Урок литературы по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (8-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 8


Тема: Загадки повести – загадки жизни.

Тип урока: обобщение знаний.

Форма урока: литературная игра.

Цели:

  • Углубить понимание идейно-художественного богатства произведения.
  • Учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.
  • Развивать индивидуальные качества учащихся: творческие возможности, способность к целеполаганию и самооценке.

Эпиграф: «В «Капитанской дочке» всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её». (Н.В.Гоголь)

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к произведению, рисунки учащихся «Маша Миронова», «Оценочный лист».

ХОД УРОКА

Слово учителя: Мы прочли последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено19 октября 1836 г. На этот день как раз приходилась очередная, при том торжественная  25-летняя годовщина открытия Лицея – последняя, на которой присутствовал Пушкин.
Мы с особым вниманием вглядываемся в  последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. В этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение. Не всё так просто в повести, как кажется на первый взгляд.
Наша задача – разгадать некоторые загадки произведения, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творчества.

Тема урока-игры, эпиграф.

Работа с «Оценочным листом».

1 этап игры: Блиц-опрос

Цель: вспомним страницы повести.

  1. Имя отца Гринёва (Андрей Петрович)
  2. Сколько было крепостных у отца Петра Гринёва и в какой губернии была его деревня? (300 крепостных, В Симбирской губернии)
  3. Сыну был пожалован в дядьки… (Стремянной Савельич)
  4. Продолжите: « Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? … (Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии…да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон)
  5. Шаматон – это… (бездельник, шалопай)
  6. Швабрин сказал Гринёву: «Если хочешь, чтобы Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…» (пару серёг)
  7. «Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце…года» (1773 г.)
  8. Генерал Р. писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак… (Емельян Пугачёв)
  9. …учинил непростительную дерзость (принятием на себя имени покойного императора Петра 3)
  10. Кто сидел « под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбоченясь»? (Пугачёв)

Заполнение оценочного листа.

2 этап игры: Тест (Приложение 2)

Выбор варианта теста с подсказкой (на  «4») и без неё (на « 5») – Д.З.

Заполнение оценочного листа

3 этап игры: Задание для аргументированного ответа

1 загадка – загадка жанра

Для выполнения этого задания разделитесь на три команды, обсудите задание, назначьте лидера, который представит ответ.

Цель: учитесь работать в группе, выслушивать точку зрения, предлагать свою, доказательно и аргументированно отвечать на вопрос.

Можно ли назвать «Капитанскую дочку»…

1 команда:….бытовым романом?
2 команда:….нравоучительным романом?
3 команда:….историческим романом?

Вывод: о жанре произведения можно спорить; но мы видим в нём и то, и другое, и третье, как в жизни. Пушкин помогает увидеть  жизнь  во всей её полноте, понять, что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории. А разве мы привыкли задумываться над ходом истории? Не всегда. А надо: и вы, и ваше будущее зависят от того, что происходит в настоящем. – на доску!

Заполнение оценочного листа
Анализ ответа учителем

4 этап игры: Отгадайте, кто этот человек

2 загадка – загадка характера человека

«Это прекрасный человек, которого автор помогает нам увидеть за внешней простотой героя – любящего, стойкого в минуты опасности, живущего по правильным, благородным законам. Эти законы делают значительной жизнь его, помогают окружающим людям, спасают их. Черты характера: твёрдость, решительность, чувство долга, самоотверженность. Пушкин позволяет за внешней скромностью увидеть характер удивительный. Человек этот считает, что не будет счастья без благословения родительского, готов умереть, если будет в неволе. Об этом герое Гринёв узнаёт от Швабрина: «…совершенная дурочка.»

Екатерина 2, Пётр 3, Маша Миронова. Государственные лица и человек. Кто из них важнее для Пушкина? (Человек. И государственное лицо настолько важно и прекрасно, насколько оно – Человек) – на доску!

Заполнение листа.

Рисунки учащихся «Маша Миронова».

Итак, человек, даже самый скромный, иногда – загадка

5 этап игры: Разгадай эпиграф

Пушкин даёт подсказку – эпиграф. Из 17 эпиграфов 10, то есть большинство, взяты из народного творчества.
Цель: разгадайте эпиграф
2 Команды,  получите задание (задание на листе)

Ответ 1: Храбрый, скромный, честный капитан Миронов не выслужил ни почёта, ни богатства, ни сострадания. Это сострадание звучит в народной песне – эпиграфе. Учит видеть человека за должностью и мундиром.

Ответ 2: Отношением к беззащитному оценивает Пушкин человека.
Швабрин, пользуясь беззащитностью Маши, держит её под замком.
Гринёв – защищает.
Пугачёв – берёт под покровительство.

На доску! Учись отличать истинное великодушие от показного, видеть настоящую красоту за красотой внешней.

6 этап игры: Реши проблему:

– Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II или Пугачёв?

3 загадка – загадка основной мысли

А) инсценирование эпизода «Освобождение М.М. Гринёвым и Пугачёвым.
Б) инсценирование эпизода «Встреча М.М. с Екатериной II»

Вывод: Самой важной, на мой взгляд, мыслью в произведении является мысль о великодушии, которое так нужно в сложных обстоятельствах жизни, о возможности понять каждого человека.

На доску! Человек должен быть великодушным, готовым понять другого.

(Нам понятен и башкирец 70 лет, в глазах которого не угас огонь ненависти, ибо жизнь научила его ненавидеть; капитан Миронов, честно и храбро служивший императрице, Пугачёв, в котором Пушкин помогает увидеть не исчадие зла, бешеного пса, изверга естества, по характеристике историка Броневского, а человека, верного дружбе, благородного, великодушного)

Заполнение листа

Итог урока: Итак, роман Пушкина внешне прост – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки. Какие загадки сегодня мы пытались разгадать?

Обращение к доске: (Приложение 1)

Загадки романа – это загадки жизни, которые Пушкин учит нас видеть и понимать.