Цель: вырабатывать умение самостоятельно находить информацию, анализировать её, сравнивать, сопоставлять, готовить к презентации, развивать умение давать портретную характеристику героя, используя разные источники информации, воспитывать чувство патриотизма.
Тип урока: обобщающий.
Ресурсы: Интернет, ИКТ-технологии, тексты произведений, опорные листы, к/ф «Русский бунт».
Планируемые результаты:
Предметные – формирование умения давать
портретную характеристику героя
Метапредметные – формирование умения
самостоятельно находить, анализировать,
сопоставлять, сравнивать и готовить к
презентации информацию
Личностные – воспитание чувства
патриотизма
ХОД УРОКА
I. Восприятие
Слово учителя (+ текст презентации)
Есть магические слова, магические вне смысла,
одним уже звучанием своим —
физически-магические — слова, которые, до того
как сказали — уже значат, слова — самознаки
и самосмыслы, не нуждающиеся в разуме, а только в
слухе, слова звериного, детского, сновиденного
языка.
Возможно, что они в жизни у каждого — свои.
Таким словом в моей жизни было и осталось —
Вожатый.
Если бы меня, семилетнюю, среди седьмого сна,
спросили: «Как называется та вещь, где Савельич, и
поручик Гринев, и царица Екатерина Вторая?» — я
бы сразу ответила: «Вожатый». И сейчас вся
«Капитанская дочка» для меня есть то и
называется — так.
Странно, что я в детстве, да и в жизни, такая
несообразительная, недогадливая, которую так
легко можно было обмануть, здесь сразу
догадалась, как только среди мутного кручения
метели что-то зачернелось — сразу
насторожилась, зная, зная, зная, что не «пень иль
волк», а то самое.
И когда незнакомый предмет стал к нам
подвигаться и через две минуты стал человеком —
я уже знала, что это не «добрый человек», как
назвал его ямщик, а лихой человек, страх-человек, тот
человек.
Вожатого я ждала всю жизнь, всю свою огромную
семилетнюю жизнь.
Так писала Марина Цветаева в статье «Пушкин и
Пугачёв».
Мы проанализировали весь текст повести
А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Та же Марина Цветаева пишет:
В моей «Капитанской дочке» не было капитанской дочки, до того не было, что и сейчас я произношу это название механически, как бы в одно слово, без всякого капитана и без всякой дочки. Говорю: «Капитанская дочка», а думаю: «Пугачев».
В сознании большого количества людей
представление о том, каким был Емельян Пугачёв,
сформировано Александром Сергеевичем Пушкиным.
Давайте попытаемся разобраться, правильно ли
это. Был ли Пугачёв таким, каким его изобразил
Пушкин?
II. Работа с опорными листами
У каждого есть опорный лист, в котором с одной
стороны выписаны самые значимые цитаты из
повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Мы все
эти характеристики уже проанализировали.
Ещё раз напомним себе, какой Пугачёв в
«Капитанской дочке»:
«…волк или человек…»
«…Сметливость и тонкость чутья…»
«…он был лет сорока, росту среднего, худощав и
широкоплеч. В черной бороде его показывалась
проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо
его имело выражение довольно приятное, но
плутовское. Волоса были обстрижены в кружок…!»
«Пугачев сидел в креслах на крыльце
комендантского дома. На нем был красный казацкий
кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с
золотыми кистями была надвинута на его
сверкающие глаза…»
«Моя искренность поразила Пугачева. „Так и
быть“ — сказал он, ударя меня по плечу. —
„Казнить так казнить, миловать так миловать.
Ступай себе на все четыре стороны и делай что
хочешь»».
«Самозванец несколько задумался и сказал
вполголоса: «Бог весть. Улица моя тесна; воли мне
мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно
держать ухо востро; при первой неудаче они свою
шею выкупят моею головою»».
«Пугачев горько усмехнулся. «Нет», — отвечал
он; — «поздно мне каяться. Для меня не будет
помилования. Буду продолжать как начал. Как
знать? Авось и удается! Гришка Отрепьев ведь
поцарствовал же над Москвою»».
«Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев,
которыми он предводительствовал, и спасти его
голову, пока еще было время».
«…он присутствовал при казни Пугачева, который
узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая
через минуту, мертвая и окровавленная, показана
была народу».
Таким мы видим Пугачёва в повести «Капитанская дочка» – способным на милость, на пощаду, дарующим жизнь, тоскующим по живому разговору с честным человеком.
К уроку были даны индивидуальные задания –
исследования отдельных тем.
Первое задание – узнать, как работал Александр
Сергеевич над повестью.
