Цели.
Обучающие: Познакомить обучающихся с публицистикой Ф.Абрамова, выделить проблемы, связанные с культурой Севера, которые волновали его не только, как художника слова, но, в первую очередь, как гражданина.
Развивающие: Развивать умение анализировать публицистические тексты. Формировать умение выражать собственную позицию, вести диалог.
Воспитывающие: Воспитывать гражданскую позицию, патриотические чувства, собственную точку зрения по проблеме и умение аргументировано ее отстаивать.
Оборудование.
- Презентация к уроку.
- Сборники статей Ф.А. Абрамова
Примечание. (Приложение 1)
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Слайд 1
Учитель: Сегодня мы собрались в этой аудитории, чтобы продолжить разговор о творчестве Ф.А. Абрамова. Нам достаточно хорошо известен Абрамов как автор рассказов, повестей, романов. Но он был еще и публицистом, критиком, исследователем, осмыслявшим самые насущные проблемы искусства и человеческого бытия.
Поэтому речь сегодня пойдет о публицистике Ф.А. Абрамова, в которой с наибольшей полнотой и отчетливостью выявилось гражданское лицо писателя, его вера, идеалы, устремления.
Слайд 2
Готовясь к уроку, вы познакомились с книгой писателя “Слово в ядерный век”. Скажите, в каких публицистических жанрах проявил себя Абрамов?
(Статьи, очерки, письма, заметки, выступления на юбилеях, съездах, встречи с учителями, интеллигенцией).
Слайд 3
Перечитайте названия статей Абрамова. В чем смысл их названий? Почему они весомы и значимы?
(Они несут заряд мысли и чувства, настраивают ум и сердце читателя на волну активного соразмышления. Тексты статей пронизаны страстью проповедника, неукротимой волей и желанием воззвать читателя и слушателя к прозрению, к активному действию во имя возрождения России, народа, человека).
Сегодня, уже достаточно хорошо осознавая подлинные масштабы и значение творчества Ф. Абрамова, мы продолжаем называть его писателем-северянином. Почему?
(Сам он прочнее всех других жизненных связей ощущал свою нерасторжимую связь с родными местами. См. “Работа – самое большое счастье”, с.204. Без ежегодных приездов на родину Федор Александрович не мог работать, т.е. не мог жить. Ст. “Я всегда взываю к активности”, с.215).
Слайд 4
Родную землю он называл неоценимым кладом для писателя и был убежден в том, что… “каждый работающий в искусстве должен иметь свою тропку в жизни, свой обжитой край, исхоженный босиком, политый детской слезой. У меня есть такая своя страна детства – Пинега”. Ст. “Кое-что о писательском труде”, с.287.
В судьбах отчей земли, как в капле воды, видел писатель отражение огромного моря общенациональных забот и нужд. Среди множества проблем, мучивших писателя, исследователи его творчества справедливо выделяют вопросы о судьбах русской деревни и крестьянства, о путях развития всего общества.
Живой интерес он испытывал и к проблемам “хлеба духовного”. Из всего обширного круга вопросов, связанных с жизнью искусства, можно выделить своего рода ядро: это отношение Федора Александровича к литературе и культуре. Это и станет темой нашего разговора по публицистике Ф.А. Абрамова.
III. Сообщение темы и цели урока
Слайд 5
Тема: “Федор Абрамов и художественная культура Севера”.
Цель: Познакомиться с публицистикой Ф. Абрамова, выделить проблемы, связанные с культурой Севера, которые волновали его не только, как художника слова, но, в первую очередь, как гражданина.
IV. Работа над темой урока
Итак, дома вы знакомились с публицистикой Федора Александровича. Сегодня у нас круглый стол. Попробуем обменяться впечатлениями. Сначала определим круг проблем, связанных с культурой Севера.
Слайд 6
- Жемчужины северного зодчества.
- Живое народно-поэтическое слово, в котором запечатлелась душа и характер северянина.
- Книжная культура Севера. Отношение к писателям-северянам.
- Размышление о лице столицы Севера – Архангельске, о его неповторимом облике).
С каких же позиций подходил Федор Александрович к проблемам культуры? Читая статьи, какое авторское отношение к различным проявлениям народной культуры вы почувствовали?
(Восхищение ее богатством, сожаление, страдание от того, что ломаются традиции, многое забывается, негодование, вызванное равнодушным отношением к народной культуре).
Всем чувствам есть объяснение. Попробуем рассмотреть это на конкретном материале.
Слайд 7
Жемчужины северного зодчества. Как Абрамов освещает эту проблему?
