Урок литературы в 6-м классе "Зимние мотивы в поэзии А.С.Пушкина"

Разделы: Литература


Цели:

  • Подготовить учащихся к восприятию поэзии А.С. Пушкина, раскрыть красоту, глубину, совершенство пушкинских лирических стихотворений.
  • Приобщить шестиклассников к переживаниям, выраженным в поэтических строках.
  • Обогатить опыт эстетических переживаний учащихся.
  • Углубить представление об эпитете, сравнении, олицетворении и их функциональной роли в поэтическом тексте.
  • Вызвать желание учить стихи.

Оборудование: учебники, тетради по литературе, компьютерная презентация (Приложение 1).

Слайды презентации

ХОД УРОКА

Слайд 1

Слайд 2

 

Слайд 3

 

Слайд 4

Слайд 5

 

Слайды 6-7

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

I. Слово учителя

– Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало закрывает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Русская природа привлекала, привлекает и всегда будет привлекать художников и поэтов.

II. Рассматривание репродукций картин русских художников

– У Бориса Щербакова есть цикл картин «Времена года». Рассмотрите картины «В декабре», «Январь. Зимнее утро», «Февраль».
– Что вам кажется радостным, а что печальным в зимней природе Бориса Щербакова?
– Какие краски преобладают в понравившемся вам пейзаже?
– Какое настроение передает автор на своих полотнах?
– Обратите внимание на картину И. Шишкина «На севере диком».
– Какие чувства вызывает у вас ель, изображенная на этой картине?
– Сравните ели, изображенные на картине А. Куинджи «Солнечные пятна на инее» и ель Шишкина.

III. Слово учителя

– Не остаются равнодушными к красотам природы и поэты. Неизмеримый заряд бодрости получал от природы А.С. Пушкин. Рассмотрите фотографии близких Пушкину мест в Михайловском и Болдине. Перед нами современные фотографии, но места эти были столь же хороши и в те дни, когда между этими деревьями гулял А.С. Пушкин.

IV. Чтение и беседа по стихотворениям

– Вспомним и послушаем три стихотворения А. С. Пушкина (Приложение 2)

«Зимняя дорога» (Читает Г. Бортников)

– Какое настроение передает автор в этом стихотворении? (Дорожная тоска, «сердечная тоска», скука, печаль, навеваемая зимним русским пейзажем.)
– Докажите, приведите примеры эпитетов и конкретных слов. (Печальные поляны, льет печально свет она, скучной, утомительно гремит, сердечная тоска, глушь и снег, скучно, грустно, путь мой скучен)
– Обратите внимание на картину В. Серова»Зимняя дорога», которая может являться иллюстацией к стихотворению Пушкина. Опишите картину, используя строки из стихотворения Пушкина.
(Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,...
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,...
Ни огня, ни черной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.)

V. Послушайте стихотворение «Зимний вечер» в исполнении М. Царева. (Приложение 3)

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.

1825 год.

– Определите настроение стихотворения, постарайтесь запомнить, в каких словах автор передает это настроение? (Настроение тоски, тревоги, описание бури в первой строфе создает настроение тревоги)
– Какую особенность в построении стихотворения вы заметили? (4 строфа состоит из 1–4 стиха 1 строфы и 1–4 стиха 3 строфы)
– Рассмотрите иллюстрацию, выполненную палехским мастером К. Бочкаревым.

VI. Послушайте еще одно стихотворение А. Пушкина, «Зимнее утро» в исполнении М. Казакова. Следите по учебнику, стр. 108. (Приложение 4)
– Чем настроение этого стихотворения отличается от двух предыдущих? (Контрастное настроение – радость от встречи солнечного морозного дня).
– Какая из картин, увиденных нами сегодня на уроке, наиболее точно передает настроение этого стихотворения? (Б. Щербаков «Зимнее утро»)
– Какие строки из стихотворения могут являться подписью под данной картиной?

Мороз и солнце; день чудесный! ...
...
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит ...

– Какое настроение создается в первой строфе? (Настроение радости, бодрости, восхищения природой.)
– С помощью каких средств создается такое настроение? (Настроение создается, прежде всего, с помощью эмоционально окрашенной лексики первой строфы: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный», «красавица», «Аврора», «звезда».)
Прочитаем выразительно первую строфу, стараясь передать ее настроение.
Как и почему меняется настроение во второй строфе? (Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледное», «тучи», «мрачные», «печальные».)

Пояснение учителя:Лексика второй строфы противопоставлена лексике первой. Благодаря противопоставлению подчеркивается выразительность стиха, усиливается впечатление от красоты и восхищения природой в дальнейшем описании. Такой прием носит в литературоведении название антитезы.

Записываем в тетради: «Противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи называется антитезой».

– Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения? (Да, исчезла бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности)
– Читаем выразительно вторую строфу. Интонация может быть несколько монотонной, перечислительной. Паузами подчеркнем переход от грустных воспоминаний к радости: И ты печальная сидела (пауза) – , А нынче... (пауза) погляди в окно...

Объяснение учителя:Сравнения обычно выражаются оборотами со словами «как», «будто», «словно». Найдем в стихотворении такое сравнение («Луна, как бледное пятно»). Сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже: «великолепными коврами... снег лежит».

– Почему поэт применяет такое сравнение? (Передает восторг перед красотой природы; создается ощущение мягкости, пушистости, роскошности этих снежных ковров.)
– Есть ли в стихотворении еще подобная конструкция? («Звездою севера явись»)

Учитель: Критик В. Г. Белинский писал о стихе Пушкина (Напомним: стих – стихотворная строка): «...он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч, густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря».

– Какой прием помогает Белинскому создать такой яркий образ стихов Пушкина? (Сравнение.)
– Какими  красками   можно  нарисовать  картину,   изображенную   в третьей строфе? (Чистыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебристой, оттенить картину черными штрихами, рисующими «прозрачный лес»)
– Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? (Однокоренные слова «блестя», «блестит», «блеском» передают ощущение праздничности, нарядности природы; эпитет «милый» встречается дважды, создает настроение радостного и немного печального умиления.)
– Куда стремится лирический герой из уюта комнаты? (Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора)
– Выразительно читаем все стихотворение.
– Что изображает поэт в стихотворении? (Картину природы, пейзаж, а через него свое настроение, свои чувства, переживания)

Пояснение учителя: Стихотворения, в которых изображаются картины природы, относят к жанру пейзажной лирики. Природа для поэзии – зеркало, в котором она яснее видит свой облик. Природа не только тема поэзии, но и ее идеал – пример истинной красоты, гармонии, целесообразности.
А. С. Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни, человеческого бытия: о том, в каких отношениях находятся человек и природа, как соотносятся явления природы и движения души человека, есть ли в природе разумное, божественное начало или она стихийна и бессмысленна. Таково и стихотворение «Зимнее утро». В нем поэт показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой.
Зима не усыпляет человека, а зовет к действию, бодрит. Разбушевавшаяся стихия («вьюга злилась», «мгла носилась») стремится к гармонии и восстанавливает ее (третья строфа). Пушкин подчеркивает таинственное единство человека и природы: движение, красота природы побудили лирического героя к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.

VII. Домашнее задание

1. Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро»
2. Прочитать роман Пушкина «Дубровский».

Литература:

  • Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М.: Вако, 2004.
  • Мультимедийная энциклопедия. А.С. Пушкин. В зеркале двух столетий.
  • Хренова О.М. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 6 класса: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2002.
  • Шадрина С.Б. Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Полухиной. – Волгоград: Учитель, 2006.