Тема урока: «Чародейкою Зимою околдован…» (Зима в произведениях поэтов, художников и композиторов).
Цель урока:
от реальных наблюдений подняться к эстетическому освоению меняющегося пейзажа; открыть неповторимость отношения к зимнему пейзажу поэтов, художников, композиторов.
Задачи урока:
1) сравнить зимние пейзажи в произведениях Ф.Тютчева
«Чародейкою Зимою…» и С.Есенина «Белая береза», определить
разность их настроений и общую манеру поэтов рисовать природу;
2) выяснить роль эпитета, олицетворения, сравнения в выражении авторской оценки;
3) побудить учащихся к литературному творчеству.
Умения и навыки учащихся:
1) находить общий тон, настроение произведения;
2) умение оправдать чувства, возникшие при чтении, и найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения;
3) умение выразительно читать лирическое произведение.
Оборудование: репродукции картин Грабаря «Февральская лазурь», Шишкина«Иней», детские рисунки, музыка П.И.Чайковского «Времена года».
Ход урока
Ребята, тема нашего урока «Чародейкою Зимою околдован…». Посмотрите, какие слова подбирает поэт, чтобы описать зиму. («Чародейкою… Зимою… околдован…»)
- А почему слово Зима с большой буквы?
- А кого мы называем Чародейкою? (Волшебник, колдун. Человек, который пленяет, производит неотразимое впечатление чем- нибудь.)
- Околдован. А это как вы понимаете? (Подчинить силе колдовства. Очаровать, увлечь.)
Да. На сегодняшнем уроке нам важно увидеть, сумели ли поэты, художники и композиторы передать свое очарование нашей зимней русской природой и пробудить в нас восхищение ею. Давайте вспомним, как начиналась зима в этом году: Надоевшие всем дожди и слякоть, унылая, мокрая земля. И вот… (звучит музыка П.И.Чайковского «Декабрь» - отрывок).
- Вы узнали это произведение? Слушая музыку, какие картины зимней природы вы представили?
- А какое настроение передает эта музыка?
- А теперь посмотрите, как рисует начало зимы А.С.Пушкин.
Ученик читает отрывок из романа «Евгений Онегин».
Вот север, тучи нагоняя…
…Проказам матушки зимы.- Снег мягким, пушистым ковром закутал озябшую землю. Деревья словно одеты в белые шубы и шапки.
- А как названа зима в этом стихотворении? (Волшебница- синоним к слову Чародейка).
- Почему матушка зима?
- Какой прием использует поэт? (Олицетворение. О зиме говорится как о близком, родном человеке: пришла, рассыпалась, легла, сровняла).
- Хорошо. Какое настроение в начале стихотворения? (Мрачное)
- А в конце стихотворения? (Радость, праздник).
- А теперь посмотрите на репродукцию с картины Грабаря «Февральская лазурь».
- А здесь какое настроение?
Видим березку в солнечный день. Художник рисует одно дерево - березку (своеобразный символ нашей Родины).А какое многообразие оттенков! Кажется, что разноцветные потоки света хлынули сверху и повисли, как гирлянды, на этой березке.
Вот что рассказал художник об истории создания картины: «Я стоял около дивного экземпляра березы. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба…»
Мы увидели, что художник передает радостное, праздничное настроение, свое очарование от увиденной картины.
- Ребята, а что происходит зимой с природой? (Природа спит. Земля как бы отдыхает от трудов и копит силы).
Послушаем два стихотворения.
Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою околдован…», С.А.Есенин «Береза.»
Два разных поэта, живших в разное время!
- Как они рисуют зиму? (Зима погружает в сон, очаровывает).
- Какое настроение создает стихотворение Ф.Тютчева? (Боимся потревожить сон леса). А С.Есенина?
Посмотрите, как много здесь совпадений, лексических совпадений. Найдем эти слова.
- Какую картину вы представили себе в воображении?
- Какие слова помогают нарисовать эту картину?
- Какие слова кажутся вам важными?
- Какие художественные средства используют поэты? (Сравнение, олицетворение, эпитеты).
- Найдите их.
- Легкой цепью пуховой… Что это? Иней!
- Посмотрите на репродукцию с картины Шишкина «Иней».
- Какое время дня изображает художник? (Начало дня.)
- А здесь какое настроение? (Спокойное).
- А как художнику здесь удалось передать настроение?
- Цвет снега - сравните у Грабаря и Шишкина. (Грабарь - белый, красный, сиреневый, желтый тона, сине-сиреневый снег,
белизна и золото березового ствола. Шишкин - белый, синий ).
- А теперь посмотрим на ваши рисунки. Где более спокойная зима, а где радостная? Каждый по-своему увидел, в чем красота зимнего пейзажа.
Композиторы тоже по-разному передают мир зимней природы. Послушаем два отрывочка.
- Первый отрывочек ближе к какому настроению? А второй? (1- спокойный, 2- радостный).
Зима, как Волшебница, Чародейка, сумела заворожить нас. И мы почувствовали, что и мы можем писать стихи. Хочется это очарование выразить в своих стихах.
Детские стихи (2-3).
Вернуться к теме.
Зима-Чародейка околдовала меня… (Чем? Закончите предложение)
(Опросить 2-3 учащихся).