Урок литературы по рассказу Г.Бакланова "Непорочное зачатие"

Разделы: Литература


Цели:

  • образовательные: учить осознавать содержание художественного произведения, постигать его идейно-художественное своеобразие, формировать умения в области восприятия и оценки художественного текста;
  • воспитательная: воспитывать нравственные качества, осознанность совершаемых поступков;
  • развивающая: развивать способность эмоционально реагировать на прочитанный художественный текст,развивать работу воображения.

Методы: слово учителя, коллективный анализ литературного произведения, групповая и самостоятельная работа.

Словарная работа.

  • Экстра... (лат. extra) – приставка, соответствующаярусским “вне”, “сверх”.
  • Корпоральный (лат. corporatio объединение, сообщество) – узкогрупповой, обособленный.
  • Суррогат (лат.surrogatus поставленный вместо другого) – заменитель, обладающий лишь некоторыми свойствами заменяемого продукта, предмета.

Беседа.

  1. О чем рассказ Григория Бакланова "Непорочное зачатие"?
  2. Какова проблематика произведения?
  • Проблема материнства.
  • Проблема семьи.
  • Проблема нравственной деградации общества.
  • Проблема жизненных ценностей.

Ход урока

Слово учителя. Обратимся к одной из главных проблем, волнующих автора, – к проблеме суррогатного материнства.

  1. Что связано в нашем представлении с образом женщины-матери?

Обратите внимание на высказывания великих людей, на репродукции картин на стендах.

Выводы: любовь матери святая, бескорыстная, безмерная, безгранично великодушная, жертвенная.

Слово учителя. Суррогатное материнство – явление проблематичное. Прежде чем рассматривать, как размышляет об этом явлении Г. Бакланов в своем произведении, обратимся к некоторым статистическим данным и мнению общественности.

Учащиеся рассказывают о первом “человеке из пробирки, родившемся в Англии в 1978 году, кратко пересказывают ст. “Лоно напрокат” из журнала “Огонек” №13, 1998г., знакомят с материалом о суррогатном материнстве, расположенном на сайте http://golddv.narod.ru/article.5.htm

Слово учителя. Давайтевместепоразмышляемо рассказе Г.Бакланова “Непорочное зачатие”.

  1. Почему Елена решила прибегнуть к услугам суррогатной матери и убедила в необходимости своего решения Игоря?
  2. Как относились супруги Васильевы к женщине, которая должна была родить им ребенка?

Выводы: Елена и Игорь относятся к женщине как к существу более низкого порядка. Высокомерие, едва прикрытое полупрезрение-полуудивление заметно в их поведении.

  1. Сумела ли Елена стать настоящей матерью Катеньке? Обоснуйте свое мнение.

Выводы: Елена так и не сумела стать настоящей матерью Катеньке. Она не способна на жертвенную любовь, не способна преодолеть свой эгоизм, не смогла пережить трудности, связанные с уходом за младенцем. Ребенок ей был нужен как предмет интерьера. В ухоженной квартире он представлялся ей уже в пятилетнем возрасте, не доставляющим особых хлопот, “а гости ему умиляются”. Ей хочется быть рядом с Катенькой, когда девочка счастлива, хочется разделить с ней радость, а когда ребенок страдает, Елена остается равнодушной, черствой.

  1. Как описывает автор женщину, решившуюся стать суррогатной матерью? Почему им подчеркнуто впечатление чего-то круглого, завершенного в ее внешнем облике? Детали портрета:

“Смуглые полные руки”, “полные колени”, “плотная, скорей даже полная”, “впечатление опрятности, чистоты”. “Круглолицая, скуластая, лоб выпуклый, волосы, причесанные гладко, стянуты в узел на затылке” (с. 107)

Вывод: Очевидно, автор так описывает женщину и то впечатление, которое она производит, чтобы подчеркнуть главную миссию женщины – миссию матери, продолжательницы рода человеческого. Женщина эту миссию выполнила.

  1. Какие изменения происходят в ее облике после рождения ребенка?
  2. Автор представляет в рассказе двух женщин – суррогатную мать и Елену. Покакомупринципу построеноихизображение? Назовите приемы сопоставления:
  • Портрет (лицо, фигура, одежда);
  • Характер (поступки, отношение к другим людям, описание чувств, речь);
  • Интерьер (условия, в которых живут и действуют).

Чтобы ускорить процесс наблюдения, выполним работу по группам:

  • I ряд – портреты;
  • II ряд – характеры;
  • III ряд – интерьеры.

Каждая группа должна подвести итоги своих наблюдений.

