Урок литературы по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины» «Высок и свят их подвиг незабвенный»

Разделы: Литература


I. Организационный момент (Приложение 1, слайд 2)

Французский мыслитель Рене Декарт говорил: «Я мыслю – значит, существую». Именно уроки литературы призваны научить нас думать, спорить, мыслить. Приглашаю вас на урок-размышление.

II. Тема, цель урока (слайд 3)

Тема  урока «Высок и свят их подвиг незабвенный».
Хороший читатель – это перечитыватель. Сегодня мы ещё раз перелистаем, перечитаем страницы поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» и поразмышляем над вопросами:

  • Что такое подвиг?
  • Какими качествами должен обладать человек, способный на подвиг?

III. Анализ поэмы

1) Историческая справка (слайды 4, 5)

14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание декабристов. Это было открытое выступление дворян, находившихся на военной службе, против самодержавия и крепостного права. Восстание декабристов было жестоко подавлено. Пять декабристов были казнены. Более ста – осуждены и отправлены на каторгу и поселение в Сибирь. Некоторых заключили в крепость или послали рядовыми солдатами на Кавказ, где шла война.
В обществе отношение к декабристам было неоднозначным. Но первыми, кто встал  на сторону своих мужей – участников восстания, были их жены. Они начали бороться за близких, пуская в ход всё: родственные связи, влиятельные знакомства, прошения на «высочайшее имя»
Одиннадцать женщин, разных по социальному и материальному положению, едут в Сибирь за своими мужьями. Отправляясь в Сибирь, они вынуждены были оставить своих детей и родителей, так как царь разрешил ехать только жёнам, отказаться от наследственных прав.

2) Музыкальная пауза (слайды 6-10)

Звучит первый куплет песни К.Фролова «Посвящение жёнам декабристов»; песня сопровождается слайдами с изображениями 11 женщин-декабристок, отправившихся вслед за мужьями в Сибирь. (Приложение 2)
(Е.И.Трубецкая, Е.П.Нарышкина, А.В.Розен, М.Н.Волконская, А.В.Ёнтальцева, А.И.Давыдова, Полина Гебль (Анненкова), Н.Д.Фонвизина, М.К.Юшневская , А.Г.Муравьева, К.Ивашева)

3) Слово учителя (слайды 11-12)

Н.А. Некрасов был восхищён самоотверженностью жён декабристов, их душевной силой. Сын сосланного декабриста, Михаил Волконский, позволил Некрасову познакомиться с записками своей матери, Марии Николаевны Волконской.

Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины» написана на материале истории декабристов
Деятельность декабристов, их стремления, их подвиг во имя Отечества, безусловно, достойны уважения. А.И. Герцен называл декабристов «Благородной жертвой самодержавия». Они променяли «генеральские эполеты на кандалы каторжников».
– Как вы понимаете эту фразу? (Декабристы были офицерами, героями Отечественной войны 1812. Эполеты –  в царской армии наплечные знаки отличия генералов, адмиралов. В кандалы заковывали каторжников.)
Но свою поэму Некрасов посвящает не декабристам, а их жёнам.
Вот что говорит Ф.М. Достоевский о женщинах-декабристках:
«Они бросили все: знатность, богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга…  Ни в чем не повинные, они… перенесли все, что перенесли их осуждённые мужья»

4) Проблемный вопрос (слайд 13)

Первоначально Н.А. Некрасов хотел назвать свою поэму «Декабристки», но потом изменил название на «Русские женщины»
– Как вы считаете, почему поэт изменил название своей поэмы?(Поэт хотел подчеркнуть, что великие душевные силы, героические черты, способность к состраданию, любовь к ближнему, высокое чувство нравственного долга свойственны характеру русской женщины.)
Вспоминая подвиг декабристок, мы говорим сегодня о русских женщинах и о ЖЕНЩИНЕ вообще, вне национальности и вне времени.

5) Работа со словарём (слайд 14)      

Давайте поразмышляем, какой ПОСТУПОК можно назвать подвигом?

Продолжите фразу: ПОДВИГ – это…

Подвиг – героический, самоотверженный поступок. (Толковый словарь С.И. Ожегова)
Подвиг – важное для многих людей дело.
Подвиг – героический поступок, совершённый в трудных условиях
Подвиг – это всегда победа бесстрашия и воли над страхом и слабостью

6) беседа по содержанию поэмы (слайд 15)

– Теперь обратимся к поэме. Вспомним содержание.

  • Знали ли жёны о деятельности своих мужей?
  • Как вели себя женщины после ареста мужей?
  • ПОЧЕМУ они решили разделить участь своих мужей?

(Оберегая покой своих жен, декабристы не посвящали в свои тайные революционные дела, поэтому арест для жен стал как гром среди ясного неба. Пока декабристы сидели в Петропавловской крепости, любящие жены приходили на свидания, передавали письма)

Такое самоотверженное, героическое поведение, конечно, – ПОДВИГ. Подтвердим это словами поэмы.

Теперь перед нами дорога добра,
Дорога избранников Бога!
Найдём мы униженных, скорбных мужей.
Но будем мы им утешеньем,
Мы кротостью нашей смягчим палачей,
Страданье осилим терпеньем.
Опорою гибнущим, слабым, больным
Мы будем в тюрьме ненавистной
И рук не положим, пока не свершим
Обета любви бескорыстной!..

