Методический замысел урока:
Помочь ученикам задуматься об ответственной позиции человека в мире, о необходимости развивать в себе "орган прямохождения", способности мыслить свободно, нетривиально, непосредственно, уточняя, договаривая мысль до конца, дисциплинируя ее, ибо именно атрофия ответственности, бегство от ответственности, и, что гораздо страшнее, незнание о своей личной ответственности - одна из характеристик современного человека. Промолчать и присоединиться к большинству, возможно пытаясь защитить себя, - "умыть руки" - проще, чем, прислушавшись к себе и услышав голос совести, проявить личную позицию. Это трудный выбор, который определяет либо наше желание брать на себя ответственность, либо нашу "стороннюю" позицию, дающую злу возможность стать сильнее.
Задачи урока:
- Осмыслить авторскую позицию по отношению к застарелой глухоте и презумкции безответственности
- Формировать навыки совместного группового взаимодействия.
- Отрабатывать навыки самостоятельного осмысленного чтения.
- Учить оценивать свою и чужую работу адекватно.
Тип урока: компетентностный урок-исследование.
Основной проблемный вопрос урока: " Так чего же я стою со всем своим великолепным пафосом разоблачения, презрения, со своей вонючей сторонней позицией? Понтий Пилат, предающий ежедневно свою собственную душу,- чего я стою?" ("Говорит Москва").
Методы, используемые на уроке и при его подготовке:
- Создание комментария к повести;
- Создание списка реминисценций;
- Создание речи адвоката;
- Групповая работа по анализу художественных символических деталей текста;
- Создание карт-схем, опорных таблиц, диаграмм;
- Написание аргументов в части "С" в ЕГЭ по русскому языку на материале повести "Говорит Москва";
- Создание текста для Википедии;
- Мониторинг всех этапов урока, его частей, работы учеников
Основные понятия:
Безответственность и ответственность.
При подготовке к уроку были даны домашние задания:
1. Cоздание виртуального комментария к повести "Говорит Москва"
2. Cмысл приема употребления местоимения "они"
3. Диаграмма освобождения от страха Анатолия Николаевича Карцева ("двойника" автора - Юлия Даниэля)
5. "Речь адвоката в защиту Даниэля"
6. Создать произведение в стиле "рэп" на тему " Я не хочу убивать"
Раздаточный материал: таблица ключевых событий 50-60 гг.; документ "обвинение Синявского и Даниэля"; список историко-культурных реалий комментария, карта-схема "советский человек";
Обязательным условием разговора является наличие текста повести у каждого ученика. Страницы пронумерованы у всех одинаково, чтобы быстро ориентироваться при поиске необходимой информации.
У каждой группы оценочный лист "на индивидуальность, личностное отношение", где по цветовой шкале оцениваются все этапы урока, выступления, индивидуальные задания.
У каждого человека перед собой красный и желтый квадрат для выражения своего мнения и красный, серый, зеленый квадрат для оценки своего личного участия в уроке.
Детали создания атмосферы:
Заранее учитель просит ребят одеться одинаково: например, "белый верх - темный низ", но взять с собой деталь костюма, которая может быть неким отличительным знаком.
Учитель тоже должен быть одет "в стиле материала" урока.
1 часть урока:
Введение в мир автора - Юлия Даниэля (Николая Аржака), "умная, благородная проза которого волею судьбы принадлежит истории правозащитного движения и "тамиздата", но в первую очередь все же она - явление русской словесности ХХ века".
Задача: добиться максимальной включенности, личного переживания, ощущения "кожей". Эмоциональный шок. Введение в ролевую ситуацию.
Входят в класс под музыку Б. Окуджавы "Мы не сеем:., попадая в ролевую ситуацию. На стене проецируются слайды с произведениями соцарта и соцреализма, изображающие образ советского человека.
Экспозиция: "Диккенсовский человек, забавный чудак, Юлий Даниэль (Николай Аржак), "умная, благородная проза которого - явление русской словесности ХХ века".
