Цель: формирование коммуникативной и культуроведческой компетенции, развитие читательской культуры, умения понимать авторскую позицию
Задачи:
- Образовательные: показать старшеклассникам конкретное художественное воплощение того сложного замысла, о котором Лесков писал , полемизируя с А.Ф.Писемским и другими своими современниками: найти “хотя бы то небольшое число трех праведных, без которых “несть граду стояния”, познакомить обучающихся с особенностями звучания темы праведничества в повести Н.С.Лескова “Очарованный странник”.
- Развивающие : развивать навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умения выделять главное, определять авторскую позицию.
- Воспитательные : содействовать формированию гражданских и нравственных качеств обучающихся через приобщение их к чтению и осмыслению русской классики.
Оборудование: репродукции “богатырских” сюжетов картин В.М.Васнецова (“Богатыри”, “Витязь на распутье”), И.Е.Репина (“Запорожцы”), И.Н.Крамского (“Полесовщик”, “Крестьянин с уздечкой”); музыка А.П.Бородина (“Богатырская симфония”), М.П.Мусоргского (“Рассвет над Москвой-рекой”), А.Аренского (“Фантазии на темы Рябинина”).
Ход урока
1. Слово учителя (на фоне музыки):
Звуки знаменитой “Богатырской симфонии” А.П.Бородина впервые прозвучали в 1876 году. Несколькими годами позже В.М.Васнецов начинает работу ,которая стала зримым воплощением музыки Бородина, Это всем ныне известные “Богатыри”. Могучее дыхание богатырской темы звучит в музыке Мусоргского и Аренского, в картинах Репина и Крамского, Размышляя о будущем страны, о ее надеждах и чаяниях, русское искусство находило своеобразную точку опоры в богатырской силе народного характера, силе дремлющей, опутанной бесправием, невежеством и предрассудками, но могучей и неистребимой.
В этом контексте русской культуры 70–80-х годов 19 века интересна запись в одном из дневников С.А.Толстой от 14 февраля 1870 года: “Сказки и былины приводили его (Л.Н.Толстого ) в восторг. Сказки и типы, как ,например, Илья Муромец, Алеша Попович и другие, наводили его на мысль написать роман и взять характеры русских богатырей для этого романа. Особенно ему нравился Илья Муромец”.Несколько месяцев спустя Софья Андреевна записывает: “Была мысль написать о путешествующем по России человеке”.Л.Н.Толстой этот замысел не осуществил. А повесть о странствующем мужике, напоминающем Илью Муромца, была написана в 1873 году Н.С.Лесковым.
А теперь давайте вспомним названия других, известных вам произведений Лескова : “Леди Макбет Мценского уезда”, “Тупейный художник”, “Левша”, “Очарованный странник”– повесть, с которой мы будем работать сегодня. В чем сходство всех этих названий? Важно отметить, что во всех случаях заглавие определяется личностью главного героя. Внимание читателя приковано к этому центру художественного повествования. Соответственно понимание авторского замысла связано прежде всего с пониманием своеобразия личности главных героев. В “Очарованном страннике” это Иван Северьянович Флягин.
2. Выступление специально подготовленного ученика о творческой истории “Очарованного странника”.
– Каковы истоки лесковского праведника?
В авторском предисловии к знаменитому циклу произведений под общим названием “Праведники” Лесков напоминает о своей полемике с А.Ф.Писемским. и высказывает свое понимание задач литературы. “По-вашему, небось, все надо о хороших писать? А я , брат, что вижу, то и пишу. А вижу я одни гадости”,-заявляет Писемский. Считая это “болезнью зрения”, Лесков рассуждает: “Как, – думал я, – неужто в самом деле ни в моей, ни в его, ни в чьей иной русскому душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее , что когда-либо заметил художественный глаз других писателей,– одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет и в моей и в твоей душе, мой читатель? Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных ,пошел с обетом не успокоиться , доколе не найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых “несть граду стояния”. “Куда я ни обращался, кого ни спрашивал, – все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, или неправедны– это все надо собрать и потом разобрать : что тут возвышается над чертой простой нравственности и потому свято господу”. Итак, художественным воплощением поисков и наблюдений Лескова за характером русского человека стал Иван Северьянович Флягин.
3. Работа с текстом повести. Беседа по содержанию.
– Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство с героем?
Обращаем особое внимание на то, что встреча автора-повествователя с героем происходит в дороге, в пути. Этот мотив является основой сюжетного движения в “Очарованном страннике”.
– Есть ли в повести описание внешности героя?