Выводы учащихся I ряда:

Детали портрета обеих женщин значимы. Красота женщины-матери неброская, естественная. Ее внешний облик создает впечатление спокойствия, домашнего уюта и тепла. Елена отличается броской внешностью. На нее обращают внимание мужчины. Ноавторподчеркиваетнекоторуюискусственность этой красоты. Елене приходитсяприбегатькхитростям,уловкам,чтобыспрятатьнекоторые природные недостатки своей внешности, например, редкие волосы. Кричащая роскошь ее наряда иногда производит отталкивающий эффект.

Выводы учащихся II ряда:

Характеры у обеих разные. Женщина терпелива, сдержанна. Она любит детей и осознает страшную ошибку, которую совершила, заботясь о благосостоянии двух своих малышей и для этого родив третьего, чтобы за деньги отдать. В ней живет чувство вины и перед погибшим мужем, и перед Катенькой. Безответность помешала ей добиться справедливости у начальства Василия, выхлопотать помощь для детей. Елена напориста, энергична, привыкла всегда добиваться того, чего желает. При этом душевные страданиядругих людей ее не трогают. Она мещанка и эгоистка.

Выводы учащихся III ряда:

Условия, в которых живут женщина и Елена – разные. В квартире женщины ощутимо то, что главной заботой для нее и ее мужа Василия были дети. Вседелалось ради них. В квартире супругов Васильевых главная забота – собственный комфорт. Поэтому и у Катеньки – своя комната, своя кроватка, чтобы девочка не мешала спать. Елена и Игорь тяготятся ребенком.

Слово учителя. У каждого ребенка должны быть мать и отец, которые любят его, заботятся о нем. Но ребенок ощущает себя счастливым только тогда, когда атмосфера дома соответствует его представлениям о счастье.

  1. Состоялся ли Игорь как отец? Каково авторское отношение к нему, в чем оно проявляется?
  2. Можно ли назвать полноценной, истинной семью Васильевых? Что является мерилом истинности отношений между мужчиной и женщиной? Какую семью вы могли бы назвать счастливой?

Вывод: отношения между Игорем и Еленой нельзя считать подлинно семейными.

Слово учителя. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн незадолго до кончины выделил самые главные начальные духовныедарования человеку: дух целомудрия, нестяжания, кротости, трезвения, покаяния, смирения и любви. Этих духовных дарований лишены Игорь и Елена. Ведь заповеди православного миросознания гласят: “Не прелюбодействуй”, “Брак честен и ложе не скверно”, “Оставит человек отца и матерь, прилепится к жене своей, будет два – плоть едина” (из Послания апостола Иоанна к евреям).

Мне кажется, это очень важно усвоить каждому человеку. Но эти нравственные заповеди чужды баклановским героям. Автор рассказа разоблачает их индивидуализм и потребительство, равнодушие и жестокость, цинизм и окаменение сердца. Тревожная боль за человека, за высоту человеческих отношений пронизывает все произведение. Григорий Бакланов неоднократно говорил, что его учителем в литературе был Л.Н. Толстой. Для великого писателя-классика тема семьи была одной из центральных в его творчестве.

– Назовите произведения Л.Н. Толстого, где теме семьи уделяется большое внимание. (Трилогия “Детство. Отрочество. Юность”, “Анна Каренина” и др.)

  1. Как проблема семьи представлена в романе-эпопее “Война и мир”? (индивидуальное сообщение)
  2. Многие писатели – наши современники – являются преемниками традиций классической литературы. Это касается и вечно волнующей темы семьи. В творчестве кого из современных писателей мы встречали такую же щемящую тревогуосемье,как ив рассказе Григория Бакланова? (Василий Белов “Привычное дело”, В.П. Астафьев “Людочка”, “Печальный детектив”, Ю.Трифонов “Другая жизнь”)

Можно процитировать особенно взволновавшие вас строки.

В.П. Астафьев “Печальный детектив”:

“Так же как и смерть, загадка семьи не понята, не разрешена. Династии, общества, империи обращались в прах, если в них начинала рушиться семья, если он и она блудили, не находя друг друга. Династии, общества, империи, не создавшие семьи или порушившие ее устои, начинали хвалиться достигнутым прогрессом, бряцать оружием; в династиях, империях, в обществах вместе с развалом семьи разваливалось согласие, зло начинало одолевать добро, земля разверзалась под ногами, чтобы поглотить сброд, уже безо всяких на то оснований именующий себя людьми”.

Слово учителя. Традиционно самыми главными заботами в семье были проблемы, связанные со счастьем детей, с их будущим.