Вопрос: Что в повести всерьез поразило Вас больше всего?
Учитель делится и своим восприятием: Больше всего меня поразило то, что в этой книге нет любви, потому что страх убивает любовь:
В основе сюжета гротесковая ситуация: объявление дня открытых убийств. На экране проецируется определение "гротеск": Гротеск - всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях.
Учитель читает: .. навстречу пожеланиям широких масс трудящихся.. объявить воскресенье 10 августа 1960 года...Днем открытых убийств. В этот день всем гражданам Советского Союза, достигшим шестнадцатилетнего возраста, предоставляется право свободного умерщвления любых других граждан, за исключением лиц, упомянутых в пункте первом примечаний к настоящему Указу. Действие Указа вступает в силу 10 августа 1960 года в 6 часов 00 минут по московскому времени и прекращается в 24 часа 00 минут. Примечания. Пункт первый. Запрещается убийство: а) детей до 16-ти лет, б) одетых в форму военнослужащих и работников милиции и в) работников транспорта при исполнении служебных обязанностей. Пункт второй. Убийство, совершённое до или после указанного срока, равно как и убийство, совершённое с целью грабежа или являющееся результатом насилия над женщиной, будет рассматриваться как уголовное преступление и караться в соответствии с существующими законами. Москва. Кремль.
Вопрос: Что бы Вы делали, если бы вдруг "по приказу Родины:" объявили день открытых убийств?
Вопрос: Каков смысл использования такого приема, как гротеск?
Вывод: Гротеск, как литературный прием, основанный на отклонении от нормы, призван вскрыть обыденность нормальность ненормального, которую люди воспринимают как руководство к действию, не задумываясь ни на минуту. С этим связано и название повести, один из смыслов которого: (Б. Шрагин "неосознанное согласие"). Задача автора - показать абсудность, ненормальность цели создания нового советского человека, которая может быть достигнута только через насилие, поэтому "фабула откровенно условна, нарочито фантастически абсурдна". Эту задачу можно разрешить через особый жанр антиутопии, "гротескно-фантастической притчи" (Л.З.Копелев). На доске ссылка об антиутопии, подготовленная группой "комментарий".
Тоталитарная идея создания "РАЯ" без Бога - это утопия, которая может быть воплощена только через насилие, и поэтому неизбежна всеобщая связанность страхом, ломает нравственный хребет человека и заставляет глушить в себе все чувства, кроме, кроме самосохранения.
Вопрос: Автор неслучайно использует метафору "день открытых убийств". Зачем?
Вопрос: "День открытых убийств стал понятием нарицательным" (И. Уварова-Даниэль). Как Вы понимаете эту мысль? Обратимся к тексту 5 главы:
Новые восьми-девятиэтажные дома стояли разомкнутым строем параллельно бульвару; их светлые кирпичные лица с чисто промытыми глазами доброжелательно и обнадеживающе глядели на молоденькую зелень посадок. Но в разрывы этого парадного оптимизма упорно, с мрачным сознанием собственного превосходства уставились серые здания тридцатых годов. Поставленные углами к бульвару, клиноподобным строем, немецкой "свиньей", - они, не трогаясь с места, все же надвигались из глубины дворов. И такая уверенность в своей правоте чувствовалась в них, такая непоколебимая верность идее, что казалось: восстань только из гроба Зодчий, породивший их, протяни он указующую длань - и серые утюги двинутся вперед, сметая картонную мишуру новостроек, равняя с асфальтом автоматические лифты, финскую мебель, двухтомники Хемингуэя и фиги в карманах модных брюк.
Вывод: "Повесть Аржака-Даниэля "Говорит Москва", с его исключительно удачным гоголевским сюжетом "дня открытых убийств", вряд ли в чисто реалистическом плане может быть поставлена рядом со стенограммами XXII съезда партии, с тем, что было рассказано там. Тут уже не "день открытых убийств", а "двадцать лет открытых убийств". (В. Шаламов)
Таблица реальных ключевых событий эпохи 50-60 гг проецируется на1 доску.