Находим единственное описание внешности пассажира, обратившего на себя внимание спутников. Выясняем, что в этом описании противоречит привычному представлению о богатыре, хотя сравнение с Ильей Муромцем определяет внешнюю характеристику Ивана Северьяновича. Действительно, трудно представить себе монаха с внешностью богатыря. Монашеская ряса ассоциируется обычно с человеком физически слабым, но сильным духом. Монах Лескова с внешностью Ильи Муромца– личность необычная.
– Как соотносится внешность героя с первыми его рассказами о себе?
Ученики выявляют эту связь на примере истории состязания с Рареем : Иван Северьянович укрощает дикого коня как истинный богатырь и посрамляет знаменитого на весь мир англичанина-укротителя. Затем обращаемся к рассказу о “попике-запивашке”. Почему молчавший до определенного момента “богатырь-черноризец” вмешивается в общий разговор? Поводом “дивной истории” послужило замечание одного из пассажиров о том, что самоубийцы-мученики и на том свете, так как “за них молиться никто не может”. Первый рассказ Ивана Северьяновича посвящен грешному заступнику , ходатаю перед Богом за несчастных, что не перенесли “жизни борения” и наложили на себя руки. Обращаем внимание на особенности стиля, отмечаем налет церковности в повествовании, создаваемый церковнославянской лексикой. Отмечая роль “дивной истории” в контексте повести, ученики задумываются над вопросом , как относится странствующий черноризец к героям легенды, о которых, по его словам, все знают. Иван Северьянович явно сочувствует и “попику-запивашке”, и грешникам-самоубийцам – это добрый человек, монах, не проклинающий грешных людей, а считающий, что за них надо помолиться.
Первые рассказы Ивана Северьяновича-часть общего разговора, обычного в поездках, когда незнакомые люди волею случая на какое-то время оказываются вместе. Почему из многих пассажиров именно Иван Северьянович становится рассказчиком? Ученики обнаруживают незаурядность личности рассказчика. Истории, поведанные им, занимательны, необычны. Интересно, что в конце истории с Рареем на вопрос, почему он не поступил на службу к укротителю, Флягин произносит интригующую фразу : “Надо было другому призванию следовать”. Для Ивана Северьяновича “следовать призванию” – не только развивать талант, но это некая высшая сила, от которой зависит жизнь.
Странник объясняет предопределенность своих злоключений ”родительским обещанием” Слова “моленый сын” и “сын обещанный”, выделенные в тексте повести курсивом, связаны с определенной древнерусской традицией. В многочисленных житиях святых мотив “моленого” и “обещанного” сына связан с героями особого типа– святыми, чья жизнь чиста и безгрешна. Такие герои, посвящая жизнь Богу, уже в ранней юности становятся монахами. Совпадает ли эта традиция с изображением героя Лескова? Конечно, с одной стороны, некоторые совпадения есть: Ивану Северьянычу в беспокойных снах является иногда “большой белый монастырь. В конце жизни странник действительно становится монахом. Но есть у Лескова и то ,что противоречит древнерусской традиции. Иван Саверьяныч совсем не похож на святых, которых изображали на церковных иконах. Он грешен, даже повинен в убийстве: играючи убил монашка, запорол до смерти татарина Савакирея на пензенской ярмарке. Таким образом, автор не только напоминает читателю об известной традиции, но и переосмысливает ее.
Далее обращаем внимание на слова Флягина о том, что “по родительскому обещанию” он “всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть” и обнаруживаем связь с былинным эпосом. Вспоминаем Илью Муромца, которому “смерть в бою не писана”. Герои былин тоже изображаются в пути, известные богатыри устремляются в Киев, чтобы послужит князю Владимиру и всей земле Русской. Ученики замечают, что “подвиги” Ивана Северьяновича ничего общего не имеют с подвигами богатырей. Поединок с татарином скорее напоминает ярмарочный торг, и уж с судьбой Родины точно не связан. В чем же тогда состоит истинное призвание лесковского героя? Обращаем внимание на характер повествования в “Очарованном страннике”. Герой сам рассказывает о себе. Это исповедь, отличающаяся от авторского повествования тем, что передает живые особенности устной речи выходца из народной среды, малообразованного, обладающего при этом незаурядным талантом рассказчика. Такой характер повествования в художественной литературе называется сказом. На вопрос о преимуществах данной формы ученики отвечают, что сказ дает ощущение достоверности прочитанного, позволяет читателю ощущать себя слушателем.
Далее обращаемся к своеобразию композиции повести. Она сложна. Исповедь героя – соединение множества новелл, каждая из которых характеризуется замкнутостью сюжета и своей системой персонажей. В “Очарованном страннике” огромное множество действующих лиц. В рассказе Ивана Северьяныча нет героев, с которыми связаны все его воспоминания от начала и до конца. Все рассказы объединяются исключительно личностью главного героя, а остальные персонажи связаны лишь с определенными эпизодами.
