Цель урока: через текст, фрагменты видеофильма, иллюстрации сопоставить поведение героев; определить черты характера, вызывающие уважение людей.
Методические приемы: беседа, индивидуальные задания на ПК, упражнения по теме урока на ПК, работа с текстом.
Оборудование: медиакабинет, ПК учеников, ПК учителя, интерактивная доска (в течение урока на доске с правой стороны высвечиваются вопросы, слева оформляется столбец “Черты характера положительного героя”.)
Оформление кабинета: на левой и правой стене кабинета фотобаннеры с видом гор, саклей горцев. Полумрак, приглушенно звучит народная музыка горцев. По периметру кабинета сидят ребята, рядом ПК, рабочий стол учителя с ПК, интерактивная доска.
Условное обозначение урока: ПК – персональный компьютер, ИАД – интерактивная доска, ПОУ – примерные ответы учеников, СУ – слово учителя, ВУ – вывод учителя, - просмотр фильма.
ХОД УРОКА
На ИАД высвечивается тема урока “Чтобы тебя уважали…”
СУ: Бывают в жизни такие моменты, когда ты оказываешься в трудной, даже опасной ситуации. Как поступить? Как не упасть духом? Как сделать так, чтобы тебя уважали? Герои рассказа Л.Н.Толстого “Кавказский пленник” Жилин и Костылин оказались в плену у горцев – татар. Как ведут они себя? Как проявляется их характер? Об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.
Сейчас мы вместе с героями рассказа окажемся в татарской сакле, где будет решаться их дальнейшая судьба. Вы будете не просто наблюдателями, а молчаливыми участниками событий.
Ребята, всмотритесь в лица героев, обратите внимание на их поведение.
Просмотр эпизода “ Требование выкупа” (фильм “Кавказский пленник”).
СУ: Что вы почувствовали, находясь в татарской сакле?
ПОУ: Злобность горцев. Было страшно. Казалось, что сейчас накинутся на тебя.
СУ: Какими вы увидели Жилина и Костылина?
Прежде, чем прозвучит ваш ответ, выполните следующее задание:
Работа с ПК.
На экране ПК вы видите таблицу, состоящую из трех столбцов. В среднем столбце находятся слова, характеризующие взгляд, речь, поведение героев. Методом перетаскивания эти слова нужно распределить по двум крайним столбцам, которые и будут характеризовать Жилина и Костылина.
(Приложение 1, слайд № 3)
Жилин | Детали, характер поведения героев | Костылин |
Глаза (взгляд): - наблюдательные глаза - смелый взгляд - рассеянный взгляд - опущенные глаза - страх в глазах Речь: - твердое слово - решительный ответ - молчание - молчаливое согласие Поведение героев: - решительность - настойчивость - безучастность - пассивность |
(Учитель, просмотрев результаты работы, через свой ПК выводит работу одного из учеников на ИАД, предлагает сделать устное обобщение ученикам.)
ПОУ: Мы увидели разных героев.
СУ: Ребята! Я хочу зачитать вам отрывок из текста.
Татары “долго лопотали, вскочил черный, подошел к Жилину:
- Урус, - говорит, - джигит, джигит урус!”
Джигит по-татарски значит “молодец”.
ВУ: Не только мы увидели разность героев, но и горцы.
ИАД С правой стороны высвечивается вопрос: За что зауважали татары Жилина?
ПОУ: За смелый взгляд, твердое слово, настойчивость.
Работа с ПК, ИАД.
(Ученик на ПК набирает слова, характеризующие героя в данный момент, и выводит их на ИАД с левой стороны.) (Столбец черт героя постоянно будет пополняться в процессе урока.)
Черты положительного героя:
(Приложение 1, слайд № 4)
СУ: Ребята, мы с вами говорили о начале трудного пути героев.
А чем занимались офицеры в плену?
Ответ к этому вопросу вы должны были подготовить дома, выполнив задание по выбору: подготовить пересказ эпизодов текста или иллюстрации по темам “ Жилин в плену”, “Костылин в плену”. (Иллюстрации нужно было озаглавить словами текста и принести на электронных носителях.)
Работа с ПК, ИАД.
(Учащиеся загружают иллюстрации в ПК, учитель просматривает работы и лучшие переносит на ИАД. Ученики, глядя на иллюстрации, пересказывают фрагменты текста. После этого учитель убирает с ИАД иллюстрации, оставляя цитаты.)
(Приложение 1, слайд № 5)
СУ: К кому из героев вы относитесь с большим уважением?