В статье “В краю родникового слова” Федор Александрович пишет о том, какие огромные духовные богатства таит “родная, ни с чем не сравнимая земля отчич и дедич”: “…свой край, свою землю… с… великим трудом… целой улицей выстроившиеся на передках села…”. С.179.
Сохранилось много свидетельств того, как высоко ценил Абрамов народную архитектуру. Как заботила его судьба памятников зодчества, которыми богат наш край. Северный крестьянский дом он описал в своих произведениях. Одно из них “Деревянные кони”. Но уже здесь наряду с восхищением звучат нотки сожаления, тревоги. Все меньше становится домов с деревянными конями. И не только красота уходит из жизни деревни с исчезновением с крыш деревянных коньков. Гибель домов – это распад самой жизни, ее высокого смысла, ее духовных и экономических основ.
Выступая в 1976 году в Доме писателей им. В.В. Маяковского, Ф. Абрамов сказал: (ст. “Правда вооружает”) “Русское зодчество, русские храмы – ни с чем не сравнимая красота… Это вопрос о сохранении нашей национальной культуры”. С.191-192.
Уместно привести воспоминания северного писателя Н.К. Жернакова. В очерке о Ф. Абрамове, помещенном в книге воспоминаний “Кричите, гуси осени моей” он рассказывает о том, как угнетен и расстроен был Ф. Абрамов после посещения Сийского монастыря.
Слайд 8
Издали монастырь поражал своей красотой, пропорциональностью ансамбля, а вблизи поражал уже другим – заброшенностью. На месте знаменитой обители – полуразвалившиеся здания.
“Всю обратную дорогу Федор Александрович был непривычно молчалив, даже несколько раздражен… А на завтра мы были в Холмогорах у развалин другой древнерусской реликвии – Спасо-Преображенского собора, построенного в конце 17 века сподвижником Петра I архиепископом Афанасием… Я всячески старался заинтересовать своими познаниями Абрамова. Но он хмурился и был как-то рассеян. Потом, уже дома, спросил: “Ну и что же вы, холмогорцы, предприняли, чтобы сохранить эту святыню?”
Ему сказали, что писали в областные организации, в газету, Жернаков опубликовал статью о положении собора в журнале “Нева”. Но Абрамов не счел, что сделано достаточно: “Под лежачий камень и вода не течет… Надо было в Москву съездить”.
Итак, с чем не мог и не хотел мириться писатель Федор Абрамов?
(С пассивностью земляков).
К чему он их призывал?
(К активной позиции).
Что чувствует писатель?
(Восторг – от красоты, боль – от разрухи, негодование – от равнодушия)
Слайд 9
Если так был расстроен Абрамов видом холмогорских храмов, то можно только представить, какой болью отзывалась в его душе картина, которую видел он из окон своего веркольского дома: прекрасные дали, Пинега, за которой белые здания монастыря. Великолепная картина, если не знать, во что были превращены временем и людьми эти здания.
Слайд 10
Народная культура Севера – это и его сказки, песни, былины. Ф. Абрамов не меньше, чем о возрождении памятников архитектуры, пекся о сохранении живого народно-поэтического слова, в котором запечатлелась душа и характер северянина. Это вторая проблема. Как ее освещает писатель? Какими авторскими чувствами проникнуты строки, посвященные богатствам духовной культуры?
(В статье “В краю родникового слова” (с.180) Абрамов пишет: с восхищением: “Однако, быть может, самый большой, самый непреходящий вклад Севера в сокровищницу национальной культуры – это слово…”. С печалью: 1. Редко услышишь старую песню. 2. Забыты старинные обряды. 3. Сказка живет лишь в ребячьем сердце.
В статье “Правда вооружает” (с.194): “Уровень жизни растет. Но патриархальность почти выветрилась. И это, увы, не всегда радость. Вместе с патриархальностью исчезает многое и в области нравственности”.
Статья “Чем живем-кормимся” (с.89). В известном письме к землякам Абрамов сказал об отношении односельчан к народным традициям: “Народные традиции… Везде – в Армении, Грузии, Литве – хранят и вновь оживляют и возрождают их. А почему же мы так беспечны?”
Но надежды на возрождение и развитие народных поэтических традиций казались писателю осуществимыми: “Нельзя сказать, что у веркольцев иссяк источник вековой народной поэзии и красоты”).
Не только народное искусство, но и профессиональная литература и культура Севера, творчество писателей-северян никогда не оказывались на периферии внимания Ф. Абрамова. Не найти ни одного значительного выступления Абрамова в печати или с устным словом, где бы он не сказал о писателях-земляках – предшественниках и современниках. Это третья проблема.
Перечислите имена, постоянно встречающиеся в абрамовской публицистике.