Зерно прозревает в земле,
Дитя прозревает в семье,
В семье человек вырастает,
И все, что потом обретает,
Приходит к нему не извне.

Мне кажется, эти строки из стихотворения Александра Ревы справедливы. ПомнениюАлександра Ивановича Герцена, семья начинаетсясдетей. Счастливы семьи, которые могут продолжить свой род. Но Достоевский отказывается от счастья, если оно было оплачено слезинкой ребенка.

  1. Счастлива ли Катенька?
  2. Почему женщина называет ее Лялькой, а потом, как и Елена, Катенькой? Значим ли выбор имени ребенка в рассказе Бакланова? (Лялька – в украинском языке “кукла”. Екатерина – “чистая всегда, непорочная”)
  3. Счастливы ли дети женщины, расставшись с Катенькой?

Вывод: Нежелание видеть в ребенке личность, считаться с его мнением (“много ты понимаешь!”), равнодушие, бессердечие взрослых не могут сделать его счастливым.

  1. В чем смысл названия рассказа “Непорочное зачатие”? (авторское мнение однозначно: такое зачатие порочно)

Слово учителя. Проблема семьи тесно связана с проблемой нравственной деградации общества. Николай Васильевич Щелгунов (1824–1891) – философ, педагог, публицист, литературный критик – писал: “Семья есть микрокосм того общества, которое ее создало, и поэтому между обществом и семьей существует самая тесная солидарность. Каждая семья настолько дурна или хороша, насколько дурно или хорошо создавшее ее общество”.

  1. Какие детали,подтверждающие тревожное положениев жизни современного общества, можно выделить в рассказе?
  • объявление в газете (стр. 105);
  • “в наше время все делается быстро, кто не успел, тот опоздал” (стр. 107);
  • безразличие к собственным детям, жажда “шикарной” жизни, преобладание материальных интересов (из воспоминаний Елены о семье, уехавшей отдыхать в Ниццу – а недоношенный ребенок “в институте под специальным каким-то прозрачным колпаком” (стр. 120);
  • отношение начальства Василия к его гибели и к его семье: оклеветать, сказать, что был в нетрезвом состоянии, лишь бы не платить пенсии детям (стр. 128);
  • конец 20 века – сдвинулись многие понятия – рассуждения Игоря в отеле в Риме (стр. 117).

Вывод: Таким образом, автора рассказа волнует не только положение отдельной семьи, но и нравственное состояние общества в целом. И одна из причин моральной деградации общества, как мы уже заметили, состоит в изменении представлений о жизненных ценностях.

  1. Вспомните, что является наиболее важным в жизни для Игоря и Елены?
  2. Каковы нравственные уроки рассказа Григория Яковлевича Бакланова “Непорочное зачатие”?

Общие выводы

Григорий Бакланов считает, что долг писателя – не только создавать духовный портрет человека, не только создавать духовный портрет общества, но и помогать человеку и обществу осознать самих себя. Сохраняя верность творческой манере, в рассказе “Непорочное зачатие” автор усиливает критическое начало, выявляет абсурдность существования человека. Чем может быть оправдана жизнь человека? Наверное, прежде всего, способностью к состраданию, умением принимать страдания, добротой и любовью по отношению к другим людям, пониманием их потребностей, чувством долга. Баклановувидел страшнуюопасность,скрывающуюсявсаморазложении семьи. Ведь это приводит к истончению и полному отмиранию человеческих связей, без них каждый в каждом будет видеть лишь врага. Писатель разоблачает индивидуализм и потребительство как мировоззрение. Его рассказ тревожит наши сердца и заставляет задумываться над тем, как сохранить и преумножить человеческое в человеке.

(Ученик читает отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко.)

Когда шагаешь к цели бойко
Как по ступеням, по телам,
Остановись, забывший бога, -
Ты по себе шагаешь сам!
Когда тебя толкает злоба
Кзабвенью собственной души,
К бесчестью выстрела и слова,
Не поспеши, не соверши!
О человек, чье имя свято,
Подняв глаза с молитвой ввысь,
Среди распада и разврата
Остановись, остановись!

Домашнее задание.

Сочинение-рассуждение.

  1. Чем может быть оправдана жизнь человека?
  2. Нравственные уроки рассказа Г. Бакланова “Непорочное зачатие”.
  3. Очень трудно матерью быть.

Примечание. Текст рассказа Г. Бакланова “Непорочное зачатие” цитируется по книге: “Современная русская литература 1986–1995. Хрестоматия для средней и высшей школы. Издательство Астраханского педагогического Института. Астрахань, 1995 г.”