ПОУ: К Жилину. Он активен: находит себе занятия, наблюдает за аулом, думает о побеге.
СУ: “ Ай, урус! ай, Иван!... Да я тебя, Иван, полюбил”, - так, ребята, о Жилине сказал его хозяин.
ВУ: Действительно, мы видим Жилина деятельным человеком. Находясь в достаточно сложной ситуации, он не теряет силу духа, ищет пути выхода из сложившейся ситуации. Все действия главного героя подчинены одной цели: выбраться из аула, совершить побег. Костылин тоже хочет освободиться из плена, но не прилагает никаких усилий к этому, он только ждет, когда пришлют из дома денег, считает дни, спит. Костылин, в отличие от Жилина, бездеятелен, не может приспособиться к сложившейся ситуации.
ИАД С правой стороны высвечивается вопрос: За что еще уважают Жилина?
ПОУ: За деятельность, стойкость духа.
СУ: Обобщим и пополним перечень положительных черт героя.
Работа с ПК, ИАД.
(Ученик на ПК набирает слова, характеризующие героя в данный момент, и выводит их на ИАД с левой стороны.)
(Приложение 1, слайд № 6)
СУ: Следующий этап, характеризующий героев, - побег.
Давайте обратимся к электронной хрестоматии <1>, прочитаем эпизод “Побег из плена”, выделяя ключевые слова, фразы, характеризующие героев во время побега. Читаем текст с предложения “Полез Жилин в дыру, раскопал пошире, чтоб и Костылину пролезть; и сидят они - ждут, чтобы затихло в ауле.” до предложения “Опять кинулись вправо, в кусты, под кручь, и легли”.
СУ: Ребята, уберите текст, оставляя выделенное, и ещё раз перечитайте.
(Приложение 1, слайд № 7)
ВУ: Вы видите, ребята, как решительно, мужественно, ярко проявляется в одинаковых обстоятельствах характер одного человека и совсем не проявляется характер другого.
Разность героев заложена автором и в “говорящих” фамилиях.
Жилин - “жила”. Жила - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный, то есть сильный, упругий. <3>
Костылин - “костыль”. Костыль - палка для хромых, безногих. <3>
ИАД: С правой стороны высвечивается вопрос: За что, уважая, преклоняемся перед Жилиным?
ПОУ: За мужество, силу, терпение, преданность, находчивость.
Работа с ПК, ИАД.
(Ученик на ПК набирает слова, характеризующие героя, и выносит их на ИАД с левой стороны)
(Приложение 1, слайд № 8)
СУ: К сожалению, героям бежать не удалось. “Житье им стало совсем дурное”.<2> Жилин и Костылин находятся в глубокой яме под постоянной угрозой погибнуть.
Давайте, ребята, снова переместимся в горный аул.
Просмотр видеофрагмента “Помощь Дины”.
СУ: Почему Дина пришла на помощь Жилину?
ПОУ: Она полюбила его за то, что он интересный, внимательный, смелый, добрый.
ИАД Учитель через ПК на доску выносит отмеченные учениками черты характера Жилина.
ИТОГ УРОКА
(Приложение 1, слайд № 9)
На ИАД высвечивается тема урока “Чтобы тебя уважали…”.
Слева на доске черты характера положительного героя:
- смелость
- твердость
- настойчивость
- деятельность
- стойкость духа
- мужественность
- преданность
- доброта
ВУ: Герои прошли трудный путь. Мы с вами тоже переживали. Иногда осуждали. Хотели помочь. Обратим внимание на те качества характера Жилина, которые вызвали у нас и восхищение, и уважение. Можно ли их взять за основу своего поведения, чтобы вас уважали?
ПОУ: Да, конечно.
СУ: Л.Н.Толстой, автор рассказа “Кавказский пленник”, всю жизнь формировал себя, свою личность, высокие задачи ставил перед собой. В этом ему помогали личные дневники, записи на каждый день. Давайте и мы попробуем составить памятку “Каким я должен быть, чтобы меня уважали”
Домашнее задание по выбору: создать в программе publisher памятку “Каким я должен быть, чтобы меня уважали” и распечатать или написать сочинение по этой же теме.
Использованная литература:
1. Хрестоматия по русской литературе. Электронная библиотека. Электронное издательство “ДирантМедиа”.
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 5 кл.: Учебн.: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2007, с.271.
3. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература 5 кл.: Метод. Советы. - М.: Просвещение, 2001, с.83.