Урок литературы по повести В.Закруткина "Матерь Человеческая" на тему "Сила духа русской женщины". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


В центре внимания учащихся текст повести, образ русской женщины Марии. Внимание к слову писателя приводит школьников к размышлениям о собственном отношении к вечному властному зову жизни, к духовной силе человека, к определению своего места в жизни.

Ход подготовки к уроку

I. Подготовить сообщение о жизни и творчестве В. Закруткина (индивидуальное задание).

II. Прочитать повесть писателя «Матерь Человеческая».

III. Подготовить ответы на вопросы:

  • Какова тема повести?
  • Кто является главным героем повести? Кто является главным героем истории, рассказанной повествователем?
  • Как сложилась жизнь героини повести?
  • Отметьте эпизоды, которые произвели на вас наибольшее впечатление?
  • Как вы объясните смысл заглавия повести?
  • Какие мысли и чувства она у вас вызвала?

IV. Оформление к уроку.

  • Эпиграф:
    Да разве об этом расскажешь –
    В какие ты годы жила,
    Какая безмерная тяжесть
    На женские плечи легла!
    (М. Исаковский. «Русской женщине»)
  • Портрет писателя
  • Выставки книг
  • Репродукции картин художников на тему «Женщина на войне»
  • Иллюстрации к эпизодам повести.

(См. Приложение 1)

Цель урока:

  • формировать у школьников навыки анализа прозаического текста;
  • уделить внимание таким понятиям, как милосердие, доброта, человечность, достоинство, бескорыстие;
  • анализируя повесть, подвести учащихся к выводу: молиться на тех, поклоняться тем, кто становится защитником, опорой, прибежищем, спасителем всего Человечества, поклоняться реально жившим или живущим людям.

Ход урока

Беседа учителя об участии женщин в Великой Отечественной войне.

Сообщения учащихся. (Они отметили, что женщины воевали плечом к плечу с мужчинами, совершали подвиги, говорили о героинях повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…», отметили, что писатель показал трагическую судьбу девушек, отдавших жизнь за Родину в жестокой схватке с фашизмом.

Учитель: Но женщины не только геройски воевали в годы Великой Отечественной войны. Проводив на фронт мужа, сына, брата, они по 10—12 часов работали у станка или пахали, сеяли, убирали огромные поля, растили детей.

Была ты и пряхой и ткахой,
Умела — иглой и пилой...
Рубила, возила, копала, —
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.

Об этом подвиге женщин в годы войны сказал М. Исаковский в стихотворении «Русской Женщине». (Ученик читает его наизусть) Но еще труднее было тем, кто оказался на оккупированной врагом территории.

(Звучит мелодия песни А. Новикова на слова Л. Ошанина «Дороги». На фоне музыки старшеклассник читает стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?»).

Учитель: В первые месяцы Великой Отечественной войны наши войска отступали под напором гитлеровских полчищ. Женщины, старики, дети оставались беззащитными перед лицом жестокого врага.

«Я своими глазами увидел все, что натворили гитлеровцы только за одну неделю. Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, Противотанковые рвы, заполненные расстрелянными ростовчанами, разграбленные дома, городские кварталы, сожженные от начала до конца», - писал В. Закруткин в воспоминаниях «Страницы о себе». (На интерактивной доске портрет писателя В. Закруткина, иллюстрации к повести (См. Приложение 1).

Сообщения учащихся

1 Учащийся: Станицы на Дону словно прочерчены строгими, прямыми линиями. Улицы ровные, широкие, утопающие в густой зелени садов. И Кочетовская не исключение. В незапамятные времена селился здесь беглый люд. Деды рассказывали, а то слышали от своих дедов такую легенду: были вокруг места диковинные, одно красивее другого, не знали люди, какое выбрать. Тогда порешили — там осесть, где услышат на утренней зорьке крик петуха или по-местному — кочета. И прозвали то место на высоком правом донском берегу Кочетовская.

В этой донской станице Кочетовской Семикаракорского района Ростовской области многие десятилетия жил и работал известный советский писатель лауреат Государственных премий Виталий Александрович Закруткин.

2 Учащийся: Виталий Александрович Закруткин родился в 1908 году в Феодосии в семье народного учителя. Окончил педагогический институт, заведовал кафедрой русской литературы в пединституте Ростова. В 1941 году он ушел на фронт военным корреспондентом и на войне был до последнего дня. Основные его произведения: «Плавучая станица», «Сотворение мира», «Матерь человеческая», «Костры детства», «Подсолнух».

Душевная щедрость, мужество, принципиальность, бескорыстие, доброта — основные черты положительных героев В. Закруткина. (На интерактивной доске обложки книг)

3 Учащийся: В основе его повести «Матерь человеческая» лежит реальный факт.

«Ранней осенью 1943 года,— пишет автор,— мы покинули забитую  войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги...

В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора.

На хуторе не было ничего живого...

Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина... Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора... Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе...»

Тогда же, в перерыве между боями, В. Закруткин написал об этой женщине рассказ «О живом и мертвом», который был напечатан в 1944 году.

Спустя много лет, вновь перечитывая этот рассказ, Виталий Александрович решил писать повесть о женщине, которая воплотила в своем характере все то лучшее, что было дано новым людям советской эпохой.

Учитель: Нашу беседу о повести начнем с простого вопроса:

- Кто является главным героем повести? Кто является главным героем истории, рассказанной повествователем?

- Какова тема повести?

Ответы учащихся:

- Это повесть о тяжких испытаниях, которые приносит человеку война, о мужестве и нравственной силе простой женщины Марии.

- Тема повести — судьба женщины, вынесшей все тяготы войны и сохранившей человеческую душу.

