Цели:
- обсудить проблему чести и долга в произведении Лермонтова;
- учить определять мотивы действий героев, давать всестороннюю характеристику персонажам, выделяя их положительные и отрицательные качества;
- развивать умение систематизировать полученную информацию в виде синквейнов, цитатных планов, аналитических таблиц.
Оборудование:
- мультимедийная установка,
- презентация,
- раздаточный материал (алгоритм составления синквейна, чистый лист бумаги для творческой работы).
Самый тяжкий стыд и великое
мучение – это когда не умеешь достойно
защитить то, что любишь, чем жив.
М.Горький
Ход урока
- Вступление.
Каждый из нас идёт по своей дороге жизни. Совесть – компас, определяющий верность пути. Честь, чувство долга помогают не размагничиваться прибору совести и не сбиваться с курса.
- Так что же такое честь и долг в вашем понимании?
- Словарная работа.
Давайте прочитаем, как эти определения даются в толковом словаре:
Честь - хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.
Долг - круг обязанностей, безусловных для выполнения.
- Отражены ли эти понятия в «Песне про…»?
Ответы детей.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Ответы детей.
- Да, тема урока – «Проблемы чести и долга в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про…».
Работа с эпиграфом.
- Эпиграфом к уроку я взяла слова Максима Горького (зачитываю эпиграф). Почему это стыд и мучение, мы выясним в ходе урока?
- Сообщение задач урока.
Наш урок – урок-следствие. Расследуются причины убийства, произошедшего на страницах поэмы Лермонтова «Песня про…». В ходе следствия рассмотрим проблему чести и долга в произведении, определим мотивы действий героев, выдвинем обвинения и организуем защиту персонажей.
У каждого из вас в числе раздаточных материалов есть и чистый лист бумаги. В ходе следственных действий вы можете проявить своё творчество: записать свои мысли, составить цитатную характеристику героев или синквейн, набросать рисунок, написать сочинение-миниатюру по теме урока.
- Разграничение композиционных частей произведения.
Прежде чем начинать следствие, восстановим хронологию конфликта. То есть композицию произведения.
Итак, что предшествовало конфликту?
Дети: царский пир и признание Кирибеевича царю о любви к Алёне Дмитревне;
- В чём завязка конфликта?
Дети: в грубых домогательствах Кирибеевича Алёны Дмитревны;
- Назовите основные этапы развития конфликта.
Дети: объяснения Калашникова с женой, сообщение братьям о своём решении отомстить обидчику;
- что является кульминационным моментом произведения?
Дети: кулачный бой;
- Какова развязка поэмы?
Дети: казнь Калашникова.
Итак, вырисовываются причинно-следственные связи:
Любовь свидание кулачный бой
Составим аналитическую карту, чтобы выявить отношение героев к понятиям чести и долга, так как именно они во многом определяют жизненные принципы и действия героев. В первой графе записаны ключевые слова и их общепринятое толкование, я её для вас заготовила, во второй графе мы поместим, как это понимает Кирибеевич, в третьей – Калашников.
- Составление аналитической карты (с приведением цитат из текста, Д/З).
Ключевое слово. Общепринятое толкование |
То же в понимании Кирибеевича |
То же в понимании Калашникова |
1.Любовь. Для большинства людей это самое прекрасное чувство |
Это страсть, это болезнь. Преследующая везде и всюду |
Это ответственность. Это объект защиты и заботы |
2.Свидание. Это возможность для влюблённых побыть рядом и поделиться своим счастьем друг с другом |
Это шаг отчаяния, попытка найти какой-то выход из положения |
Это позор, посягательство на честь не только жены, но и семьи, всего рода |
3.Кулачный бой. Это вид забавы на Руси, иногда способ разрешения спора |
Это возможность послужить царю и показать свою силу |
Это бой не на жизнь, а на смерть, это долг главы семейства, способ отмщения, способ вернуть себе утраченную честь |
5.1. Любовь направляла поступки героев. Чем на самом деле это возвышенное чувство являлось для каждого из них, попробуем определить. Начнём с Кирибеевича.
