Урок литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" в 5-м классе. Тема "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души"

Разделы: Литература


Цели урока:

1. Познакомить со слогом Паустовского.

2. Изучить приёмы передачи мыслей автора.

3. Формировать языковую личность.

Воспитательные задачи:

1. Пробудить стремление к самоанализу своих поступков.

2. Воспитывать уважение к старшим, к их мудрым советам.

3. Экологическое воспитание – “человек – сынок природы”.

Оформление и оборудование:

  • Портрет К.Г.Паустовского
  • Рисунок “Лошадь на тебеневке”
  • Книги о лошадях
  • Статуэтка “Лошадь с жеребёнком”
  • Рисунки учащихся 5 класса на тему “Добро” (как я понимаю это слово)
  • Кроссворд.

Ход урока

I. Слово учителя: “Как сделать так, чтобы меня понимали? ”. Такой вопрос вы часто задаёте и себе, и родителям, и учителям. Одни хотят, чтобы им помогали психологи, взрослые. Другие хотели бы послушать мнение ровесников. Мне кажется, ребята, что с этим вопросом вам лучше обратиться к самим себе, поискать ответ в своём отношении к людям, к окружающему миру.

II. Перед вами кроссворд. Решив его, вы определите главное, ключевое слово нашего урока.

Вопросы: По горизонтали.

Что всегда ищут в сказках разбойники и жадные люди? (Клад).

Какой маленький волшебный предмет помогает герою сказки перенестись в другие земли? (Кольцо).

Где пряталась сила Черномора? (Борода).

Особый небольшой предмет, внешне доказывающий, что это король. (Корона).

Чем внешне Баба Яга отличается от других сказочных героев? (Нога).

 

Ответ по вертикали: “Добро”.

Вопрос: Как вы понимаете ключевое слово добро?

Ответ: По словарю С.И. Ожегова добро – 1. Все положительное, хорошее, полезное, 2. Имущество, вещи.

В: Расскажите по своим рисункам, как вы понимаете и представляете слово добро.

О: Учащиеся защищают свои рисунки, на которых изображены тёплый летний дождь в капельках “добро”; яркий букет цветов; колоски на поле, хлеб на столе; дятел, который “лечит” дерево, мальчик, помогающий старушке, и другие.

Только один мальчик (по просьбе учителя) нарисовал зло: чёрное чудовище, изрыгающее огонь из своей пасти.

В: Какие цвета помогли вам в своих рисунках раскрыть тему добра и зла?

О: У добра цвета яркие: красные, розовые, голубые, зелёные, а зло всегда бывает страшным, чёрным.

III. Тема нашего урока: “В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души”.

Эпиграф:

Когда метель кричит, как зверь,-
Протяжно и сердито,
Не запирайте вашу дверь,
Пусть будет дверь открыта.
Б.Окуджава.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с необычным рассказом – сказкой К.Г.Паустовского, который называется “Тёплый хлеб”.

В: Как вы понимаете словосочетание “тёплый хлеб”?

IV. Чтение, лингвистический анализ текста.

  1. Прочитайте 4 абзаца, перескажите (стр.5)
  2. Встреча с мальчиком Филькой (Жил в Бережках…)
  3. Чтение стр. 5-6 “Злой поступок” (В один из таких…… иди, копай)
  4. Метель – расплата. Самостоятельное чтение стр.6.

Вопрос: Найдите ряд ключевых слов, помогающих увидеть страшную метель.

Ответ: Засвистел пронзительный ветер, летела солома с крыш и т.д.

5. Чтение по ролям: слова автора, бабушка, Филька стр.7

В: В чём заключается мудрость бабушки?

О: Она помогает Фильке задуматься о своём поступке.

6. Какое решение принял Филька? (пересказ стр.8)

7. Чтение вслух стр.9-10 (“А ежели не согласятся ребята…”)

8. Радость в деревне, сжатый пересказ стр. 10-11 (“Старое скрипнуло …… чудесного хлеба”)

9. Как вы думаете, что ещё не сделал Филька? Найдите главную мысль в отрывке на стр. 11-12 (на следующее утро…)

О: Конь обижен! Надо просить прощения!

V. Обобщение.

Почему при чтении этого рассказа у вас, ребята, менялось настроение?

А кто из вас подвёл к размышлениям, переживаниям?

О: Автор помог нам почувствовать мысли о том, что за свои поступки надо отвечать.

Какие же выводы вы сделали для себя?

Вам запомнилась бабушка Фильки? Чем?

У кого есть бабушки? Прислушиваетесь ли вы к их советам? Нет ли Филек среди нас? А если есть, пусть быстрее исправляются, как герой рассказа.

VI. Работа с иллюстрацией.

“Башкирская лошадь” (на тебеневке).

Рисунок выпускницы школы М. Усмановой.

- Какой нарисовала Миннигуль лошадь на тебеневке?

- Как она относится к лошади? Как вы это поняли?

- Посмотрите на статуэтку “Лошадь с жеребёнком”

- Что вы можете сказать об авторе?

VII. Как, по–вашему, можно связать смысл темы, урока, эпиграфа и ваших рисунков на тему “добро”?

VIII. Заключение. Прочитать заповедь старца.

( журнал “Мы”, №5,6, 1993год, стр.9).

… В дни римского императора Траяна в городе Эфесе жил старец, просвитер Иоанн, такой древний, что успело смениться несколько поколений, а он всё жил. И думали в городе, что он и есть тот самый Иоанн, один из двенадцати Апостолов, тот, “кого любил Иисус”, кто написал одно из Евангелий. Был он слаб и уже не мог ходить. Когда же люди расспрашивали его, просили рассказать что – нибудь об Иисусе Христе, он отвечал только одно: “Дети, любите друг друга, любите друг друга!”. Это наскучило всем, и однажды ему сказали: “Иоанн, что же ты повторяешь всё одно и то же?”. Он помолчал, подумал и сказал: “Так Господь велел, и этого одного, если исполнить, - довольно… - И опять: “Дети, любите друг друга…”

Подумай и ты. А вдруг этого действительно достаточно для того, чтобы начать строить на нашей планете счастливую жизнь? И всегда понимать друг друга?

IX. Домашнее задание: Народная мудрость в сказке.