Урок литературы в 6-м классе "Заключительный урок по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Разделы: Литература


Цели:

  1. В игровой форме обобщить знание сюжета произведения, знание таких терминов как юмор, повесть, фантастика; умение определять портретную характеристику героев.
  2. Развивать творческие способности учащихся.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход урока

1. Орг. момент.

Мы сейчас живём в преддверии Новогодних праздников, когда случаются сказочные и фантастические чудеса. И сейчас мы с вами побудем в такой сказке, вспоминая страницы повести «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя.

2. Вступительное слово.

Выступление двух учащихся в народных костюмах под музыку:

1.«Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как упоительны, как роскошны, как необыкновенно притягательны повести неведомого в Санкт-Петербурге пасечника рудого Панька. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился», – писал Александр Сергеевич Пушкин в письме своему приятелю.

Столь высоко оценённые Пушкиным повести под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки» вышли в 1831 году, а автор их обитал в ту пору в Павловске, неподалёку от Пушкина, проводившего то лето в Царском Селе. Было молодому и в раз ставшему известным Николаю Васильевичу Гоголю 22 года. Родился же автор «Вечеров…» то ли в самих Сорочинцах, то ли близ них. Доктор Трохимовский заверил мать новорождённого Марию Ивановну: «Славный будет сын». Так оно и вышло.

2. Детство Николая Васильевича Гоголя прошло в обожаемой им Малороссии, которую лучше, красочнее, любовнее никто ни прежде, ни после не описывал. Ещё в гимназии завёл он большую конторскую «Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию», куда заносил любопытные словечки, фамилии, прозвища, предания, бытовые сценки. Уже в Петербурге , стремясь быть «полезным человечеству», учась живописи. Работая канцелярским чиновником и преподавателем истории, общаясь с людьми учёными и талантливыми, Николай Васильевич просит матушку присылать побольше заметок о самой Украине, её обычаях, нравах и верованиях, ведь «здесь так занимает всё малороссийское». А что касается поэзии, так Пушкин прав, Николенька и в детстве, и в юности стихами весьма увлекался и даже поэму опубликовал. Только славы она ему не принесла. Да и критики заругали. Вот тут-то чувствительность автора и сказалась: Гоголь скупил и уничтожил почти весь тираж изданной поэмы « Ганс Кюхельгартен» и навсегда с поэзией закончил. Зато с прозой вышло всё как нельзя удачнее. «Вечера…» принесли гоголю настоящую славу. Это книга романтика, художника, поэта в прозе.

Учитель:

Вспоминая весёлые и поэтические страницы повести, мы, как герои волшебных сказок, выполним задания. А команда, лучше справившаяся с заданиями сможет открыть этот волшебный ящик, в котором находится предмет, связанный с повестью «Ночь перед Рождеством». (в коробке выполненные из бумаги и картона черевички).

А моим помощником будет герой предрождественской ночи – чёрт, который за победу в конкурсе будет дарить команде звезду с неба.

3.П редставление команд.

Начнём игру с представления команд.

1 команда – Рудой Панька.
2 команда – Вакула.

(инсценированное представление команд по 1-й минуте)

4. Блиц-турнир.

Каждому из участников команды я задаю по вопросу. Какая из команд даст большее количество правильных ответов?

  1. Что собирала ведьма в рукав в ночь перед рождеством? (звёзды)
  2. Как ведьма и чёрт попали в хату? (через трубу)
  3. кто и зачем украл месяц? (чёрт, чтобы устроить пакость кузнецу Вакуле)
  4. За что чёрт мстил кузнецу? (кузнец нарисовал в церкви с цену страшного суда)
  5. Как звали ведьму и кем она приходилась кузнецу? (Солоха, мать)
  6. Почему из всех ухажёров Солоха предпочитает Чуба? (потому что богат)
  7. Что ел пузатый Пацюк во время разговора с Вакулой? (галушки, вареники со сметаной).
  8. Что такое колядки? (рождественские песни)
  9. Что сказал пузатый Пацюк Вакуле (тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами)
  10. Кто угодил в мешки в избе Солохи? (Чёрт, голова, дьяк, Чуб)
  11. Куда отправился Вакула, попав в Санкт-Петербург? (к запорожцам)
  12. О чём думал кузнец, попав в царский дворец? (о красоте картин, паркета, ручек на дверях)
  13. Какие два известных исторических лица появляются перед нами во дворце? (Екатерина Вторая и князь Потёмкин)
  14. Изображение чего-либо в смешном виде (юмор)
  15. Как запорожцы называли царицу? (мама)
  16. Какой слух прошёл после исчезновения кузнеца? (о его смерти)
  17. Как кузнец отблагодарил чёрта? (отвесил чёрту три удара хворостиной)
  18. Поговорка, которую говорит Оксана Вакуле (ему когда мёд, тогда и ложка нужна)
  19. К кому отправились Чуб и кум предрождественскую ночь? (к дьяку)
  20. Почему за помощью Вакула обращается Пузатому Пацюку? (он знался с нечистой силой)
  21. Как можно укротить чёрта? (совершить крестное знамение)
  22. Что сказала Оксана, когда Вакула принёс ей черевички? (Нет, мне не нужно черевиков, я без них)
  23. Один из видов эпического произведения, больше по объёму, чем рассказ, но меньше, чем роман (повесть)

5. Конкурс редакторов.

Для следующего конкурса необходимо по одному человеку от команды. Вы сыграете роль волшебников – редакторов. В предрождественские дни нечисть, как всегда, напакостила – убрала из текста некоторые слова. Ваша задача – вставить в текст пропущенные слова (они даны для справок). Кто из вас быстрее и правильнее отредактирует текст.

