Урок литературы в 5-м классе. К.Паустовский "Теплый хлеб"

Разделы: Литература, Мастер-класс

Класс: 5

Ключевые слова: К.Г.Паустовский, К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»


Задачи:

Образовательные:

  • актуализация и расширение знаний учащихся об эпических произведениях, в частности, о сказках, закрепление знаний об эпитетах.
  • формирование внимательного читателя, способного увидеть характерные черты героев;
  • формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;

Воспитательные:

  • формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;
  • формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.

Развивающие:

  • расширение словарного запаса учащихся;
  • развитие умений анализа, синтеза и сравнения;
  • развитие интереса у учащихся к чтению лучших образцов художественной литературы.

Тип урока: комбинированный.

Формы и способы организации деятельности на уроке: фронтальный опрос, выборочный пересказ, выразительное чтение, выборочное чтение.

Оборудование урока: портрет К.Г.Паустовского, учебник-хрестоматия, иллюстрации по сказке (каждый этап урока своя значимая иллюстрация).

Словарная работа: литературная сказка, сюжет, эпизод, пейзаж, эпитет, милосердие, теплый.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Просмотр мультфильма

https://yandex.ru/video/preview/?text=теплый%20хлеб%20мультфильм%201973&path=wizard&parent-reqid=1642335475641372-14885375072843774377-sas5-9950-2d8-sas-l7-balancer-8080-BAL-1722&wiz_type=vital&filmId=5441586043421550380

- Какие вопросы у вас возникли?- То, как человек должен жить и где научиться - жизнь преподносит нам уроки - уроки нравственности.

Давайте, попробуем определить значение слова нравственность из словаря С. Ожегова

Нравственность - это внутренние качества, которыми руководствуется человек, а также этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность формирует взгляд человека на мир, его внутренние ориентиры и цели, влияет на выбор, отношение к другим, к природе, к себе. Нравственность - внутренняя оценка человеком своего поведения и поступков с точки зрения добра.

2. - Какое домашнее задание было на сегодняшний урок? (1. Прочитать произведение К.Паустовского «Теплый хлеб». 2. Найти определение слова «нравственность».)

- Что такое нравственность?

- Мы не можем прожить сразу несколько жизней, поэтому уроки нравственности мы берем не только из жизненного опыта, но и из литературных произведений.

- Какова цель нашего урока? (Ради чего мы живем? Извлечь уроки нравственности из сказки «Теплый хлеб».)

- А сейчас дополните (продолжите) предложения (фразы):

  • Понять:
  • Анализировать:
  • Научиться:

3. Tik Tok - Вспомним признаки сказки

(Авторское видео)

https://youtube.com/shorts/_SZVPW-u6xA?feature=share

4. Работа с текстом сказки

Кто главный герой сказки?

- Каким вы представляете его (внешность, качества характера)?

- Как автор к нему относится? Докажите. Найдите авторскую оценку в тексте.

- Сравните авторскую оценку Фильки и свою.

Какой поступок совершает Филька? Почему он так себя ведет?

Физкультминутка

Покажите:

  • как Филька бросает хлеб далеко в снег;
  • как стал сильно дуть ветер;
  • как разбушевалась снежная буря;
  • как Филька с друзьями колол лед.

Как мы понимаем, что он поступил плохо? Какие средства выразительности речи автор использует? Вспомним: олицетворение, сравнение, эпитеты.

5. Творческая работа

А) Подчеркните в отрывке сравнения.

В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице. Казалось, воздух замёрз, и между землёй и луной осталась одна пустота, жгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и её было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Б) В списке фразы из сказки. Определите эпитеты и выделит их зеленым цветом.

  • Тёплый хлеб
  • Соседский мальчишка
  • Рыхлые ручьи
  • Удивительные дела
  • Раненый конь
  • Звонкие дрова

В) Выделить зеленым цветом фольклорные элементы, используемые в сказке.

  • Эпиграф
  • Зачин
  • Испытание
  • Пословицы, поговорки
  • Эпилог
  • Концовка
  • Волшебные герои

Какие еще герои есть в нашей сказке? Какова их роль? (Зачем автор их включил в сказку?)

А) Раненый солдат (Сравнить с конем).

Б) Бабка (Как объясняет бабка мороз?). (Отрывок из мультфильма)

В) Панкрат.

- Две схожие сюжетные линии. И оба раза Природа протестует и наказывает обидчиков.

- Скажите, а Филька осознал свою ошибку? Как вы это поняли? Докажите текстом.

- Часто мы думаем, что нельзя исправить ошибку. Оказывается, можно, если приложить усилия, т.е. деятельностью, действиями.

- Природа услышала и поддалась, она увидела, что Филька изо всех сил старается, и простила его. Природа здесь выступает как полноценный персонаж.

- Человек и природа взаимосвязанны. Колесо мельницы символизирует жизнь, которая идет своим чередом. Жизнь и природа пошла дальше.

- Вернемся к началу сказки. Как изменила жизнь нашего героя? Каким он стал?

- Какие уроки Филька получил?

- Какие уроки вы для себя получили?

6. Работа с пословицами

(РЭШ, Урок 35).

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7403/main/300976/

  • Хлеб - всему голова
  • Хлеб сердце человеку укрепит
  • Хлеба край - и под елью рай, хлеба ни куска - в палатах возьмёт тоска
  • Сытое брюхо к учению глухо
  • На чужой каравай рот не разевай
  • Голодной куме все хлеб на уме

Прокомментировать и выбрать те, которые подходят к сказке по смыслу.

- Ответим на главный вопрос нашего урока: Ради чего должен жить человек? (помогать, любить, уважать людей)

7. Рефлексия

Сейчас мы попытаемся решить проблему, как должен жить человек. Для этого вы выполните задание: возьмите цветочек, который лежит на парте, приклейте его к дереву добра и счастья, а дома вы обязательно сделаете какое-нибудь доброе дело. На следующем уроке расскажете о нем.

8. Итоги урока. Оценки

9. Домашнее задание

Найти стихотворение А.Яшина «Спешите делать добрые дела…» и попробуйте сделать доброе дело.