В связи с этим целесообразно определить, какие эпизоды в воспоминаниях Ивана Северьяныча можно выделить особо. Составляется план:
1. Крепостной форейтор. Побег.
2. В няньках.
3. Поединок и плен.
4. Конэсер.
5. Любовь.
6. Без имени.. Монастырь.
Данный план соответствует логике рассказа “очарованного странника” и предопределяет логику дальнейшей работы. Класс делится на 6 групп, каждая из которых работает с соответствующим эпизодом.
В итоге 1-я группа, анализируя первую часть воспоминаний героя, отмечает крепостное происхождение Ивана Северьяныча. В своем рассказе Флягин упоминает театр, в котором “ свои певчие концерты пели, свои актеры всякие сцены представляли”. Называя ситуации, определяющие содержание воспоминаний о детстве и юности, ученики особо выделяют рассказы об убийстве монаха, о спасении графской семьи и историю с “кошкиным хвостом”. Как же проявляется личность героя в этих ситуациях? Ученики отмечают неуемную безудержную силу графского форейтора, стихийность его поведения, непредсказуемость его поступков. Каков же он, Иван Голован, добрый или злой человек,? Однозначно определить невозможно. Одно несомненно – сильный! При этом нравственная характеристика героя неопределенна: он человек сиюминутного настроения, поступающий в соответствии с мгновенной эмоциональной реакцией. Непредсказуемость своего поведения в юности пожилой рассказчик пытается объяснить роковой высшей силой, однако для читателя в поступках юного форейтора открывается нравственная непробужденность, неразличимость добра и зла, определяющие стихийность его неуемной натуры.
Каковы причины резкого изменения в судьбе героя? Что побудило его к долгому странничеству?
Такой причиной стало наказание немца-управителя за “кошкин хвост”. Жестокая порка воспринята крепостным как должное (“это бы мне ничего”), а приговор, по которому силач-кучер должен был “в аглицком саду стоять на коленях да камешки бить”, оказывается несносным. Так открывается то свойство лесковского героя, которое и в дальнейшем не раз определит его поведение: это высокое чувство человеческого достоинства, не убитое крепостным правом.
2-я группа анализирует яркий эпизод невольной службы героя “в няньках”.
Барин, нанимающий Флягина на эту необычную службу, руководствуется рассказом героя о своей предшествующей жизни: “Ты,-говорит,-верно, если голубят пожалел, так ты можешь мое дитя выходить”. И на самом деле, “дитя”, его “воспитомка”, становится первой его настоящей привязанностью”. “Я то дитя любил”,-признается Иван Северьянович. Это неожиданное чувство окрашивает тяготу отнюдь не мужского занятия. С отцовской нежностью Флягин выпаивает девочку козьим молоком, лечит от болезни. Эта первая в жизни героя настоящая привязанность определяет следующий поступок в его необычной судьбе. Страдания матери, разрывающейся “пополам” между любимым человеком и дочерью, оказываются понятны страннику, и сострадание помогает ему сделать окончательный выбор. Однако бегство с новым господином и девочкой “воспитомкой”, разрешив судьбу барской семьи, снова осложняет судьбу самого героя, Он вновь оказывается бродягой, которому идти некуда. Именно неприкаянностью героя мотивируется его случайное появление на пензенской ярмарке. В этом эпизоде обнаруживаются новые свойства личности Ивана Северьяновича. Он очень любит лошадей, умеет оценить их достоинства, но еще и предстает как человек с обостренным чувством красоты и умеющий передать это чувство в ярком поэтическом слове. Об этом говорят точные и красочные эпитеты, уменьшительно-ласкательные суффиксы придают речи героя особую красочность. Таким образом, Иван Северьяныч предстает в данном отрывке как человек, одаренный очень редким качеством художника и поэта.
3-я группа – Какова же истинная причина, заставившая Ивана Северьяновича решиться на мучительный поединок с татарином? Поступок героя определен чувством восторга, охватившим его при виде “краковского жеребенка”: “Я этакой легкости сроду не видал и не знал” Это искушение красотой приводит героя к новому резкому повороту в судьбе– к двенадцатилетнему плену. Чем отличается рассказ о жизни в плену от других рассказов странника? Отметим, что конкретных событий этого периода немного: воспоминание о попытке бежать из плена и “подщетинивании”, а также о первой женитьбе на девочке-татарке. Другие конкретные события связаны не столько с жизнью в плену, сколько с обстоятельствами удавшегося побега. Рассказ о двенадцати годах степных кочевий воспроизводит сильное, всепоглощающее чувство, испытанное странником в это время: чувство тоски по родине. Иван Северьянович впервые ощущает себя русским человеком.