III. Представление презентаций
1. История создания «Капитанской дочки»
«Народ живо помнит кровавую пору, которую так выразительно назвал он пугачевщиной».
А.С. Пушкин
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00352611229594745753/woid/00044501184773070500/
«Капитанская дочка» – повесть о вечных
проблемах жизни людей, о человеческих
взаимоотношениях, о непреходящих нравственных
ценностях.
С середины 1832 года А.С. Пушкин начинает работу над
историей восстания под предводительством
Емельяна Пугачёва. Царём была предоставлена
возможность ознакомится поэту с секретными
материалами о восстании и действиях
властей, по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным
документам из семейных архивов и частных
коллекций. В его «Архивных тетрадях»
сохранились копии именных указов и писем
Пугачёва, выписки из донесений о боевых
действиях.
https://urok.1sept.ru/articles/587698/
В 1833 году А.С. Пушкин решает поехать в места
Поволжья и Приуралья, где происходило восстание.
Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих
событий. Получив разрешение императора Николая I,
Пушкин выезжает в Казань. 8 сентября он пишет
такие слова своей жене Наталье Николаевне: «Я в
Казани с пятого. Здесь я возился со стариками,
современниками моего героя, объезжал
окрестности города, осматривал места
сражений, расспрашивал, записывал и очень
доволен, что не напрасно посетил эти места».
Далее поэт отправляется в Симбирск и Оренбург,
где тоже посещает места боёв и встречается с
современниками Емельяна Пугачёва.
Из материалов о бунте сложилась «История
Пугачёва», написанная в Болдине осенью 1833 года.
Но у Пушкина зрел замысел художественного
произведения о пугачёвском восстании.
http://www.myshared.ru/slide/315093/
Широта проблематики выводят «Капитанскую дочку» за пределы жанра исторического романа. Материал истории послужил Пушкину отправной точкой для создания многопланового произведения. «Капитанская дочка» – это и семейная хроника Гринёвых (критик Страхов заметил: «Капитанская дочка» есть рассказ о том, как Пётр Гринёв женился на дочери капитана Миронова»), и роман-биография самого мемуариста Петра Гринёва, и роман-становление дворянского «недоросля», и роман-притча.
2. Второе задание – найти информацию о том,
каким был Пугачёв как историческая личность.
Необходимо заполнить вторую часть опорного
листа.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D
Емельян Иванович Пугачёв (1742 — 10 [21] января 1775, Москва) — донской казак,
предводитель Крестьянской
войны 1773—1775 годов в России. Пользуясь слухами,
что император Пётр III жив, Пугачёв
назвался им; он был одним из нескольких десятков самозванцев,
выдававших себя за Петра, и самым удачливым из
них.
Емельян Пугaчёв родился
в казачьей станице Зимовейской Донской
области (в настоящее время станица Пугaчёвская
Волгоградской области).
Участвовал в Семилетней
войне 1756—1763 годов, со своим полком состоял
в дивизии графа Чёрнышева. Со смертью Петра III
войска были возвращены в Россию.
Отец — Иван Михайлович Пугaчёв, скончался
в 1762 году, мать — Анна Михайловна,
скончалась около 1771 года. Фамилия Пугaчёв
произошла от прозвища деда — Михаила Пугaча.
В семье, кроме Емельяна, был брат — Дементий и
две сестры —Ульяна и Федосья. В 19 лет
женился на Софье Дмитриевне Недюжевой.
С 1763 по 1767 год Пугaчёв проходил службу в
своей станице, где у него в1764 году родился сын
Трофим и 1768 году — дочь Аграфена.
16 сентября 1773 г. на хуторе Толкачева вблизи
Бударинского форпоста собралось около 40 яицких
казаков, служивых калмыков и татар.
17 сентября отряд в 60 человек с развёрнутыми
знамёнами двинулся в поход, собирая на попутных
форпостах и хуторах людей
Казаки сами вели переговоры на форпостах,
станицах и хуторах, уговаривая товарищей
присоединяться . офицеры дрались до последнего,
оставшихся в живых ждала виселица.
5 октября 1773 года Пугaчёв подошёл
к Оренбургу, часть оренбургских казаков —
жителей Бердской слободы и Форштадта также
влились в армию восставших. Началась осада,
продлившаяся в итоге до середины марта 1774 года.
Поспешно укрепив валы крепости, расширив и
углубив ров, губернатор Рейнсдорп с
офицерами, после нескольких вылазок, успешно
отбитых пугaчёвцами, приняли решение держать
осаду. Одной из главных причин была боязнь
перехода казаков и солдат к мятежникам.