2 часть урока: Включение во время: Свою страну эпохи 60-х Б. Окуджава называл "империей страха" говоря о "зловонной мертвечине брежневского болота".
Вопрос: Какие детали текста Вы бы выбрали, чтобы доказать ненормальность законов общества, в котором живут герои?
Вывод: Страх, ложь (двоемыслие), идеология, нагнетание образа постоянного врага, реализация метафоры "мир как фронт борьбы", образ зверя - "зверь", воспитание бесчувствия - это механизмы "дрессировки". Один из механизмов дрессировки - искалеченный язык. Использование политических и языковых клише официально-делового стиля. ("Неужели вам непонятно, что задача новояза - сузить горизонты мысли" (Д. Оруэлл "1984").
3 часть: Объект сатиры и самоиронии автора - особый тип человека "homo sovetikus" как "продукт" систематической дрессировки страхом. Таблица об особых чертах "homo sovetikus", сделанная при изучении произведений Булгакова, Бабеля, Шварца, проецируется на 2 доску.
Ученики уже сидят по группам, каждая из которых уже заранее работала с одной или двумя частями текста. В каждой группе есть старший. Каждая группа получает оценочную карту и во время ответов оценивает работу всех групп и свою по цветовой шкале: серый - шаблонно, зеленый - интересно, любопытно, красный - ярко, неординарно.
Оценочная карта
1 гр | 2 гр | 3 гр | 4 гр | 5 гр | 6 гр | Задание "ОНИ" | Речь адвоката | рэп | Чтение монолога гл. героя | Урок | |
Никак, вяло, банально | |||||||||||
Интересно, любопытно | |||||||||||
Ярко, нестандартно, личностно |
На 1-й доске и на партах карта-исследование типа "homo sovetikus", сделанная в процессе изучения произведений М.А.Булгакова, И.Бабеля, Е.Шварца.
Задача: Во время ответов групп отметить крестиком в первой графе карты те качества, которые присущи окружающим людям, во второй - тебе. После ответов групп карты собираются, и 2 человека подводят итоги, выводя их на экран.
Страх - ведущий мотив в творчестве и Синявского, и Даниэля. Это одновременно и экзистенциальный ответ на жизнь в постсталинском СССР, когда открылось всё, что творилось, и ожидание ареста в связи с собственной деятельностью.
Задача групп: Соотнести положения исследования цитатами из текста, акцентируя внимание на том, как проявляются последствия дрессировки страхом в поведении, личности, речи героев.
4 часть урока: Ключевой оппозицией, раскрывающей идею повести является конфликт двух позиций: "Я" и "ОНИ", актуализированный при помощи приема символического употребления местоимения "ОНИ", которое используется 44 раза на 26 страницах текста.
Ученик делится результатами своего исследования. Параллельно высвечиваются результаты исследования по картам "черты советского человека".
Вывод:
5 часть урока:
Задача: Раскрыть тему пробуждения "я" через исповедь главного героя - Анатолия Николаевича Карцева, помня, что "главные герои Даниэля - это его двойники" (Б. Шрагин).
Опорные слова: "ЗАПУГАЛИ" и "не дай себя запугать".
Вывод: Анатолий Карцев так же, как и Юлий Даниэль, прошел войну, знает цену человеческой жизни, поэтому абсурдная ситуация дня открытых убийств для него неприемлема.
На 1 доску выводится диаграмма освобождения от страха главного героя. (Приложение1)
При рассказе об авторе на 2 доску проецируется часть презентации о его личности, с которой мы познакомились на предыдущих уроках.
6 часть урока:
Для Ю. Даниэля написать повесть "Говорит Москва" означало вырваться из круга "открытых убийств". На процессе они не признали себя виновными.