- Как сложилась жизнь героини повести?

(Учащиеся рассказывают о нелегком детстве, юности героини повести).В гражданскую войну Марии было семь лет, белогвардейский карательный отряд расстрелял ее отца-коммуниста. Когда умерла мать, ей было шестнадцать лет. Затем Мария вышла замуж за Ивана. Оба работали в третьей бригаде колхоза имени Ленина: он — шофером, она — дояркой. У них рос сын Вася.

Великая Отечественная война принесла людям тяжелейшие испытания и смерть. Ворвалась она и в семью героини повести. На глазах Марии фашисты повесили мужа и десятилетнего сына, сожгли хутор, а все население его (около ста человек) погнали в Германию; и Мария, чудом спасшаяся в кукурузном поле, осталась «одна на чадной, повитой черным дымом, овеянной смертью земле...»    

Учитель: После всего пережитого таким естественным кажется желание Марии умереть. Что же ее спасает?

Учащиеся читают строки повести:

1. «Живой незрячий комок… Растущий в теплой тьме материнского чрева…», кончая словами … он захочет насладиться весной, песнями птиц, запахом цветов, лесной прохладой».

2. «… по запыленным щекам Марии бежали слезы. Мысли о нерожденном ребенке, о том, что она... женщина-мать обязана уберечь то живущее в ней, что связывало ее с погибшим Иваном, с Васяткой, отогнали желание смерти...

Мария тихо пошла вниз. Рядом с ней шла настороженная собака, а сзади гуськом, одна за другой, шли коровы. Мария шла, а перед ее глазами было только одно: пепел и сажа. «Куда ж мне деваться на этом пожарище?»  

Учитель: Мария ждет ребенка. И это заставляет молодую женщину думать о жизни, о всем живом, что потянулось к ней.

Что поразило вас в Марии?

Ответы учащихся.

Школьники говорят о том, как эта маленькая женщина смогла выстоять, выжить в нечеловеческих условиях. Их поразило умение Марии оборудовать под жилье погреб, очистить от трупов собак и кошек колодец, хороните мертвых солдат, одной работать в поле.

Учитель: Назовите самые яркие, незабываемые страницы повести.

Ответы учащихся. Встреча Марии с Вернером Брахтом, тяжкий труд ее на колхозных полях, спасение его ребятишек, рождение сына, гибель политрука Славы.

Учитель: Почему Мария не убила Вернера Брахта?

Ответы учащихся:

- Ее остановило слово «мама».

- Чувство материнства, жалости к беззащитному солдату, почти мальчишке, не позволило ей убить его.

- Гуманизм, человечность Марии, весь тот образ жизни, каким жила Мария свои недолгие 29 лет.

- Убить беззащитного раненого мальчишку значило для Марии стать на один уровень с фашистами, убившими ее сына и мужа. Этого Мария не могла допустить.

- Человечность Марии не позволила ей убить беззащитного раненого. Мария ухаживала за ним и похоронила его, когда он умер.

Учитель: Почему Мария так самоотверженно работала на колхозных полях? Чтобы прокормить себя, детей, животных, ей не нужно было столько запасов. Зачем она это делала?

Ответы учащихся:

- Мария чувствовала связь с теми, кого уже нет, кто когда-то трудился на этих полях. В этом чувстве связи со всем, что было на родной земле, с теми, кто жил и трудился на этой земле до тебя, — сила Марии, сила человека вообще. Чувство причастности к судьбе всего народа помогло Марии понять, что ее горе — это капля в море горя народного. И это сделало Марию сильной, помогло ей выжить.

- Мария думала не только о тех, кто жил здесь до нее. Она думала о тех, кто придет сюда после победы. Она думала о своем будущем ребенке.

Учитель: Вспомните и назовите произведения, где дети стали опорой взрослого человека в трудное время.

Ответы учащихся:

- В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов тоже лишился в войну семьи. Жизнь потеряла смысл. И только Ванюшка, которого он усыновил, связал его с жизнью, отогрел его сердце. Как важно для человека быть кому-то нужным! Сознание своей необходимости дает человеку душевную силу!

В числе волнующих страниц повести учащиеся назвали рассуждения Марии о жизни и смерти двух юношей – русского и немца, эпизод встречи Марии с ребятишками из детдома. Они говорили о том, что она чувствовала себя матерью не только их, а всех детей вообще.

Учитель: Известно ли точное место жительства героини повести? С какой целью автор избегает привязанности к географическим данным? (Отсутствие конкретности, фактографичности переводит образ героини в общечеловеческий план: такая женщина могла жить в любом селе России).

Подведение итогов урока

Учитель: Какие мысли и чувства вызывает повесть В. Закруткина?

- Доброта и гуманность делают человека человеком. Люди добрые, щедрые душой, достойны всеобщего признания и любви.

- Эта книга об огромной любви к жизни, земле, людям.

- Повесть заставляет нас задуматься над тем, на что способен настоящий человек в тяжелых обстоятельствах.

Учитель: Что вынесено в заглавие повести? Объясните свою точку зрения.

Варианты ответов:

- Опираясь на анализ повести, можно предположить, что в заглавие вынесено не просто имя главной героини, а авторская позиция или идея всего произведения.

- Такие женщины-матери, как Мария, достойны поклонения во все века.

- Молиться необходимо на тех, кто становится защитником, опорой, прибежищем, спасителем всего человечества.

Подведение итогов урока с опорой на целевые установки

Домашнее задание

Сочинение по одной из предложенных тем:

  • «Гимн материнству»;
  • «Есть женщины в русских селеньях…»;
  • «Восславим женщину – мать».