Итак, воспитание чувств героя происходит, благодаря его испытаниям. Следующее из них– возвращение на родину, где его никто не ждет.. Появление пленника в графском имении ознаменовано новой поркой и барским приказом пустить грешника на оброк. Так странник снова отправляется в путь.
4-я группа – Как складывается судьба героя, впервые получившего “законную бумагу” и почувствовавшего себя свободным человеком?
Внешне все складывается как будто благополучно. Иван Северьянович поступает на службу к князю, занимается любимым делом. Князь уважает талантливого конэсера. Но Иван Северьянович по-прежнему тоскует, и тоска эта выражается в продолжительных безобразных запоях. Сам герой находит объяснение этому в силе предопределения.. Мы видим Флягига одиноким в этом огромном мире, и единственная его привязанность– лошади. Причиной глубоких перемен в личности героя стала встреча с цыганкой Грушей. Это главное событие и испытание в судьбе героя, перевернувшее всю его жизнь.
5-я группа – Чем поразила Грушенька Ивана Северьяновича?
Ученики отвечают, что красота и талант цыганки потрясают чувствительную артистическую душу героя. Испытание, определенное судьбою лесковскому герою, состоит в том, что и князь “уязвлен” прекрасной цыганкой. Но любовь Ивана Северьяновича значительнее и сильнее. Чувства героя настолько глубоки, а в самой любви столько самоотверженности и самоотречения, что читателям совершенно очевидно превосходство этого высокого чувства перед суетными заботами князя. Любовь Ивана Северьяновича ставит его перед самым мучительным в жизни испытанием. Зная его преданность по отношению к себе, Грушенька просит , чтобы он исполнил ее последнюю просьбу : помог бы ей уйти из жизни, взяв на себя тем самым самый страшный смертный грех. Однако смерть цыганки так или иначе остается самоубийством, и Ивана Северьяновича мучает одна мысль: "Грешна душа теперь погибшая, и моя обязанность за нее пострадать и ее из ада выручить”.
Вспомним историю о “попике-запивашке”, который молился за грешников-самоубийц из первого рассказа лесковского героя. Какова связь его с данной историей? Для Ивана Северьяновича важно убеждение в заступничестве за таких несчастных грешников, как Грушенька. Таким образом, первый рассказ героя– красноречивое свидетельство того, что любовь свою герой не забывает никогда.
6-я группа – Что меняется в жизни и судьбе “очарованного странника” после смерти Грушеньки?
Иван Северьянович под чужим именем идет служить в солдаты. С этого момента он отрекается от каких бы то ни было эгоистических побуждений. И последний этап жизни странника, как это ему и предсказывалось, связан с монастырем. Выясняя, что же привело героя в монастырь, находим объяснение самого Ивана Северьяновича : “Деться было некуда”. Как это связано со смыслом названия повести? Иван Северьянович Флягин – невольный странник, ибо нигде для этого незаурядного человека не находится места. Он “очарован”, околдован, ибо постоянно испытывает на себе власть обстоятельств, при которых он не волен распоряжаться своей судьбой. Вместе с тем смысл названия определяется и своеобразием артистичной, художественной натуры Ивана Северьяновича, способного испытывать очарование жизни, красоты и любви. В конце повествования герой признается: “Мне за народ очень помереть хочется”, что свидетельствует о высшей степени духовного преображения , становления личности героя. Так путешественник, “ похожий на дедушку Илью Муромца”, становится в глазах писателя одним из тех праведных, без которых “ несть граду стояния”.
Подводя итоги урока, скажем самое главное о лесковском праведнике и том нравственном смысле, который заключен в его повести: пройдя множество испытаний, Иван Флягин в конце концов признает над собой только один суд– суд человеческой совести. И в этом – его праведничество. И это то ,что по большому счету определяет суть русского национального характера, постижением которого занимался Лесков, сказавший о себе так: “Я смело, даже, может быть, дерзко, думаю, что я знаю русского человека в самую его вглубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу”.
Домашнее задание: написать сочинение на тему “Мое открытие творчества Н.С.Лескова. Есть ли праведники в нашей жизни?” (По впечатлениям от повести “Очарованный странник”.)
Использованная литература:
- Лесков Н.С. Собрание сочинений в 11 т. – М.,1957. – т.6;.
- Лесков А. Жизнь Николая Лескова: По его личным, семейным и несемейным записям и памятям. В 2т. – М.,1984. – т.1, с.192, 440
- Мущенко Е.Г., Скобелев В.П., Кройчик Л.Е. Поэтика сказа. Воронеж, 1978. С. 90–115.
- Пустовойт П.Г. Созвездие неповторимых: Мастерство русских классиков.