в его отряде сложились заговоры казацких
полковников, решивших в обмен на Пугачёва
получить от правительства помилование. 8
сентября остановились у Большого Узеня. Здесь
заговорщики бросились вязать Пугачёва. На пути к
Яицкому городку Пугачёв дважды предпринимал
попытки к бегству.15 сентября его привезли к
Яицкому городку.
26 октября Пугачёва отправили из Симбирска
в Москву. 31 декабря в суд был доставлен
Пугачёв. Приговор был приведён в исполнение 10
января 1775 на Болотной площади.
– Какие сведение записали о Пугачёве в опорный лист?
3. Третье задание – прочитать и самостоятельно проанализировать «Историю Пугачёва», написанную А.С.Пушкиным. Похож ли Пугачёв в «Истории Пугачёва» на Пугачёва в «Капитанской дочке». Необходимо заполнить вторую часть опорного листа.
В смутное сие время по казацким дворам
шатался неизвестный бродяга, нанимаясь в
работники то к одному хозяину, то к
другому и принимаясь за всякие ремесла
1. Он был свидетелем усмирения мятежа и
казни зачинщиков, уходил на время в Иргизские
скиты; оттуда, в конце 1772 года, послан был для
закупки рыбы в Яицкий городок, где и стоял
у казака Дениса Пьянова.
Незнакомец был росту среднего,
широкоплеч и худощав. Черная борода его начинала
седеть. Он был в верблюжьем армяке, в голубой
калмыцкой шапке и вооружен винтовкою.
Емельян Пугачев, Зимовейской станицы
служилый казак, был сын Ивана
Михайлова, умершего в давних годах. Он
был сорока лет от роду, росту
среднего, смугл и худощав; волосы имел
темно-русые, бороду черную, небольшую и клином.
Верхний зуб был вышибен еще в ребячестве, в
кулачном бою. На левом виску имел он белое
пятно, а на обеих грудях
знаки, оставшиеся после болезни,
называемой черною немочью. Он не
знал грамоты и крестился
по-раскольничьи.
Пугачев не был самовластен. Яицкие казаки,
зачинщики бунта, управляли действиями
прошлеца, не имевшего другого
достоинства, кроме некоторых военных
познаний и дерзости необыкновенной. Он ничего не
предпринимал без их согласия; они же часто
действовали без его ведома, а иногда и
вопреки его воле. Они оказывали ему наружное
почтение, при народе ходили за
ним без шапок и били ему челом; но наедине
обходились с ним как с товарищем и вместе
пьянствовали, сидя при нем в шапках и в одних
рубахах и распевая бурлацкие песни.
Пугачев скучал их опекою. "Улица моя
тесна", – говорил он Денису
Пьянову, пируя на свадьбе младшего его
сына
К нему привели Харлова, обезумленного от
ран и истекающего кровью. Глаз,
вышибленный копьем, висел у него на щеке. Пугачев
велел его казнить…
С Елагина, человека тучного, содрали кожу;
злодеи вынули из него сало и мазали им свои
раны. Жену его изрубили. Дочь их, накануне
овдовевшая Харлова, приведена была к
победителю, распоряжавшему казнию ее родителей.
Пугачев поражен был ее красотою
и взял несчастную к себе в
наложницы, пощадив для нее семилетнего
ее брата.
Она встревожила подозрения ревнивых злодеев, и
Пугачев, уступив их требованию, предал
им свою наложницу. Харлова и
семилетний брат ее были расстреляны. Раненые, они
сползлись друг с другом и обнялись. Тела их,
брошенные в кусты, оставались долго в том же
положении.
Бердская слобода была вертепом
убийств и распутства. Лагерь полон
был офицерских жен и дочерей,
отданных на поругание разбойникам.
Казни происходили каждый день.
Пугачев в начале своего бунта взял к себе
в писаря сержанта Кармицкого, простив его
под самой виселицей. Кармицкий
сделался вскоре его любимцем. Яицкие казаки,
при взятии Татищевой, удавили
его и бросили с камнем на шее в воду. Пугачев
о нем осведомился. "Он пошел, –
отвечали ему, – к своей матушке вниз по Яику".
Пугачев молча махнул рукой.
Накануне велел он тайно задавить одного из
верных своих сообщников, Дмитрия Лысова.
Несколько дней пред тем они ехали вместе из
Каргале в Берду, будучи оба
пьяны, и дорогою поссорились. Лысов наскакал
сзади на Пугачева и ударил его копьем.
Пугачев упал с лошади; но панцирь, который всегда
носил он под платьем, спас его жизнь. Их помирили
товарищи, и Пугачев пил еще с Лысовым за
несколько часов до его смерти.