Слайды 11-14
(Ломоносов М.В., протопоп Аввакум, Алексей Чапыгин, Николай Клюев, С. Писахов, Б. Шергин, О. Фокина, Н. Рубцов, В. Белов). Ст. “В краю родникового слова”, с.180-181.
О каких писателях особенно болела душа и почему?
Слайд 15
(О Писахове и Шергине. Это великие словотворцы, а о них в России не знают. Ст. “Я всегда взываю к активности”, с.219: “Назовите в Москве, Ленинграде или еще где Писахова – пожмут плечами. Почему мы так обращаемся со своими сокровищами?” (с.226-227). К столетию Писахова в 1979 г. Абрамов почел своим долгом написать статью для “Советской России”. В 1981 г. на встрече с архангельской интеллигенцией он так ответил на вопрос, что побудило его выступить с этой статьей: “Я надеялся, конечно, что будет отмечен юбилей на родине, в частности в Архангельске. Но, к сожалению, этого не случилось. Это прискорбно”).
Слайд 16
Импульсом, вызвавшим глубокие размышления Абрамова о тайне художественного слова Шергина, стало поразившее его известие о смерти этого мастера слова. Вернее, не само известие, а свидетельство того, что имя Шергина окружало плотное и прочное забвение.
Заметки: “Б. Шергин” (гл.1, с.418); “Самый надежный судья – совесть” (с.256): “Это два писателя, которые связаны с Севером, и действительно, они если не забыты, то подзабыты”. “Я всегда взываю к активности” (с.219): “Гайдар жил год, и по сему случаю проводятся юбилеи, фестивали, праздники, пишутся книги. Ну ладно, пишите! Но не забывайте, что у вас тут жили богатыри слова: Шергин! Писахов!”
Приведите высказывания писателя о творчестве, значении для литературы С.Г. Писахова (Приложение 2).
Слайд 17
Учитель: Насколько глубокий взгляд, насколько точные оценки.
А что поразило вас в оценке Абрамовым личности и творчества Б. Шергина? (Приложение 3)
Слайд 18
Вывод учителя: Поражает, насколько пристально и внимательно вчитывался Абрамов в шергинское слово. Не только впечатления о встрече с Шергиным или рассказ о прощании с ним ценны в заметках Абрамова. Привлекает глубина его проникновения в сущность творчества Б. Шергина, уровень понимания самой сути этого творчества. “Беловодье души – вот что такое Шергин”, “Искусство Шергина сродни иконе. Икона в литературе” и др.
Эти размышления о творчестве Писахова и Шергина – еще одно свидетельство способности Ф. Абрамова не замыкаться в определенных рамках, а стремиться постичь иные, даже на других принципах, чем собственный художественный мир, построенные эстетические системы.
Еще одно имя мы встречаем в публицистике Абрамова – Мария Дмитриевна Кривополенова (Приложение 4).
Слайд 19
Может быть, кому-то абрамовские оценки творчества Писахова, Шергина, Кривополеновой покажутся завышенными, преувеличенным его утверждение, что эти писатели “принадлежат к самым почитаемым и достославным именам русской культуры”, но нельзя забывать, что Абрамов стремился не к бесстрастной объективности, когда утверждал это, а всячески старался пробудить у широкого читателя интерес к этим именам.
Разговор об отношении писателя к культурной жизни Севера будет неполным, если не упомянуть о том внимании, которое он проявлял к творчеству архангельских писателей.
С какими оценками писателей встретились вы, читая статьи Абрамова?
Слайд 20
(Среди писателей – уроженцев Севера Ф. Абрамов всегда выделял Ольгу Фокину, которую называл “нашим самым ярким поэтом из женщин” (ст. “Самый надежный судья – совесть”, с.253).
Ст. “Я всегда взываю к активности”, с.222-223 – о Фокиной, с.223 – о Журавлеве, с.225 – о протопопе Аввакуме.
Ст. “Самый надежный судья – совесть”, с.253: “Оплакиваю и каждый раз рыдаю над стихами, особенно последними, так рано скончавшегося Николая Рубцова”.
Ст. “Правда вооружает”, с.195 – о Белове.
Помощь и поддержку видели от Абрамова и другие писатели.
Н.К. Жернаков вспоминал, как поражен был он, знавший Абрамова давно, но знакомый с ним “издали”, когда при первом их разговоре, при первой встрече, произошедшей в 1965 г., с радостью и удивлением обнаружил: “Федор Александрович, оказывается, читал почти все, что к тому времени мной было издано. Он даже свободно называл имена героев моих повестей и романов”.
В фондах Литературно-мемориального музея Ф. Абрамова хранятся письма писателя, адресованные и Н. Жернакову, и другому писателю-северянину Е.Ф. Богданову. В письмах этих – отклики на произведения земляков, советы, пожелания.