… день перед Рождеством прошел…., …ночь наступила…. звезды. Месяц … поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было … колядовать и славить Христа. … сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них…, как бы вызывая принаряжавшихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами … дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

6. Узнай героя.

А мы в это время проведём конкурс «Узнай героя». Представители каждой команды приготовили портретную характеристику одного из героев повести. А представитель из другой команды должен узнать, чей портрет оно примеряет.

Солоха

…имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие годы. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков (которым, не мешает, между прочим, заметить, мало было нужды до красоты), что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. И, к чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник. Шел ли набожный мужик, или дворянин, как называют себя козаки, одетый в кобеняк с видлогою, в воскресенье в церковь или, если дурная погода, в шинок, – как не зайти к ней, не поесть жирных с сметаною вареников и не поболтать в теплой избе с говорливой и угодливой хозяйкой. И дворянин нарочно для этого давал большой крюк, прежде чем достигал шинка, и называл это – заходить по дороге. А пойдет ли, бывало, она в праздник в церковь, надевши яркую плахту с китайчатою запаскою, а сверх ее синюю юбку, на которой сзади нашиты были золотые усы, и станет прямо близ правого крылоса, то дьяк уже верно закашливался и прищуривал невольно в ту сторону глаза; голова гладил усы, заматывал за ухо оселедец и говорил стоявшему близ его соседу: «Эх, добрая баба! черт-баба!»

Чуб

Но охотник мешаться в чужие дела тотчас бы заметил, что Солоха была приветливее всего с одним козаком. Он был вдов; восемь скирд хлеба всегда стояли перед его хатою. Две пары дюжих волов всякий раз высовывали свои головы из плетеного сарая на улицу и мычали, когда завидывали шедшую куму — корову, или дядю — толстого быка. Бородатый козел взбирался на самую крышу и дребезжал оттуда резким голосом, как городничий, дразня выступавших по двору индеек и оборачиваяся задом, когда завидывал своих неприятелей, мальчишек, издевавшихся над его бородою. В сундуках у него водилось много полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами: покойная жена его была щеголиха. В огороде, кроме маку, капусты, подсолнечников, засевалось еще каждый год две нивы табаку.

Представитель команды подставляет к себе изображение героя без лица и по представляемой характеристике угадывает героя.

7. Кроссворд.

  1. Кто похвалил новую хату Вакулы? (архиерей)
  2. Должностное лицо, которому Вакула выкрасил забор? (сотник)
  3. Казаки, которых встретил Вакула по дороге в Петербург? (запорожцы)
  4. Предмет домашнего обихода, в котором хранили добро? (сундук)
  5. Должностное лицо, от которого, как говорили, ни одна ведьма не ускользнет? (заседатель)
  6. Что спрятал черт в кармане? (месяц)
  7. Профессия односельчанина, помогавшего куму нести мешок? (ткач)
  8. Башмаки. (черевички)
  9. Рождественские песни. (колядки)

Дополнительные вопросы:

  1. Что вам известно о Рождественском празднике?
  2. какие фантастические предания и легенды легли в основу повести «Ночь перед Рождеством»?

8. Конкурс актёрского мастерства.

Инсценировка – домашнее задание эпизода «Вакула в хате Оксаны». Участвуют представители из двух команд – Оксана и Вакула. Жюри оценивает игру участников.

9. Итог.

Подсчитаем количество звёзд у каждой команды. Открываем чёрный ящик.

Вручение приза – черевичек.

Ребята, как вы считаете, почему Вакула всё же добивается своей цели? В чём была его сила? (Он храбр и решителен, но самое главное – он искренне любил. А настоящие и искренние чувства помогают людям добиваться в жизни своего.) Оксана в конце повести прозрела. Я надеюсь, что после прочтения этой повести мы станем друг к другу добрее и терпимее. А чтобы зимние праздники были для вас более тёплыми, каждый из вас получит рецепт украинского народного блюда – вареников.

Ученики и гости урока получают рецепты:

  1. Состав

    для теста:
    яичные белки - 3 шт,
    вода - 0,5 ст,
    молоко - 0,5 ст,
    соль - 0,5 ч.л,
    мука - 5-6 ст

    для вишневой начинки:
    вишня или черешня - 800 г,
    сахар - 0,5 ст,
    манная крупа - 2-3 ст.л.


    Приготовление

    Яичные белки смешать с водой, молоком, солью и хорошо размешать. Постепенно добавляя в яичную массу муку, замесить крутое тесто. Тесто накрыть салфеткой или крышкой и оставить на 30-40 мин (это делается для того, чтобы тесто стало более эластичным).

  2. Для теста: 0,5 кг муки,1ст. кефира или натуралного йогурта,1 яйцо,соль, 0,5 ч.л.соды погашенной уксусом.
    все перемешать и раскатать рулетик.рулетик порезать и из полученных кружочков лепить вареник.
    для начинки: картофель отварить (воду слить) и сделать пюре,добавить предварително обжаренные в подсолнечном масле мелко порезанные грибы с лучком. Отварить в подсоленной кипящей воде.

10. Домашнее задание.

  1. Отредактировать текст (учащиеся, участвовавшие в конкурсе редакторов, готовят рассказ о детских годах Н.А. Некрасова).
  2. * По желанию сочинить рождественскую сказку.

Презентация – Приложение 1, кроссворд – Приложение 2, конкурс редакторов – Приложение 3, рецепты вареников – Приложение 4.