Пугачев сделал с крестным знамением
несколько земных поклонов, обратясь к
соборам, потом с уторопленным видом стал
прощаться с народом; кланялся во все стороны,
говоря прерывающимся голосом: "Прости, народ
православный; отпусти мне, в чем я
согрубил пред тобою... прости, народ
православный!"
– Что записали в опорный лист?
IV. Просмотр эпизода из кинофильма «Русский бунт»
Сцена объявления Пугачёву приговора (01.53 – 01.54)
V. – Так какой же Емельян Пугачёв? Жестокий убийца, безграмотный разбойник или человек широкой души?
– Как же мог А.С.Пушкин, зная лучше, чем
кто-нибудь, каким был Пугачёв на самом деле,
создать такой образ, в который двести лет
влюбляются читатели?
Посмотрим, как нашла ответ на этот вопрос Марина
Цветаева.
Чтение и обсуждение выдержек из статьи М.Цветаевой «Пушкин и Пугачёв»
Есть магические слова, магические вне смысла,
одним уже звучанием своим —
физически-магические — слова, которые, до того
как сказали — уже значат, слова — самознаки и
самосмыслы, не нуждающиеся в разуме, а только в
слухе, слова звериного, детского, сновиденного
языка.
Таким словом в моей жизни было и осталось —
Вожатый.
Если бы меня, семилетнюю, среди седьмого сна,
спросили: «Как называется та вещь, где Савельич, и
поручик Гринев, и царица Екатерина Вторая?» — я
бы сразу ответила: «Вожатый». И сейчас вся
«Капитанская дочка» для меня есть то и
называется — так.
Странно, что я в детстве, да и в жизни, такая
несообразительная, недогадливая, которую так
легко можно было обмануть, здесь сразу
догадалась, как только среди мутного кручения
метели что-то зачернелось — сразу
насторожилась, зная, зная, зная, что не «пень иль
волк», а то самое.
И когда незнакомый предмет стал к нам
подвигаться и через две минуты стал человеком —
я уже знала, что это не «добрый человек», как
назвал его ямщик, а лихой человек, страх-человек, тот
человек.
Вожатого я ждала всю жизнь, всю свою огромную
семилетнюю жизнь.
Нужно сказать, что даже при втором, третьем, сотом
чтении, когда я уже наизусть знала все, что будет
— и как все будет, я неизменно непрерывно
разрывалась от страха, что вдруг Гринев —
Вожатому — вместо чая водки не даст,
заячьего тулупа не даст, послушает дурака
Савельича, а не себя, не меня. И, боже, какое
облегчение, когда тулуп, наконец вот уже который
раз треснул на Вожатовых плечах!
В моей «Капитанской дочке» не было капитанской
дочки, до того не было, что и сейчас я произношу
это название механически, как бы в одно слово, без
всякого капитана и без всякой дочки. Говорю:
«Капитанская дочка», а думаю: «Пугачев». .
Есть одно слово, которое Пушкин за всю повесть ни
разу не назвал и которое одно объясняет —
все.
Чара.
Пушкин Пугачевым зачарован. Ибо, конечно, Пушкин,
а не Гринев за тем застольным пиром был охвачен
«пиитическим ужасом».
С явлением на сцену Пугачева на наших глазах
совершается превращение Гринева в
Пушкина: вытеснение образа дворянского
недоросля образом самого Пушкина. Митрофан на
наших глазах превращается в Пушкина. Но помимо
разницы сущности не забудем возраст Гринева:
разве может так судить и действовать
шестнадцатилетний, впервые ступивший из дому и
еще вчера лизавший пенки рядовой дворянский
недоросль? Так (как шестнадцатилетний Гринев в
этой повести) навряд ли бы мог судить и
действовать шестнадцатилетний Пушкин. Ибо есть
вещь, которая и гению не дается отродясь (и, может
быть, гению — меньше всего) — опыт.
Шестнадцатилетний Гринев судит и действует, как
тридцатишестилетний Пушкин. Пушкин
забыл, что Гринев — ребенок. Пушкин вообще забыл
Гринева, помня только одно: Пугачева и свою к нему
любовь.
Встреча Гринева с Пугачевым — в метель, за
столом, под виселицей, на лобном месте —
мечтанная встреча самого Пушкина с Самозванцем.
…есть другой Пугачев — Пугачев «Истории
Пугачевского бунта». Пугачев «Капитанской
дочки» и Пугачев «Истории Пугачевского бунта».