На встрече с архангельской интеллигенцией Абрамову был задан вопрос: “Как вы относитесь к идее создания Литературного музея в Архангельске к 400-летию со дня его основания? Чем бы вы смогли помочь его организаторам?”
Что ответил писатель?
(Ст. “Я всегда взываю к активности”, с.226: “Господь мой, если это еще одна акция, ведущая к прославлению нашей прекрасной северной земли, если это в какой-то мере зависит от меня, то я обеими руками “за”.
В последнем из своих интервью, которое писатель дал в 1982г., на вопрос корреспондента о том, что читает Абрамов, он ответил: “Вы застали меня в пору, когда я читаю литературу о Севере” (ст. “Деревня – мать наша”, с.337).
Я думаю, все вышесказанное помогает нам понять, почему так волновала Федора Александровича судьба столицы Севера.
Слайд 21
Мы переходим к четвертой проблеме: размышление о лице столицы Севера – Архангельске, о его неповторимом облике.
Каким хотел видеть Федор Александрович новый Архангельск?
Слайд 22
(Ст. “В краю родникового слова”, с.182, ст. “Я всегда взываю к активности”, с.217-219).
В настоящее время, в эпоху демократии, постепенно, пошагово, не в полную меру, но все-таки сбываются мечты и надежды писателя.
В чем это проявляется?
Слайд 23
- Благоустраивается центр Архангельска – Чумбаровка. Заповедный уголок старого деревянного города).
- Появился музей С.Г. Писахова, памятник ему).
- Есть в Архангельске улица им. Федора Абрамова).
- Литературный музей, пусть частный, но есть).
- Проводятся Шергинские чтения. Отмечаются юбилеи. В 2009 г. – 130 лет со дня рождения С.Г. Писахова).
Это, конечно, немного. Нет еще улицы Писахова, Шергина, не увековечена память М.Д. Кривополеновой, М. Крюковой. Но возможности для этого есть.
Давайте посмотрим, в каком состоянии находится сейчас народное искусство.
Слайд 24
(Сбываются надежды Абрамова на возрождение песенных традиций. Народные хоры Архангельской области поют старинные северные песни. Возрождаются народные ремесла. Возрождаются крестьянские праздники – Рождество, Пасха, Масленица. Отстроен заново ныне действующий Сийский мужской монастырь. Благодаря стараниям жены писателя Людмилы Владимировны постепенно отстраивается и ныне уже действует Веркольский монастырь. Реставрируются храмы, строятся новые в Архангельске и области).
Почему же все это невозможно было сделать в то время, когда жил Абрамов, в годы, которые сегодня окрестили эпохой застоя?
(Путь к духовной свободе был осложнен догматами времени, ложными идеями классовости, партийности).
Ф.А. Абрамов прекрасно понимал, каким прессом лежит на гражданах его страны административно-командная система. Но уже тогда, в то время он призывал действовать. Давайте еще раз вспомним, к чему призывал Абрамов своих земляков.
Слайд 25
- Жизненное кредо писателя: “Надо быть не правдоискателем, а правдоустроителем”.
- Мы ничего не можем, ничего не решаем – это самый ненавистный мне образ мышления, с которым необходимо бороться, ибо многое на местах зависит от нашей общей активности, от поведения каждого человека.
Слайд 26
- Проблема лица города, его облика неповторимого – это вместе с тем проблема чисто человеческая, нравственная, духовная, культурная.
- Надо быть хозяевами своего дома и в своем доме.
Федор Александрович прекрасно сознавал, в какие стены он стучится, с чем сражается. Но он призывал действовать, а не ныть. И при этом думал о душах людей, о том, что достойное поведение в любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах, дает человеку возможность быть личностью. Даже если ты знаешь, что ничего не добьешься, - действуй, ибо иначе ты понесешь необратимые нравственные потери.
V. Подведение итогов урока
Давайте подведем итоги.
Каким вы увидели Абрамова-публициста? Ответьте одним предложением: Абрамов-публицист – это… (гражданин, переживающий за судьбу страны; Отечества достойный сын; страстный борец за правду; народный трибун, готовый вести за собой массы; человек неравнодушный; писатель, взывающий к активности).
Закончить разговор хочется словами современников, знавших Абрамова и слышавших его волнующее слово.
Слайд 27
Евгений Минин: “Болью и гневом рвалась твоя душа, страдающая за родную землю. Ты рассказал о времени и о себе и каким-то чудом слил это в единое слово”.
Д.С. Лихачев: “Он был и поразительным оратором, оратором-публицистом, слушать которого было почти потрясением”.