7) Проблемное задание (слайд 16)

Мы дали несколько определений ПОДВИГА. Каждый по-своему понимает, что такое подвиг. Немецкий писатель И.Гёте говорил, что ПОДВИГ – это всё, кроме славы
Справедливо ли это утверждение?!?
Подвиг и слава – понятия неразделимые. Настоящий подвиг всегда покрыт немеркнущей славой. Подвиг воспет поэтами, запечатлён в музыке, скульптуре и архитектуре. НО …
Те, кто совершили подвиг, и не думали о славе!!!
Об этом слова А.И. Давыдовой:
«Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали. А мы просто поехали за нашими мужьями…»
Эти слова только усиливают впечатление от подвига жён декабристов.

8) Беседа по содержанию поэмы (слайды 17-18)

Обратите внимание ещё на одно высказывание о подвиге. Эти слова принадлежат австрийскому писателю С. Цвейгу. «Лишь сумма преодолённых препятствий является действительно правильным мерилом подвига и человека, совершившего его»

  • Преодоление каких препятствий выпало на долю жён декабристов?
  • Какое препятствие, на ваш взгляд, было самым трудным?
  • Какова была участь жён, решивших поехать за своими мужьями?
  • Почему власти так противились решению жён декабристов?

(Трудности долгого пути в Сибирь, сопротивление семьи, сопротивление власти, государства.
Преодолеть сопротивление государства, ВЛАСТИ было труднее всего.
Женщины становились такими же бесправными, как и их мужья, а дети, рожденные в ссылке, приравнивались к крестьянам. Жена должна была оставаться в Сибири до смерти мужа, а может быть и до собственной.
Решение жён декабристов ехать вслед за мужьями означало моральную поддержку узников, вызывало у многих сочувствие. Власти в лице царя Николая I не хотели, чтобы декабристам кто-либо сочувствовал)

9) Выразительное чтение поэмы по ролям

На долю русских женщин выпало много испытаний, но они достойно справились со всеми препятствиями. Труднее всего было противостоять государственной власти.
Одна из самых пронзительных и драматичных сцен поэмы – разговор княгини с губернатором Иркутска

(Выразительное чтение отрывка из поэмы по ролям)

В Нерчинск! Закладывай скорей!
Пришёл я – встретить вас.
Велите ж дать мне лошадей!
Прошу помедлить час.
Дорога наша так дурна,
Вам нужно отдохнуть…
Но мне не нужно ничего!
Готов ли экипаж?
Покуда я не прикажу, его не подадут
Так прикажите ж! Я прошу…
Но путь ещё далёк…
Так что же даром и болтать!
Готов ли мой возок?
Нет! Я ещё не приказал…
Княгиня! Здесь я – царь!
Садитесь. Я уже сказал,
Что знал я графа встарь,
А граф… хоть он вас отпустил
По доброте своей,
Но ваш отъезд его убил…
Вернитесь поскорей!
Нет! Что однажды решено –
Исполню до конца!
Мне вам рассказывать смешно,
Как я люблю отца,
Как любит он. Но долг другой,
И выше, и святей,
Меня зовёт. Мучитель мой!
Давайте лошадей!
    
10) Анализ фильма В.Мотыля «Звезда пленительного счастья» (слайды 19-20)

Разговор княгини и губернатора  напоминает поединок, схватку. С одной стороны, княгиня Трубецкая, молодая, хрупкая, беззащитная,  женщина. С другой стороны – иркутский губернатор, представитель государственной власти («Княгиня, здесь я – царь»).
В этом поединке одерживает верх княгиня Трубецкая.
Прекрасно поставлена эта сцена в фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», где роли княгини и губернатора исполняют И. Купченко и И. Смоктуновский.
Название фильма – строка из пушкинского стихотворения

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Демонстрация слайдов с кадрами из фильма (слайды 21-29)

11) Анализ сочинений учащихся (слайды 30-32)

– Мы посмотрели фильм «Звезда пленительного счастья» в классе. Вот выдержки из некоторых сочинений.

  • Мне фильм понравился. Там были хорошие артисты. Особенно понравилась француженка.  (Кирилл)
  • Фильм о внутренней силе русских женщин. (Никита)
  • Мне понравились поступки героинь. Нужно очень сильно любить человека, чтобы вытерпеть всё и уехать в никуда ради любимого. Можно позавидовать силе воли этих женщин. (Василий)
  • Я считаю этих женщин великими, потому что не все бы решились отправиться в ссылку вслед за мужьями. Я восхищаюсь их настойчивостью, решительностью и храбростью. Они знали, с какими трудностями им придется столкнуться, но всё равно ехали туда. (Валентина)

IV. Заключительное слово учителя (слайд 33)

– Завершить разговор о русских женщинах хотелось бы словами Н.А. Некрасова

Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.

Н.Некрасов

V. Домашнее задание (слайд 34)

Написать сиквейн.

Правила написания сиквейна

Первая строка – существительное (тема)
Вторая строка – два прилагательных (описание темы)
Третья строка – три глагола (описание действий в рамках темы)
Четвертая строка – отношение к теме (словосочетание)
Пятая – вывод, выражение эмоций.

ЖЕНЩИНА
Красива и умна.
Жила, живёт и будет жить.
И силой духа она сильна,
Пока её будут любить.

Маргарита, 7 «А»

ПОДВИГ
Незабываемый. Прекрасный.
Всегда есть, всегда был, всегда будет.
Подвиг – прекраснейший из поступков.
Никогда не исчезнут люди, способный совершить подвиг.

Александр, 7 «А»