Казалось бы одно — раз одной рукой писаны. Нет, не
одной. Пугачева «Капитанской дочки» писал поэт,
Пугачева «Истории Пугачевского бунта» —
прозаик. Поэтому и не получился один Пугачев.
Как Пугачевым «Капитанской дочки» нельзя не
зачароваться — так от Пугачева «Пугачевского
бунта» нельзя не отвратиться.
Пугачев взял очередную крепость Татищеву с
комендантом Елагиным.
«С Елагина, человека тучного, содрали кожу:
злодеи вынули из него сало и мазали им свои раны».
(В «Капитанской дочке» ни с кого кожу не сдирали и
ничьим салом своих ран не мазали. Ибо Пушкин знал,
что читателя от такого мазанья — на его героя —
стошнило бы.)
Все чары в сторону. Мазать свои раны чужим салом,
расстреливать семилетнего ребенка, который,
истекая кровью, ползет к сестре, —
художественное произведение такого не терпит,
оно такое извергает. Пушкин, художеством своим,
был обречен на другого Пугачева.
«Пугачев в начале своего бунта взял к себе в
писаря сержанта Кармицкого, простив его под
самой виселицей. Кармицкий сделался вскоре его
любимцем. Яицкие казаки при взятии Татищевой
удавили его и бросили с камнем на шее в воду.
Пугачев о нем осведомился. Он пошел, отвечали ему,
к своей матушке вниз по Яику. Пугачев, молча,
махнул рукой».
Таков Пугачев в дружбе: в человеческой любви.
Судьба этого Кармицкого — потенциальная судьба
самого Гринева: вот что с Гриневым бы произошло,
если бы он встретился с Пугачевым не на страницах
«Капитанской дочки», а на страницах «Истории
Пугачевского бунта».
Пугачев из «Истории Пугачевского бунта» встает
зверем, а не героем. Но даже и не природным зверем
встает, ибо почти все его зверства — страх за
жизнь, — а попустителем зверств, слабым до
преступности человеком.
Теперь — очная ставка дат: «Капитанская дочка» —
1836 год, «История Пугачевского бунта» — 1834 год.
И наш первый изумленный вопрос: как Пушкин своего
Пугачева написал — зная?
Было бы наоборот, то есть будь «Капитанская
дочка» написана первой, было бы естественно:
Пушкин сначала своего Пугачева вообразил, а
потом — узнал. (Как всякий поэт в любви.) Но здесь
он сначала узнал, а потом вообразил.
Тот же корень, но другое слово: преобразил.
Пушкинский Пугачев есть поэтическая
вольность, как сам поэт есть поэтическая
вольность, на поэте отыгрывающаяся от навязчивых
образов и навязанных образцов.
Подсознательное желание Пугачева, историей
разоблаченного, поэзией реабилитировать,
вернуть его на тот помост, с которого историей,
пушкинской же рукою, снят. С нижеморского уровня
исторической низости вернуть Пугачева на
высокий помост предания.
Пушкин поступил как народ: он правду — исправил,
он правду о злодее — забыл, ту часть правды,
несовместимую с любовью: малость.
И, всю правду о нем сохранив, изъяв из всей правды
только пугачевскую малость, дал нам другого
Пугачева, своего Пугачева, народного Пугачева,
которого мы можем любить: не можем не
любить.
Какой же Пугачев — настоящий? Тот, что из страха
отдал на растерзание любимую женщину и невинного
младенца, на потопление — любимого друга, на
удавление — вернейшего соратника и сам, в ответ
на кровавый удар по лицу, встал на колени?
Или тот, что дважды, трижды, семижды простил
Гринева и, узнав в толпе, в последний раз ему
кивнул?
Что мы первое видим, когда говорим Пугачев? Глаза
и зарево. И — оба без низости. Ибо и глаза, и
зарево — явление природы, «есть упоение в бою», а
может быть, и сама Чума, но — стихия, не знающая
страха.
Что мы первое и последнее чувствуем, когда
говорим Пугачев? Его величие. Свою к нему любовь.
Так, силой поэзии, Пушкин самого малодушного из
героев сделал образцом великодушия.
В «Капитанской дочке» Пушкин — историограф
побит Пушкиным — поэтом, и последнее слово о
Пугачеве в нас навсегда за поэтом.
Но, повторяю, дело для нас не в Пугачеве,
каков он был или не был, а в Пушкине — каков он
был.
Был Пушкин — поэтом. И нигде он им не был с
такой силой, как в «классической» прозе
«Капитанской дочки ».
VI. Просмотр эпизода из кинофильма «Русский бунт»
Пугачёв, вознесённый на помост предания (01.30.46 – 01.33.34)
Д/З: сочинение.