"Тот элемент духовного террора, который был в истории с Пастернаком (чуть было не сказал: в процессе Пастернака), здесь перерос в террор физический. Расправа с писателями была самой что ни на есть реальной:"(В. Шаламов)
В последнем слове подсудимого Юлик сказал: ":Считаю, что все члены общества ответственны за то, что происходит, каждый в отдельности и все вместе". Как теперь выразились бы - все, туши свет: единомыслие кончилось не как явление, а как знамя. Молчаливое неучастие, необслуживание официальной идеологической доктрины после процесса Синявского-Даниэля перестало считаться нормой порядочности, как было до сих пор. В результате "было разбужено множество Герценов", и 5 декабря 1965 года (об этом повествует фильм "Они выбирали свободу") на Пушкинскую площадь вышли человек, чтобы выразить свою солидарность с писателями. Тогда они не знали, что их ждет, какой будет "цена" их поступка:
7 часть урока: Актуализация личной позиции учеников.
Вопрос: А сочли бы Вы нужным выйти на площадь 5 декабря, зная, что Вас ждет тюрьма, психбольница, лишение работы, исключение из института? Отвечая, ученики поднимают красную или желтую карточку.
8 часть: На доске таблица обвинений Синявского и Даниэля.
Воплощение образа врага Последствия страха Обвинения ("замаскированное беззаконие", "подмена понятий" Л. Чуковская) |
Двуличие и бесстыдство. "Агитация или
пропаганда, проводимая в целях подрыва или
ослабления советской власти" (70 ст. УК РСФСР).
Антисоветская деятельность, предательство
Родины, антисемитизм, двурушничество,
контрреволюционная агитация Стиль - скрытая форма политической диверсии, "это лай из подворотни, а не литература" "молодчики с черной совестью", "оборотни, отщепенцы, символом веры для которых стали двуличие и поступившие на службу к врагам коммунизма" Пошлость, нравственное падение. Брызжут ядом на идеалы человечества "вылить грязные помои клеветы на советский строй". Клевета, издевательство над страной и народом. Произведения, порочащие советское государство и общественный строй. Глумление над советской системой. Грязные пасквили, призывающие к свержению строя. "Литературный власовец" (о Пастернаке). "Наследники Смердякова" о Синявском и Даниэле, отщепенцы, подонки, хулиганы, подручные тех, кто хочет холодную войну превратить в горячую). |
На процессе защитникам писателей слова не дали, поэтому у нас есть возможность защитить их. Слово дается ученику, написавшему речь адвоката в защиту Ю.Даниэля и его произведения на основе речей, написанных ребятами в качестве одного из домашних заданий и используя материалы, сделанные для процесса литературоведами, но не прозвучавшие и не получившие огласки тогда, в 1965..
Речь адвоката в защиту Ю.Даниэля и его книги "Говорит Москва".
Эпиграф: Литература уголовному суду не подсудна. Идеям следует противопоставлять идеи, а не тюрьмы и лагеря (Л.К. Чуковская)
9 часть урока: Нет безучастию. Что я должен сделать сейчас?
Слово ученику, перед которым стояла задача написать речевку в стиле рэп "Я не хочу!".
Вывод: "Это ж дело хорошего вкуса - отвергать откровенное зло",- писал Юлий Даниэль.
Вопрос: "Хотите ли Вы будущее в образе "сапога, вечно топчущего лицо человека". Отвечая, ученики поднимают красную или желтую карточку.
Промолчать и присоединиться к большинству, возможно пытаясь защитить себя, - "умыть руки" - проще, чем, прислушавшись к себе и услышав голос совести, проявить личную позицию. Это трудный выбор, который определяет либо наше желание брать на себя ответственность, либо нашу "стороннюю" позицию, дающую злу возможность стать сильнее.
10 часть урока: Рефлексия.
Учитель просит оценить свою работу на уроке, подняв соответствующие карточки.
- Серый - вяло, банально, неинтересно
- Зеленый - любопытно, интересно
- Красный - ярко, неординарно, личностно