Цели:
- Подготовить учащихся к восприятию поэзии А.С. Пушкина, раскрыть красоту, глубину, совершенство пушкинских лирических стихотворений.
- Приобщить шестиклассников к переживаниям, выраженным в поэтических строках.
- Обогатить опыт эстетических переживаний учащихся.
- Углубить представление об эпитете, сравнении, олицетворении и их функциональной роли в поэтическом тексте.
- Вызвать желание учить стихи.
Оборудование: учебники, тетради по литературе, компьютерная презентация (Приложение 1).
Слайды презентации |
ХОД УРОКА |
Слайд 1 Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4 Слайд 5
Слайды 6-7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10 |
I. Слово учителя – Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало закрывает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Русская природа привлекала, привлекает и всегда будет привлекать художников и поэтов. II. Рассматривание репродукций картин русских художников – У Бориса Щербакова есть цикл картин «Времена
года». Рассмотрите картины «В декабре», «Январь.
Зимнее утро», «Февраль». III. Слово учителя – Не остаются равнодушными к красотам природы и поэты. Неизмеримый заряд бодрости получал от природы А.С. Пушкин. Рассмотрите фотографии близких Пушкину мест в Михайловском и Болдине. Перед нами современные фотографии, но места эти были столь же хороши и в те дни, когда между этими деревьями гулял А.С. Пушкин. IV. Чтение и беседа по стихотворениям – Вспомним и послушаем три стихотворения А. С. Пушкина (Приложение 2) «Зимняя дорога» (Читает Г. Бортников) – Какое настроение передает автор в этом
стихотворении? (Дорожная тоска, «сердечная
тоска», скука, печаль, навеваемая зимним русским
пейзажем.) V. Послушайте стихотворение «Зимний вечер» в исполнении М. Царева. (Приложение 3) Буря мглою небо кроет, Наша ветхая лачужка Выпьем, добрая подружка Буря мглою небо кроет,
– Определите настроение стихотворения,
постарайтесь запомнить, в каких словах автор
передает это настроение? (Настроение тоски,
тревоги, описание бури в первой строфе создает
настроение тревоги) VI. Послушайте еще одно стихотворение
А. Пушкина, «Зимнее утро» в исполнении М.
Казакова. Следите по учебнику, стр. 108. (Приложение
4)
– Какое настроение создается в первой строфе? (Настроение
радости, бодрости, восхищения природой.) Пояснение учителя:Лексика второй строфы противопоставлена лексике первой. Благодаря противопоставлению подчеркивается выразительность стиха, усиливается впечатление от красоты и восхищения природой в дальнейшем описании. Такой прием носит в литературоведении название антитезы. Записываем в тетради: «Противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи называется антитезой». – Если бы не было второй строфы, изменилось бы
настроение стихотворения? (Да, исчезла бы
острота восприятия, чувство удивления,
неожиданности) Объяснение учителя:Сравнения обычно выражаются оборотами со словами «как», «будто», «словно». Найдем в стихотворении такое сравнение («Луна, как бледное пятно»). Сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже: «великолепными коврами... снег лежит». – Почему поэт применяет такое сравнение? (Передает
восторг перед красотой природы; создается
ощущение мягкости, пушистости, роскошности этих
снежных ковров.) Учитель: Критик В. Г. Белинский писал о стихе Пушкина (Напомним: стих – стихотворная строка): «...он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч, густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря». – Какой прием помогает Белинскому создать
такой яркий образ стихов Пушкина? (Сравнение.) Пояснение учителя: Стихотворения, в
которых изображаются картины природы, относят к жанру
пейзажной лирики. Природа для поэзии –
зеркало, в котором она яснее видит свой облик.
Природа не только тема поэзии, но и ее идеал –
пример истинной красоты, гармонии,
целесообразности. VII. Домашнее задание 1. Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро» |
Литература:
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М.: Вако, 2004.
- Мультимедийная энциклопедия. А.С. Пушкин. В зеркале двух столетий.
- Хренова О.М. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 6 класса: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2002.
- Шадрина С.Б. Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Полухиной. – Волгоград: Учитель, 2006.