Урок литературы по повести И.С. Тургенева "Ася" "В душе у тебя цветет фиалка"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. в ходе решения «проблемной» задачи показать способы создания образов главных героев повести;
  2. совершенствовать навыки анализа текста, эпизодов, монологической речи, выразительного чтения;
  3. учить работе с критическими статьями;
  4. дать толкование термину «тургеневская девушка».

Методические приемы: беседа по вопросам, анализ эпизодов художественного текста, выразительное чтение, сопоставление музыкальных фрагментов с текстом повести.

Оборудование и оформление доски: грамзаписи музыкальных фрагментов (А. Дворжак «Славянский танец» и Ф. Крейслер «Радость любви»), рисунки к повести «Ася» (портрет девушки, «Ася у старого замка», «Вы в лунный столб въехали») символ урока – букет фиалок; на столе учителя – цветущие фиалки.

Эпиграфы:

Обнимаю тебя за повесть и за то, что она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте. Даже Чернышевский в искреннем восторге от этой повести.

Н.А. Некрасов

Повесть твоя – прелесть. Спасибо за нее: это, по-моему, самая удачная из повестей твоих. Я читал ее вместе с Григоровичем, и он просил написать тебе, что внутри у тебя цветет фиалка.

И.И. Панаев

Ход урока

I. Первая часть урока

а) Повторение фактов и открытий , полученных на двух предыдущих уроках. (Учащиеся вспоминают историю создания повести, обращаются к эпиграфам, подобранным ко всем урокам по повести «Ася»).

б) Возвращение к литературной задаче, заданной на втором уроке.

Дано:

г-н Н.Н.

Ася

любят оба

____________________

Почему нет счастья?

♫ Для эмоционального настроя учащихся на мелодию прозы Тургенева звучит музыкальная пьеса Ф. Крейслера «Радость любви».

(Решение было начато с анализа эпизодов (гл. 9 и гл. 16). Учащиеся сравнивали поведение героев, записывали выводы в тетради. К третьему уроку они уже готовы давать полную характеристику героям по всей повести.

Работа идет по группам: одна группа дает характеристику г-ну Н.Н., решая литературную задачу. Вторая группа – Асе, также отвечая на проблемный вопрос.)

Слушая друг друга, ученики записывают решение:

г-н Н.Н.

Ася

1. умен, образован, наблюдателен, романтик по натуре, добрый

1. умна, образованна, наблюдательна, тонка, эмоциональна

2. глубоко чувствует и понимает природу и музыку

2. очень музыкальна и лирична

3. видит в людях доброе, и их тянет к нему

3. дружит со старой немкой, мальчик носит ее записочки

4. ироничен по отношению к себе

4. хочет найти свой путь в жизни, постоянно критикует себя, стараясь понравиться г-ну Н.Н.

5. сдержан (уходит в горы, чтобы не выдать своей обиды)

5. искренняя , не умеет скрывать чувства

6. душа ее ему нравилась! (т.е. он сумел понять и оценить внутреннюю красоту девушки)

6. полюбила г-на Н.Н. с первого взгляда, чисто и искренне.

7. честен и благороден ( не воспользовался ее слабостью в минуту признания)

7. нашла в себе силы, чтобы уйти, поняв, что не скажет он ей самые главные слова.

8. умеет любить по-настоящему: всю жизнь хранит цветок гераниума, записочку помнит

8. и она полюбила на всю жизнь.

9. любит Россию, тоскует по Родине, читает Пушкина

9. Ася, несмотря на свой изменчивый характер, русская барышня, как Татьяна Ларина.

в) Учитель – Почему же нет счастья? Мы сказали, что оба любят, оба достойны друг друга, а счастья нет. Вспомним, как в главе XX ответит на этот вопрос Тургенев.

Зачитывается отрывок:

«Завтра я буду счастлив. У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день - мгновение».

(Дети предлагают свои ответы, отмечая, что герои слишком разные. Г-н Н.Н. не может понять Асю, он как бы «запаздывает во времени» а счастье уходит безвозвратно).

г) Учитель – Это несовпадение во времени мы можем увидеть на графиках изменения интонации речи и настроения героев. (Индивидуальное задание, подготовленное учениками, - график, иллюстрирующий данную точку зрения).

II. Вторая часть урока - Три точки зрения русской критики на повесть

И.С. Тургенева «Ася»

Учитель - Мы по-своему решили нашу литературную задачу, а как относились к этой проблеме современники И.С. Тургенева, литературоведы, писатели? Обратимся к трем статьям.

1) а) Н.Г. Чернышевский «Русский человек на rendes-vous». Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася».