Дети: Это страсть, это болезнь, преследующая везде и всюду.
- Подтвердите свои мысли цитатами из произведения.
Дети: «Сердце жаркое не залить вином, думу чёрную – не запотчевать»,
«Тяготит она (голова) плечи богатырские, и сама к сырой земле она клонится»,
«Как увижу её, я и сам не свой:
опускаются руки сильные.
Помрачаются очи бойкие;
Скучно, грустно мне…»
- А для Калашникова?
Дети: Это ответственность, это объект защиты и заботы.
- А как по тексту?
Дети: «Чтоб… моё имя честное не порочила»,
«Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание».
- Какой тип любви больше соответствует вашему представлению о прекрасном чувстве? (хотели бы для себя такой любви?)
5.2. Завязкой конфликта явилось свидание. Какие мотивы заставили Кирибеевича искать встречи с Алёной Дмитревной?
Дети: это шаг отчаяния, попытка найти какой-то выход из положения.
- Какие строки подтвердят установленное?
Дети: «Лишь не дай мне умереть смертью грешною: полюби меня, обними меня».
- Чем стала для Калашникова встреча Кирибеевича с Алёной Дмитревной?
Дети: Это позор не только для жены, но и для семьи, всего рода.
- Как об этом говорится в произведении?
Дети: «А смотрели в калитку соседушки, смеючись на нас пальцем показывали…»,
«Опозорил, осрамил меня…»,
«Опозорил семью нашу честную злой опричник царский Кирибеевич…»
- Кому такое свидание принесло радость?
Дети: Никому.
- А почему?
Дети: Мне кажется, что никто не испытал радости: Кирибеевич не нашёл взаимности, Алёна Дмитревна пережила испуг, позор, страх перед мужем, людьми, Степан Парамонович испытал чувство унижения собственного достоинства, позора семьи и рода.
5.3. Возникшая в произведении проблема разрешилась в кулачном бою. С какой целью вышел на бой Кирибеевич?
Дети: я считаю, что для Кирибеевича это возможность послужить царю и показать свою силу, потешить народ;
- Поработаем с текстом, найдём подтверждающие цитаты.
Дети: «На просторе опричник похаживает, над плохими бойцами посмеивается…»,
«Так и быть, обещаюсь для праздника: отпущу живого с покаянием, лишь потешу царя нашего батюшку…»,
«Чтобы было чем и похвастаться…».
- А Калашников?
Дети: Для Калашникова – это бой не на жизнь, а на смерть, способ отомстить обидчику, защитить честь семьи.
- Что об этом говорит Лермонтов?
Дети: «Я выйду тогда на опричника, буду насмерть биться, до последних сил…»
«За святую правду-матушку»,
«Вышел я на страшный бой, на последний бой…»
- Давайте посмотрим внимательно на составленную таблицу. Есть ли понятия долга и чести в жизненных принципах Кирибеевича?
Дети отвечают
- А у Калашникова?
Дети отвечают.
- Чья честь пострадала в ходе этих событий?
Дети: Обоих, и Кирибеевича, и Степана Парамоновича.
- На чьей стороне ваши симпатии?
Ответы детей
- Ваши мнения разделились, но в следствии надо прийти к истине, Как вы помните, первым совершил убийство Калашников. Попробуем объяснить, а, может, и оправдать мотивы этого преступления. Перед вами различные характеристики героя. О некоторых из них мы говорим сегодня, другие вы выяснили раньше. Распределим их на положительные и отрицательные (Устная работа по распределению). Положительные обозначьте +, а отрицательные - . Какие из характеристик вы отнесли к положительным, к отрицательным. Если бы у вас была возможность составить таблицу, то она была бы такой. (Высвечивается таблица). Давайте посмотрим, не найдём ли мы поводов, чтобы отрицательные характеристики Калашникова свидетельствовали в его же пользу?
-
Анализ действий Калашникова и его отрицательных характеристик. (на слайде высвечиваются вопросы. Учащиеся выбирают вопрос для ответа самостоятельно)
- А чтобы легче вам было это сделать, ответьте на ряд вопросов: зачем герой совершил умышленное убийство во время потешного боя?
