( Дети должны видеть только прекрасное, а страшными картинами жизни нельзя ранить их душу)
- А вы согласны с этим? ( Ребенка нужно готовить к жизни, поэтому он должен знать об обеих ее сторонах)
- Что мы видим в четвертой части? ( Картину завершения строительства. Гулянье, веселье народное)
- Известно, что ученые-литературоведы расходятся в оценке позиции Н.А.Некрасова в последней части. Одни считают строфы, рисующие народное веселье, мрачными, потому что здесь поэт показывает готовность людей смиренно прощать своих закоренелых врагов. А другие литературоведы действительно видят веселье.
Давайте попытаемся найти ответ на вопрос в стихотворении.…Труды роковые кончены…
Мертвые в землю закрыты; больные
Скрыты в землянках…О чем свидетельствуют эти строки? (Мы видим, что труды окончены, но они повлекли за собой болезнь и смерть)
- А какие строки, на ваш взгляд, содержат в себе нотки радости?(…С Богом, теперь по домам, - поздравляю!
Шапки долой – коли я говорю!
Бочку рабочим вина выставляю
И – недоимки дарю)- А почему получились эти недоимки? Найдите ответ в тексте.
(…Все заносили десятники в книжку –
Брал ли на баню, лежал ли больной…)- Человек был болен, но все равно должен был идти на эту каторжную работу. Это справедливо? (Нет)
- Картину ли радости мы видим в этой части? (Мрачную картину, вызванную долготерпимостью крестьян, осуждением грабителей)
8. Обобщающая работа.
- Что вы сегодня нового узнали на уроке? Какой жизненный урок извлекли из знакомства с произведением Н.А.Некрасова «Железная дорога»?
9. Домашнее задание.
Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».