б) П.В. Анненков «О литературном типе слабого человека» (По поводу рассказа г-на Тургенева «Ася»).

Споря с Тургеневым, оба критика пытались доказать, что в несчастьях рассказчика повинны не роковые законы любви, а он сам, как типичный «лишний человек», у которого слово расходится с делом и который пасует всякий раз, когда жизнь требует от него решительного поступка.

(Ученики зачитывают цитаты из статьи Чернышевского, другие учащиеся находят отдельные высказывания в учебнике).

2) Ю.В. Лебедев, автор книги о Тургеневе, писал:

«Герой невиновен в своем несчастье. Его погубила не душевная дряблость, а своенравная сила любви, перед властью которой беззащитен любой человек. В момент свидания герой еще не был готов к решительному признанию. Любовь к Асе вспыхнула в нем с неудержимой силой несколько мгновений спустя. Она запоздала – и счастье оказалось недостижимым, а жизнь разбитой!».

3) Н.Н. Акимова, доктор философских наук:

«Несчастливая, несостоявшаяся любовь героев Тургенева – это и их вина, и их беда, но и, как ни парадоксально, их счастье.

Казалось бы, нерешительные и слабые, герои оказываются отмечены высоким жребием – их посещает высокая любовь, и им дано воспоминание, поэтизирующее эту любовь, поднимающее ее и героя вместе с ней на недосягаемую высоту.

Прикосновение к вечности и есть высший смысл любви в произведениях Тургенева».

(Учащиеся решают, какая точка зрения им ближе, с кем из авторов они согласны).

Учитель - Послушайте «Славянский танец №2» А.Дворжака и подумайте, какую из трех точек зрения иллюстрирует эта мелодия.

(Нежная печаль «Славянского танца №2» А.Дворжака передает ощущение грусти и счастья).

Ученик читает конец 22 главы, стремясь передать все переживания главного героя. Ученица от имени Аси отвечает строчками стихотворения В.С. Курочкина:

Первой любви не сотрется печать,
Будем друг друга всю жизнь вспоминать;
Общие сны будут сниться обоим;
Разум обманем и сердце закроем –
Но о прошедшем тоска не умрет,
А уж любовь не придет, не придет.
В.С. Курочкин

III. Учитель - Таким образом мы пришли к выводу, что счастье есть! Пусть несостоявшееся, но есть! То счастье, которое подарила нашему герою тургеневская девушка. Кто она?

Вспомним, как названы наши уроки? («В душе у тебя цвете фиалка»).

(Идет разговор о том, что тургеневская девушка- странная и милая, с легким смехом и заплаканными глазами, девушка, которая может подарить счастье…)

IV. Учитель – Заканчивается наш урок. Пусть в душе у вас цветут фиалки, так любимые И.С. Тургеневым.

Ученики:

  1. Скромные фиалки любили с незапамятных времен. Фиалка – символ оживающей весенней природы. У нее чудный, ни с чем не сравнимый нежный запах и приятное сочетание лиловой окраски цветка с сочной яркой зеленью листьев.
  2. У древних галлов фиалка считалась символом невинности и скромности. От галлов любовь к фиалкам перешла к французам, у которых они стали эмблемой вечной верности и постоянства.
  3. Немецкий поэт Гете, любивший фиалки, хотел, чтобы они в изобилии росли вокруг его родного города Веймара, и потому, гуляя в пригороде, рассеивал их семена. Вскоре все окрестности Веймара утопали в фиолетовых цветах. Растут там фиалки и до сих пор, их в память поэта называют фиалками Гете.
  4. Очень любил фиалки и великий русский писатель И.С. Тургенев. Он преподносил их своим друзьям и был весьма благодарен, когда они ему отвечали тем же.

V. Домашнее задание

Нарисуйте (опишите) смысл повести (образное восприятие).

Литература:

  1. Акимова Н.Н. «Неотразима как гроза…» Повесть «Ася» в творческой эволюции И.С. Тургенева // Литература в школе. – 2007. - №6.
  2. Волшебный мир цветов – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1997.
  3. Лебедев Ю.В. Тургенев – М.: Молодая гвардия, 1990.
  4. Пашинина И.К. Повесть «Ася» в системе уроков по творчеству Тургенева // Литература в школе. – 1996. -№5.
  5. Танкова Н.С. Тургеневская девушка // Литература в школе. – 1996. -№5.
  6. Харитонова О.Н. Повесть И.С. Тургенева «Ася» на уроках в VIII классе // Литература в школе. – 1994. - №6.
  7. Чернышевский Н.Г. Литературная критика. Т.2 – М.: Художественная литература, 1981.