Дети: Он хотел защитить честь жены, семьи, всего рода перед лицом народа.
- Совершив убийство, почему не оправдывается перед царём?
Дети: Не желал предать огласке позор жены, не боялся смерти, так как считал, что шёл на правое дело, такие свои действия считал долгом.
- Почему нарушил христианскую заповедь «Не убий»?
Дети: не нарушив этой заповеди, он не смог бы защитить честь семьи.
- Действительно, ребята, в этом трагедия Калашникова. А в чем, по-вашему, двойственность поступка героя? И может ли быть оправдано его поведение?
Дети: с одной стороны, он становится на защиту чести, с другой стороны, для тех, кто не знает истинной причины, он совершает преднамеренное убийство во время потешного боя,
Чтобы защитить христианские обычаи, ему необходимо было нарушить закон.
- Так можно ли отрицательные характеристики после ответов ребят перевести в разряд положительных?
Дети отвечают.
- Да, я с вами согласна. Именно купец Калашников обладает лучшими человеческими качествами, только такой отец и муж мог выйти на кулачный бой, чтобы восстановить доброе имя своего рода, постоять за поруганную честь жены, по большому счёту против самого царя.
- Краткая характеристика героя при помощи синквейна.
- Проведя следственные действия, защитив нашего героя, давайте составим читательскую характеристику в виде синквейна. Вот его алгоритм. В ваших раздаточных материалах имеется такой же.
Работа по составлению синквейнов. (Бегущая строка). Учащиеся зачитывают и комментируют свои синквейны.
- Купец.
- Молодой, честный.
- Зазывает, покупает, продаёт.
- Пошёл он домой опечаленный.
- Решительность.
- Перед нами купец, у которого своя лавка в Москве. Он молодой, честный, за что уважаем народом. Но сегодня в его лавку никто не зашёл. Опечаленный тяжкими мыслями, не пошёл ли дурной слух о нём в народе, он пошёл домой. Он готов к любым испытаниям, к любым жизненным проблемам, он есть сама решимость.
- Муж.
- Любящий, понимающий.
- Защищает, выходит, убивает.
- Идёт на смерть ради чести рода.
- Защитник.
- Купец Калашников – настоящий муж, любящий, понимающий. Решает выйти на защиту чести своей жены, не боится смерти, выходит и убивает своего обидчика. Он настоящий защитник.
- Обзор творческих работ.
- Вы замечательно справились с составлением синквейнов, ваши комментарии подтверждают общий вывод урока, что Калашников смог достойно защитить то, что он любил, чем жил.
- У кого в ходе урока возникло желание проявить своё отношение к теме урока?
(Проверка творческих работ).
- Молодцы, ребята, вы все замечательно справились с творческими заданиями, показали хорошее знание текста, понимание его проблем, умение анализировать.
- Домашнее задание.
- В качестве домашнего задания я предлагаю вам составить читательскую характеристику другого героя, Кирибеевича. Это можно сделать при помощи синквейна. И подумайте, как решать современные жизненные ситуации, связанные с проблемами чести и долга.
- Вывод.
- Что направляет каждого из нас,
определяя жизни путь?
Любовь? Желания? Мечты?
А что ещё, добавьте вы…
Дети: долг, честь, достоинство.
Порядок написания синквейна:
- 1 строчка – ключевое слово – существительное, обозначающее тему синквейна;
- 2 строчка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
- 3 строчка – 3 глагола, показывающих действие понятия;
- 4 строчка – короткое предложение, фраза, в которых автор высказывает свое отношение, усиливающие предыдущие две строки;
- 5 строчка – одно слово, обычно существительное, через которое ученик выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием, подводит итог своим размышлениям.
Примеры выполнения домашнего задания.
- Опричник.
- Молодой, красивый.
- Грустит, позорит, погибает.
- Ради своих чувств нарушает закон.
- Эгоист.
- Кирибеевич.
- Любимчик царя, нахальный.
- Влюбляется, обижает, наказывается.
- Действует как хищник.
- Опричник.