Задачи:
Образовательные:
- актуализация и расширение знаний учащихся об эпических произведениях, в частности, о сказках, закрепление знаний об эпитетах.
- формирование внимательного читателя, способного увидеть характерные черты героев;
- формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;
Воспитательные:
- формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;
- формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.
Развивающие:
- расширение словарного запаса учащихся;
- развитие умений анализа, синтеза и сравнения;
- развитие интереса у учащихся к чтению лучших образцов художественной литературы.
Тип урока: комбинированный.
Формы и способы организации деятельности на уроке: фронтальный опрос, выборочный пересказ, выразительное чтение, выборочное чтение.
Оборудование урока: портрет К.Г.Паустовского, учебник-хрестоматия, иллюстрации по сказке (каждый этап урока своя значимая иллюстрация).
Словарная работа: литературная сказка, сюжет, эпизод, пейзаж, эпитет, милосердие, теплый.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний. Просмотр мультфильма
- Какие вопросы у вас возникли?- То, как человек должен жить и где научиться - жизнь преподносит нам уроки - уроки нравственности.
Давайте, попробуем определить значение слова нравственность из словаря С. Ожегова
Нравственность - это внутренние качества, которыми руководствуется человек, а также этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность формирует взгляд человека на мир, его внутренние ориентиры и цели, влияет на выбор, отношение к другим, к природе, к себе. Нравственность - внутренняя оценка человеком своего поведения и поступков с точки зрения добра.
2. - Какое домашнее задание было на сегодняшний урок? (1. Прочитать произведение К.Паустовского «Теплый хлеб». 2. Найти определение слова «нравственность».)
- Что такое нравственность?
- Мы не можем прожить сразу несколько жизней, поэтому уроки нравственности мы берем не только из жизненного опыта, но и из литературных произведений.
- Какова цель нашего урока? (Ради чего мы живем? Извлечь уроки нравственности из сказки «Теплый хлеб».)
- А сейчас дополните (продолжите) предложения (фразы):
- Понять:
- Анализировать:
- Научиться:
3. Tik Tok - Вспомним признаки сказки
(Авторское видео)
https://youtube.com/shorts/_SZVPW-u6xA?feature=share
4. Работа с текстом сказки
Кто главный герой сказки?
- Каким вы представляете его (внешность, качества характера)?
- Как автор к нему относится? Докажите. Найдите авторскую оценку в тексте.
- Сравните авторскую оценку Фильки и свою.
Какой поступок совершает Филька? Почему он так себя ведет?
Физкультминутка
Покажите:
- как Филька бросает хлеб далеко в снег;
- как стал сильно дуть ветер;
- как разбушевалась снежная буря;
- как Филька с друзьями колол лед.
Как мы понимаем, что он поступил плохо? Какие средства выразительности речи автор использует? Вспомним: олицетворение, сравнение, эпитеты.
5. Творческая работа
А) Подчеркните в отрывке сравнения.
В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице. Казалось, воздух замёрз, и между землёй и луной осталась одна пустота, жгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и её было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.
Б) В списке фразы из сказки. Определите эпитеты и выделит их зеленым цветом.
- Тёплый хлеб
- Соседский мальчишка
- Рыхлые ручьи
- Удивительные дела
- Раненый конь
- Звонкие дрова
В) Выделить зеленым цветом фольклорные элементы, используемые в сказке.
- Эпиграф
- Зачин
- Испытание
- Пословицы, поговорки
- Эпилог
- Концовка
- Волшебные герои
Какие еще герои есть в нашей сказке? Какова их роль? (Зачем автор их включил в сказку?)
А) Раненый солдат (Сравнить с конем).
Б) Бабка (Как объясняет бабка мороз?). (Отрывок из мультфильма)
В) Панкрат.
- Две схожие сюжетные линии. И оба раза Природа протестует и наказывает обидчиков.
- Скажите, а Филька осознал свою ошибку? Как вы это поняли? Докажите текстом.
- Часто мы думаем, что нельзя исправить ошибку. Оказывается, можно, если приложить усилия, т.е. деятельностью, действиями.
- Природа услышала и поддалась, она увидела, что Филька изо всех сил старается, и простила его. Природа здесь выступает как полноценный персонаж.
- Человек и природа взаимосвязанны. Колесо мельницы символизирует жизнь, которая идет своим чередом. Жизнь и природа пошла дальше.
- Вернемся к началу сказки. Как изменила жизнь нашего героя? Каким он стал?
- Какие уроки Филька получил?
- Какие уроки вы для себя получили?
6. Работа с пословицами
(РЭШ, Урок 35).
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7403/main/300976/
- Хлеб - всему голова
- Хлеб сердце человеку укрепит
- Хлеба край - и под елью рай, хлеба ни куска - в палатах возьмёт тоска
- Сытое брюхо к учению глухо
- На чужой каравай рот не разевай
- Голодной куме все хлеб на уме
Прокомментировать и выбрать те, которые подходят к сказке по смыслу.
- Ответим на главный вопрос нашего урока: Ради чего должен жить человек? (помогать, любить, уважать людей)
7. Рефлексия
Сейчас мы попытаемся решить проблему, как должен жить человек. Для этого вы выполните задание: возьмите цветочек, который лежит на парте, приклейте его к дереву добра и счастья, а дома вы обязательно сделаете какое-нибудь доброе дело. На следующем уроке расскажете о нем.
8. Итоги урока. Оценки
9. Домашнее задание
Найти стихотворение А.Яшина «Спешите делать добрые дела…» и попробуйте сделать доброе дело.